Людям надобится прошедшее, когда они уясняют себе связь и характер текущих явлений и начнут спрашивать, откуда эти явления пошли и к чему могут привести.
В. О. Ключевский
Сегодня - шесть лет, как не стало моей бабушки по папе. За это время, конечно, наступает смирение, уже не вспоминаешь каждый вечер, что надо позвонить, рассказать, спросить… Но номер ее так и не могу пока удалить. И целых два года уже не была на бабушкиной родине - очень поддерживают меня эти поездки, там чувствую связь. Раз не могу оказаться там физически, вспомню нашу поездку летом 2022 года.
Село Починки Нижегородской области - место, где в 1934 году появилась моя бабушка на свет. До середины шестнадцатого века здесь были непроходимые леса, а в 1552 году прошла дорога Ивана Грозного на Казанское ханство.
Места красивые, земли плодородные, две реки. Поблизости - Алатырь - в переводе с мордовского означает «Янтарный», а через Починки протекает
Рудня - это уже древнеиранское название, означает «река» или «водный путь» (в районе 3 тысячелетия до нашей эры жили индоевропейцы).
По одной версии, название - русское «Починок» по словарю Даля - «место в лесу, выжженное и расчищенное для нового поселения». Но у названия может быть и мордовское происхождение, как это часто бывает, не могут ученые поделить )))
Сначала здесь было мордовское поселение, затем - татарское, потом - земли боярина Бориса Ивановича Морозова. Морозов основал здесь поташное производство и следующие сто лет Починки были центром этого производства, работая и на зарубежный рынок.
Земли были затронуты пугачевским бунтом, жители участвовали в восстании. Потом, конечно, многих ждало суровое наказание. После губернской реформы 1779 года село получает статус города, оставаясь таковым до 1922 года, с тех пор - снова село.
Конезавод в Починках работает аж с 1652 года. Сначала нужны были рабочие лошади для поташного производства. Потом - верховые лошади для армии. С 50-х годов девятнадцатого века - тяжеловозы, здесь была выведена порода «советский тяжеловоз».
В девяностые и нулевые заводу было совсем худо. В 2009 его признали банкротом. Территория буквально лежала в разрухе, как там выживали лошади, понять сложно. Ведь крыш и стен порой уже не было, работникам не платили зарплату, на корм и медикаменты лошадям собирали деньги по всей округе. Сейчас вроде что-то сдвинулось, хотя бы на уровне обещаний, но о каком-то глобальном финансировании и резком улучшении ситуации я не слышала.
Вообще, свой рассвет Починки пережили во второй половине 19 - начале 20 века. Здесь действовала Земская управа, съезд мировых судей, сессия Окружного суда. Конечно, съезжались сюда люди со всех окрестных деревень ради торга.
Очень тронула меня история о том, как провожали мужчин на службу в армии или на вoйнy. Все, кого призвали, собирались со всей округи сюда для централизованной отправки. В каждом русском селе есть улица, которую зовут Слезавкой. Именно по ней провожали женщины своих родных. Есть такая и в Починках, по ней и мой прапрадед уходил на Первую Мировую, откуда не вернулся. Воспоминаний реальных о проводах у меня нет, прабабушке тогда было всего два годика, отца она не помнила.
К сожалению, после революции сильно пострадал облик села, развалился его видовой каркас. В советское время были уничтожены почти все архитектурные доминанты - храмы. По старым фотографиям до 1917 года видна вся красота этого тогда еще города.
С невероятным чувством я каждый раз приезжаю сюда и ценю эти редкие встречи с родиной бабушки. К счастью, сохранился дом, где бабушка жила с рождения и до своих тринадцати лет.
Теми же дорогами, что и бабушка, я могу дойти до Рудни. Вспоминаю при этом ее рассказы, что на речку ходили всегда со старыми ватниками, потому что купались до синих губ, отогревались на берегу в теплой одежде, и снова лезли в воду. А если на обратной дороге встречали друзей, идущих на речку, разворачивались и возвращались )))
Много бабушка мне успела рассказать и показать, брала меня с собой, гуляли по местам ее детства. Конечно, очень жалею сейчас, что все ее рассказы не записывала. В детстве надеешься на память. Вообще, память - это главное, что у нас есть. Пока мы помним о близких, они живы.
Есть подборка про наши поездки в деревню: