В наши дни можно встретить самые разнообразные праздники. Одним из них стал Тыквенный Спас, который отмечался 31 октября. Новостные порталы активно рассказывали об истории и традициях этого нового праздника, а в детских садах и школах его начали активно противопоставлять популярному Хэллоуину. В некоторых местах даже проводились тыквенные фестивали. Давайте разберемся, что же это за праздник и как он появился в последние годы в России.
Приглашаем в наш телеграм канал Православный Молитвослов. В канале есть молитвы на все случаи жизни, обязательно подпишитесь!
Сссылка на канал в телеграм - https://t.me/+DQRgepIYbZ8yOWYy
Происхождение Тыквенного Спаса
Прежде всего, стоит отметить, что название праздника содержит слово «Спас», что пытается связать его с более известными Медовым, Яблочным и Ореховым Спасами. Эти народные названия церковных праздников — Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, Преображения Господня и Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа — напрямую связаны с сельскохозяйственными работами в августе. В эти дни в храм приносили плоды нового урожая: яблоки, виноград, орехи и другие плоды, а также мед для благословения, которое ошибочно называют освящением.
Названия, содержащие слово «Спас», не отражают духовный смысл праздников и являются проекцией аграрного календаря на церковный. Нелепость этих названий заключается в неправильном использовании слова «Спас». Спас — это Спаситель, а сами праздники — Господские, то есть посвящены Господу и Спасителю Иисусу Христу. Называя церковные праздники Медовым, Яблочным или Ореховым Спасом, люди невольно именуют Господа «медовым, яблочным или ореховым Спасителем». Это звучит не только нелепо, но и в определенной мере кощунственно.
Тыквенный Спас и церковный календарь
В отличие от августовских церковных праздников, которые получили «сельскохозяйственную нагрузку» из-за особенностей сельской жизни, новомодный Тыквенный спас не имеет никакой привязки к церковному календарю. 31 октября Церковь не совершает никакого Господского праздника, а празднуется память апостола и евангелиста Луки. Таким образом, следуя логике других «Спасов», Тыквенный Спас именоваться таковым вообще не может.
Противопоставление Хэллоуину
Кто связал этот выдуманный праздник с Церковью — неизвестно. Но цель вполне ясна — облагородить его. И нужно это в первую очередь потому, что праздник противопоставлен Хэллоуину, который собрал в России немало поклонников. Хэллоуин празднуется 31 октября, в канун Дня Всех Святых по католическому календарю. Непременным атрибутом Хэллоуина является светильник Джека — полая тыква, на которой вырезана зловещая гримаса, а внутрь помещена свеча. Это роднит Хэллоуин с Тыквенным Спасом, непременным атрибутом которого также является тыква.
Тыква и славянское язычество
Сообщается, что Тыквенный Спас — это древний славянский праздник, знаменующий окончание сбора урожая, а тыква — символ урожая, плодородия, долголетия и т.д. Теоретически такое могло бы быть, поскольку все язычники имели такие сельскохозяйственные праздники, во время которых они благодарили своих богов за урожай и совершали различные жертвоприношения. Но создатели Тыквенного Спаса, приписывая его к глубокой славянской древности, не учли, что тыква появилась на Руси совсем недавно.
Большая Российская Энциклопедия сообщает, что в России тыква появилась в 19 веке. Её преимущественно возделывали на приусадебных участках в Поволжье и на Северном Кавказе. В настоящее время лидерами по производству являются Приволжский, Южный, Центральный и Северо-Кавказский федеральные округа, а из субъектов федерации — Дагестан. Таким образом, древние славяне никак не могли использовать тыкву как символ праздника сбора урожая. Особенно если учесть географию её выращивания, однако и там тыква не была повсеместно культивируемым овощем.
У древних славян действительно был аграрно-религиозный праздник Осенины перед днем осеннего равноденствия, когда заканчивался период сбора урожая. В сам же день осеннего равноденствия совершался праздник Таусень, когда чествовали бога Сварога. Но все это, конечно, не имеет никакого отношения к Тыквенному Спасу, 31 октября славяне не справляли аграрных праздников. Зато этот день особо отмечен у славянских неоязычников (родноверов), которые ночь с 31 октября на 1 ноября определяют как Велесову ночь. Согласно поверью неоязычников в эту ночь истончается грань между Явью и Навью — миром духов, и духи могут попасть в мир людей. Эта особенность в определенной мере роднит Велесову ночь с Хэллоуином. Но в обоих случаях появление духов в обрядности праздников является довольно поздним введением. Древние кельты, коим приписывают создание Хэллоуина, в этот день отмечали аграрный праздник, связанный как раз с окончанием сбора урожая. А та форма празднования Хэллоуина с фонарями Джека из тыкв и костюмов нечисти, что известна сейчас, сложилась лишь к концу 19 — началу 20 в.
Выводы
Подводя итог всему вышесказанному, приходим к выводу, что так называемый Тыквенный Спас — это неумелая попытка противопоставить в России хоть что-то западному Хэллоуину. Эдакое «тыквенное импортозамещение», которому попытались придать благообразный вид, включив в название слово «Спас». Это сделало его похожим на другие проекции аграрного календаря на церковный, известные как Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы. Отсылки на народные традиции, а по сути — на древнеславянское язычество, также не являются чем-то новым. В советское время так «воскресили» из небытия Масленицу, обставив её празднование как традиционные народные гуляния с сопутствующей языческой обрядностью. Но если Масленица и существовала у древних славян, то никакого Тыквенного Спаса у них не было, а аграрные праздники, привязанные ко дню осеннего равноденствия, совершались в другое время и не имели никакой тыквенной атрибутики.
Праздновать или не праздновать новомодный Тыквенный Спас? Думается, что христианину неуместно принимать участие пусть и в выдуманном, но по сути языческом празднике. Ставящиеся устроителями праздничных мероприятий задачи в виде сохранения семейных ценностей и традиций видятся несостоятельными, поскольку построены на неумелой выдумке. Нельзя на лжи построить крепкий фундамент, и нет никакого смысла через язычество вести людей к Спасу (Спасителю). А уж именовать не пойми что Спасом и вовсе кощунственно.