Найти в Дзене

Заброшенные машины: уникальные советские вездеходы ЗИЛ, так и не ставшие серийными

Столичный завод имени Лихачёва, ранее известный как ЗИС (1-й государственный автомобильный завод имени Сталина) прославился своими массовыми серийными грузовиками и правительственными лимузинами. Однако деятельность предприятия не ограничивалась только ими. В истории завода есть множество увлекательных эпизодов, посвящённых необычным экспериментальным и узкоспециализированным автомобилям. ЗИЛ-135П «Дельфин» — это один из самых необычных и амбициозных проектов, созданных на знаменитом заводе имени Лихачёва. Этот уникальный автомобиль, обладающий способностью передвигаться как по воде, так и по суше, стал символом технологических новшеств и инженерной мысли советской эпохи. В середине 1960-х годов на ЗИЛе было принято решение о разработке нового типа амфибии, способной выполнять множество задач в условиях современного боя и переброски войск. Первоначально проект задумывался как самоходный понтон для организации переправ, но вскоре концепция изменилась. В результате появился ЗИЛ-135П, кот
Оглавление

Столичный завод имени Лихачёва, ранее известный как ЗИС (1-й государственный автомобильный завод имени Сталина) прославился своими массовыми серийными грузовиками и правительственными лимузинами. Однако деятельность предприятия не ограничивалась только ими. В истории завода есть множество увлекательных эпизодов, посвящённых необычным экспериментальным и узкоспециализированным автомобилям.

ЗИЛ-135П «Дельфин»

ЗИЛ-135П «Дельфин» — это один из самых необычных и амбициозных проектов, созданных на знаменитом заводе имени Лихачёва. Этот уникальный автомобиль, обладающий способностью передвигаться как по воде, так и по суше, стал символом технологических новшеств и инженерной мысли советской эпохи.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

История и конструкция

В середине 1960-х годов на ЗИЛе было принято решение о разработке нового типа амфибии, способной выполнять множество задач в условиях современного боя и переброски войск. Первоначально проект задумывался как самоходный понтон для организации переправ, но вскоре концепция изменилась. В результате появился ЗИЛ-135П, который мог использоваться в качестве десантного транспортера и даже водно-наземного спасателя.

Длина «Дельфина» составила почти 14 метров, а его конструкция была революционной для своего времени. Он стал первой в мире несущей конструкцией, выполненной из полиэфирного стеклопластика с пенопластовой прослойкой, что обеспечивало ему надёжность и лёгкость.

Особенности дизайна

Одной из ключевых особенностей ЗИЛ-135П были его огромные размеры и необычная форма, что напоминало облик морских обитателей. Конструкция не имела металлической силовой структуры, что значительно снижало массу машины. Пластиковые панели позволяли создать цельные, бесшовные поверхности, что упрощало ремонт и повышало прочность.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

«Дельфин» был оснащён двумя двигателями ЗИЛ-375 V8, которые передавали тягу отдельным колесам по индивидуальным коробкам передач и редукторам. В отличие от традиционных автомобилей, у него не было стандартных подвесок; вместо этого использовались шины низкого давления с централизованной системой подкачки, что значительно улучшало проходимость.

Высокая мобильность

В водной среде «Дельфин» показывал непревзойдённые качества. Два винта диаметром 700 мм позволяли ему маневрировать в воде так же легко, как рыба. Винты могли поворачиваться не только в одну сторону, но и по различным направлениям.

Коэффициент полезного действия винтов достигал 0.48, что является выдающимся показателем по сравнению с зарубежными аналогами, у которых этот коэффициент часто не превышал 0.24.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Испытания 

Во время испытаний ЗИЛ-135П продемонстрировал стабильность как на суше, так и на воде, включая проверки в Балтийском и Северном морях. Однако, несмотря на все свои достоинства и потенциальное развитие, ЗИЛ-135П не смог найти широкое применение. Военные потеряли интерес к проекту, и амфибия так и осталась в стадии эксперимента.

ЗИЛ-Э167

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

История создания

Запрос на разработку ЗИЛ-Э167 (Э - экспериментальный) поступил от Московского городского Совета народного хозяйства. Проектирование началось в октябре 1962 года, однако процесс затянулся. По неясным причинам задание оказалось затерянным на столе главного конструктора завода. Когда сотрудники наконец спохватились, они обратились к инженеру Грачеву и его команде, которая смогла в сжатые сроки реализовать проект. Используя доступные материалы, команда создала великолепный и впечатляющий вездеход.

Конструкция и технические характеристики

ЗИЛ-Э167 основывался на усиленном рамном шасси модели 135Л. Инновационным решением стало использование стеклопластиковых колесных дисков, которые были разработаны в сотрудничестве с МВТУ имени Баумана. Эти диски весили в 2,5 раза меньше традиционных стальных.

Габариты ЗИЛ-Э167: его длина составляет 9420 мм, ширина — 3130 мм, а высота — 3060 мм. Несмотря на внушительные размеры, благодаря использованию легких материалов, его снаряженная масса ограничивалась 12 тоннами. Для перемещения этого гиганта были установлены два мощных двигателя ЗИЛ-375 V8, каждый с мощностью 180 лошадиных сил. Запас топлива в 900 литров позволял проехать до 600 километров, что было необходимо с учетом мощных двигателей.

При высоте дорожного просвета, достигающей 852 мм, и возможности преодолевать труднопроходимые участки, ЗИЛ-Э167 поражал своей манёвренностью. Ход подвесок составлял 240 мм, что позволяло машине демонстрировать отличные показатели проходимости. 

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Испытания и применение

ЗИЛ-Э167 принимал участие в испытаниях в начале 1965 года и продемонстрировал высокую эффективность при помощи строителям нефтепровода Шаим-Тюмень. Способность этой махины передвигаться по различным типам местности и даже по сложным водным участкам делала её незаменимой в народном хозяйстве.

Тем не менее, несмотря на свои превосходные характеристики и потенциальные возможности, проект не был запущен в серийное производство. Основные причины заключались в сложности трансмиссии и отсутствии государственной необходимости в таких машинах на тот момент.

ЗИЛ-135Б

ЗИЛ-135Б — это уникальный восьмиколесный вездеход-амфибия, который олицетворяет смелые инженерные решения и достижения советского автопрома. Созданный в 1950-х годах на заводе имени Лихачёва, ЗИЛ-135Б стал ярким примером того, как интенсивные исследования и разработки могут привести к созданию поистине революционных машин.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Конструкция и технические особенности

Одной из самых выдающихся черт ЗИЛ-135Б является его трансмиссия. Этот вездеход был оснащён двумя 120-сильными моторами ЗИЛ-123Ф, которые передавали мощность на колеса через индивидуальную гидромеханическую систему. Это решения обеспечивало значительную степень надёжности — даже в случае отказа одного из двигателей, машина могла продолжать движение, что было жизненно важно для военных операций.

Еще одной замечательной особенностью этого вездехода стало отсутствие традиционной подвески. Вместо этого конструкция использовала шины низкого давления, что увеличивало проходимость и позволяло машине устойчиво передвигаться по сложным и труднопроходимым участкам. Плавучесть ЗИЛ-135Б обеспечивалась водоизмещающим корпусом-лодкой и парой водометов, что позволяло успешно пересекать водные преграды.

Дополнительные элементы конструкции включали особенности, такие как сближенные центральные оси, что улучшало маневренность и управление. Рулевое управление воздействовало не только на передние, но и на задние колеса, что значительно повышало возможности вездехода в условиях низкой проходимости.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Испытания

Испытания первого экземпляра ЗИЛ-135Б состоялись летом 1959 года и запомнились множеством захватывающих моментов. Так, во время одного из испытаний он чуть не столкнулся с бедствием, едва не утонув в реке Дон из-за пусковой установки 2П21 оперативно-тактического ракетного комплекса 2К6 «Луна». Однако при ракетных пусках с твердой поверхности вездеход показал впечатляющую устойчивость, что привело к строительству нескольких модифицированных предсерийных образцов.

К сожалению, несмотря на выдающиеся характеристики и впечатляющие показатели, ЗИЛ-135Б так и не стал серийным образцом. Причины заключались в изменениях военной концепции, отказе от амфибий и начале разработки более современных систем, таких как «Луна-М». В результате предыдущие пусковые установки, для которых создавался этот вездеход, были признаны устаревшими.

Спасибо, дорогой читатель, что прочитал данную статью до конца.

История полна разных тайн, загадок и теорий. Давай вместе попробуем в них разобраться. Подпишись на канал,чтобы не пропустить новые, интересные темы.