Найти в Дзене
Галерея на Шаболовке

Знакомство с художником: Вадим Генин

Мы продолжаем знакомить вас с участниками выставочных проектов Галереи на Шаболовке. С 16 августа по 29 сентября на выставке «Эксперимент с традицией» была представлена работа «Плешь комариная» Вадим Генина. Вадим – композитор. Он окончил Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова по специальности Композиция и Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского со степенью кандидата физико-математических наук. Музыка Вадима построена на экспериментах со звуком, действием, словом и мультимедийными возможностями. Мы пообщались с художником о творческом процессе и вдохновении. Вадим, у вас два высших образования по совершенно противоположным, на первый взгляд, специальностям – музыкальное и физико-математическое. Есть ли что-то общее в этих сферах? И ученые, и композиторы (и слушатели современной музыки) занимаются одним и тем же – внимательным вглядыванием в процессы. Вглядываясь, они выстраивают иерархию ценностей – отделяют г

Мы продолжаем знакомить вас с участниками выставочных проектов Галереи на Шаболовке. С 16 августа по 29 сентября на выставке «Эксперимент с традицией» была представлена работа «Плешь комариная» Вадим Генина.

Вадим – композитор. Он окончил Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова по специальности Композиция и Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского со степенью кандидата физико-математических наук.

Музыка Вадима построена на экспериментах со звуком, действием, словом и мультимедийными возможностями. Мы пообщались с художником о творческом процессе и вдохновении.

Вадим, у вас два высших образования по совершенно противоположным, на первый взгляд, специальностям – музыкальное и физико-математическое.

Есть ли что-то общее в этих сферах?

И ученые, и композиторы (и слушатели современной музыки) занимаются одним и тем же – внимательным вглядыванием в процессы. Вглядываясь, они выстраивают иерархию ценностей – отделяют главное от второстепенного. Это так же увлекательно, как, к примеру, наблюдать за муравейником и пытаться разгадать принципы, по которым он живет.

Почему решили связать свою жизнь с музыкой, а не с математикой или физикой?

Физику не бросаю – работаю научным сотрудником в университете.

Вы лауреат многочисленных премий и победитель конкурсов. Как удаётся всё успевать?

Помимо сочинения, у композитора есть ещё два важных дела: слушание чужой музыки и рассылка своей на конкурсы и лаборатории. Все три одинаково важны.

Какую ещё награду хотели бы получить, в каком проекте поучаствовать?

Неопробованного еще полно: не занимался сайт-спецификом, не строил многоканальных инсталляций. Но это не проблема: число проектов интересных композиторских сейчас растёт и растёт.

Ваша работа «Плешь комариная», которая была представлена на выставке «Эксперимент с традицией», отсылает к повести Стругацких «Пикник на обочине». Вам нравится творчество этих писателей? Что ещё любите из литературы?

У Стругацких нравится погруженность в контекст. Если главный герой математик, то он вполне правдоподобно решает интегралы между делом по работе. С той же стороны Иэн Макьюэн импонирует.

Назовите ваших любимых художников и периоды в искусстве?

Заметил, что с позиций современного искусства здорово смотреть на искусство любой эпохи. Все художники превращаются в интересных.

С кем из ныне живущих художников или композиторов хотелось бы сделать совместный проект?

Может, что-то связанное с настоящим профессиональным видео: чтоб музыканты играли, а у них за спинами на экране шёл крутой видеоряд.

Как происходит процесс написания ваших музыкальных композиций? Сколько времени проходит от замысла до финальной версии?

Проекты идут друг за другом и на каждый получается выделить примерно месяц. Сначала всегда идёт концепция. На неё (как у Кинга в «Мизери») либо случайно натыкаешься, либо кропотливо ее вырабатываешь. Затем надо определиться с харизматичным (!) материалом сочинения и тем, как он будет развиваться внутри пьесы. То есть с персонажами и коллизиями.

Ваши работы экспериментальные и могут быть не всегда понятны неподготовленному слушателю. Что посоветуете такому зрителю, которому тяжело разобраться в современном искусстве?

Как в любом деле, любой новый опыт немножко упорядочивает весь предыдущий. Важно этот новый регулярно получать.

Вы сами сразу начали свой творческий путь с экспериментов или сначала была классика? Как и под влиянием чего произошел этот переход?

В современной академической музыке есть такая стратегия, когда композитор предпринимает умышленный въезд на территорию чужого узнаваемого стиля. Например, саунда актуальной для своего времени массовой музыки: джаза, психоделики, хип-хопа, техно. Бернхард Гандер, к примеру, специалист по блэк-металлу (даже выглядит соответствующе). Но его музыку все равно играют академисты на фестивалях contemporary-формата. Важно почувствовать черты формата, в котором собираешься работать. Сформулировать их сложно – тут больше помогает правое полушарие, которое укажет «вот это можно назвать современным академизмом, а это – нет». Но надо много слушать и обсуждать. Мне в этом здорово помогли образовательные проекты Союза композиторов России и гильдии МолОт Российского музыкального союза, а до участия в них было странное заблуждение, что Бетховен, помноженный на джаз, это острие современности. Сейчас таких композиторских лабораторий очень много, то есть у молодого автора больше шансов перестать быть изолированным и поддаваться типичным заблуждениям.

До 24 ноября 2024 года в Галерее на Шаболовке проходит выставка «Музыка будущего».

Чтобы не пропустить новости и анонсы Галереи, подписывайтесь на наш Телеграм-канал:

https://t.me/na_shabolovke