Найти в Дзене
Влюбленная в Москву

Путешествие в мир Пушкина: от эскиза до спектакля. Режиссер Ярослав Шевалдов рассказал о работе над постановкой НеМаленьких трагедий Пушкина

Ярослав, расскажите, как давно появилась идея поставить спектакль и чем вас заинтересовал этот материал? — Спектакль рождался долго. Если я не ошибаюсь, в 2022 году мы уже делали эскиз «Пушкин. Дилогия». Он состоял из двух маленьких трагедий — «Каменного гостя» и «Моцарта и Сальери». Мы показали этот эскиз в рамках фестиваля «Красная площадь», в самом центре Москвы, на Красной площади. Публика приняла его очень хорошо. Когда берешься за новый материал, в голове начинают рождаться мысли, возникают параллели. И эта тема не оставляла нас. Мы показывали этот эскиз ещё пару раз в таком же виде, в рамках «Ночи искусств». После гастролей в Волжске я сделал ещё один эскиз по «Капитанской дочке». Александр Сергеевич Пушкин как будто бы начал притягивать меня к себе. И тут наступил год Пушкина. Казалось, что все звёзды сошлись. Захотелось что-то сделать. Когда появилась мысль о том, чтобы Пушкин был действующим лицом в этой истории, она как будто бы сложилась сама собой. И тогда мне захотелось п
Ярослав Шевалдов — художественный руководитель и режиссёр Московского драматического театра имени Сергея Есенина.
Ярослав Шевалдов — художественный руководитель и режиссёр Московского драматического театра имени Сергея Есенина.

Ярослав, расскажите, как давно появилась идея поставить спектакль и чем вас заинтересовал этот материал?

— Спектакль рождался долго. Если я не ошибаюсь, в 2022 году мы уже делали эскиз «Пушкин. Дилогия». Он состоял из двух маленьких трагедий — «Каменного гостя» и «Моцарта и Сальери». Мы показали этот эскиз в рамках фестиваля «Красная площадь», в самом центре Москвы, на Красной площади. Публика приняла его очень хорошо.

Когда берешься за новый материал, в голове начинают рождаться мысли, возникают параллели. И эта тема не оставляла нас. Мы показывали этот эскиз ещё пару раз в таком же виде, в рамках «Ночи искусств».

После гастролей в Волжске я сделал ещё один эскиз по «Капитанской дочке». Александр Сергеевич Пушкин как будто бы начал притягивать меня к себе. И тут наступил год Пушкина. Казалось, что все звёзды сошлись. Захотелось что-то сделать.

Когда появилась мысль о том, чтобы Пушкин был действующим лицом в этой истории, она как будто бы сложилась сама собой. И тогда мне захотелось превратить её в полноценный спектакль.

Ярослав Шевалдов — художественный руководитель и режиссёр Московского драматического театра имени Сергея Есенина.
Ярослав Шевалдов — художественный руководитель и режиссёр Московского драматического театра имени Сергея Есенина.

Есть ли в спектакле главный герой и кто он?

— Главный герой нашего спектакля — это Александр Сергеевич Пушкин во всех смыслах этого слова. Уже в самом названии — «НеМаленькие трагедии Пушкина» — отражено его значение. С одной стороны, это его произведения, а с другой — личные трагедии и этапы жизни, через которые он прошёл.

Пушкин выступает в роли проводника в свой мир, который открывает нам двери в различные истории: юность, молодость, творческую зрелость. Он переосмысливает себя и своих героев, чтобы уйти в вечность, став тем, кем мы его знаем и любим. Пушкин — это наше всё.

Встречались ли вам люди, которые оказали значительное влияние на ваше профессиональное развитие?

— На меня большое влияние оказал Владимир Михайлович Зельдин — замечательный актёр, который ушёл из жизни в возрасте 101 года, но до последнего дня выходил на сцену. В своё время меня поразило, как, несмотря на свой возраст, он излучал невероятную жизненную энергию. Я увидел в нём человека, который весь свой богатый опыт, все пережитые в жизни испытания, приносил с собой на сцену. В этом я увидел суть театра.

Этот человек подтолкнул меня к дальнейшему развитию и поиску своего места в профессии. Он показал, как можно выразить себя на сцене. Наш спектакль «Дети Дон Кихота» посвящён ему, и это не случайно.

Конечно, в мире театра можно встретить множество вдохновляющих примеров. Однако важно не создавать себе кумиров. В один период вы можете увлекаться чем-то одним, в другой — другим, но главное — сохранить себя.

Ярослав Шевалдов — художественный руководитель и режиссёр Московского драматического театра имени Сергея Есенина.
Ярослав Шевалдов — художественный руководитель и режиссёр Московского драматического театра имени Сергея Есенина.

По какому принципу вы подбирали актеров?

— Когда ты встречаешь человека, ты видишь его уже готовым к определенной роли. В процессе работы вы можете понять, готов ли он развиваться дальше и твой ли это человек.

Важно, чтобы мы были с актёром «одной крови», имели общий внутренний мир. Конечно, в первую очередь обращаешь внимание на внешность и типаж актёра, но только в процессе работы становится понятно, твой это человек или нет.

С некоторыми актерами приходится прощаться, а с кем-то, наоборот, налаживается более тесное сотрудничество. Всё зависит от любви: если есть какая-то внутренняя такая творческая любовь у вас друг к другу, то всё получится.

Что приносит вам больше радости: сам процесс репетиций или их результат?

— Безусловно, процесс репетиций всегда приносит больше удовольствия. Когда всё только начинается, ты радуешься новым идеям и решениям, которые приходят в голову. Это как постоянный полёт фантазии.

Конечно, не обходится и без трудностей. Иногда возникают паузы, и ты не знаешь, как решить сцену. Это очень противоречивый процесс, но он наполнен жизнью.

После того как спектакль выходит на сцену, он продолжает развиваться. И это тоже увлекательное занятие — наблюдать за тем, как твой спектакль растёт, когда ты находишься с ним в процессе.

Но, пожалуй, самое интересное в нашей профессии — это поиск и репетиции. В этом есть что-то безумное. Но не менее интересно наблюдать, как то, что ты создал, встречается со зрителем. Это как две волны, берег и море, которые всегда по-разному соприкасаются. Это всегда очень увлекательно.

Благодарю Ярослава за интервью и до встречи на премьере спектакля «НеМаленькие трагедии Пушкина», которая состоится 27 и 29 октября.