Читатель сразу вспомнит про Каталонию, Шотландию или Басконию. Ну да, эти области находятся, что называется, на низком старте. Однако существуют ещё несколько мятежных территорий, которые имеют все шансы стать новыми государствами.
Республика Сербска
Государственное образование в составе Боснии и Герцеговины. Республика появилась как самопровозглашённое государство в 1992 году. Независимость продлилась до 1995 года, когда по условиям Дейтонских соглашений Республика Сербска стала составной частью Боснии и Герцеговины.
У современной Республики Сербской очень сложный, запутанный юридический статус. Это не государство в полном смысле этого слова. У него нет национальной валюты, армии или налоговой системы. Но власти республики могут, например, устанавливать параллельные отношения с другими государствами.
Республика обладает большой автономией. Чем же они не довольны? Дейтонские соглашения гарантировали сербам Республика Сербска их права. Однако власти республики считают, что правительство Боснии и Герцеговины желает централизировать страну в ущерб интересам сербов. Президент Республики Сербской Милорад Додик пригрозил провести референдум уже в 2024 году, если власти Сараево не одумаются.
Корсика
У Корсики очень бурная история. Она попеременно принадлежала то грекам, то этрускам, то вандалам, то византийцам, то различным итальянским государствам. Постоянное смешение культур и народов породило уникальную общность под названием корсиканцы. И по мере того, как корсиканцы осознавали свою самобытность, в них крепла идея независимости. Начиная с 18 века, корсиканцы борются за свою свободу.
С 1769 года мятежный остров принадлежит Франции. Однако корсиканцы не теряют надежду обрести независимость. Особенно борьба обострилась в 70-х годах XX века, когда радикальное крыло сепаратистов устроило настоящую войну против французских властей, жертвами которой стали сотни людей.
В настоящее время страсти поутихли. Теперь корсиканские националисты добиваются расширения прав Корсики легальным путём. На этом поприще они добились больших успехов. В настоящее время у Корсики очень широкая автономия. Но, видимо, не далёк тот момент, когда корсиканцы захотят большего…
Венето
Единая Италия существует не так уж долго. Лишь в 1815 году разрозненные итальянские земли начали объединятся в одно государство. До той поры Аппенинский полуостров был разделён на несколько самостоятельных государств.
Одним из них была Венецианская республика. В своё время это была могущественная сила, которая на протяжении нескольких веков была сильным мировым игроком. Но примерно с 17 века Венеция стала приходить в упадок, постепенно выродившись в малозначительное государство, которое стало разменной монетой между соседними странами.
Венеция стала частью Италии только в 1866 году. За почти 200 лет венецианцев почти перековали в итальянцев. Однако венецианцы всё ещё сохраняют культурную самобытность. В Венето очень сильны сепаратистские настроения. Во многом они подкрепляются экономической составляющей. Венето это один из локомотивов итальянской экономики.
Местные жители справедливо полагают, что больше денег должны оставаться в местной экономике. И раз Венеция так много даёт остальной Италии, то и к мнению венецианцев надо прислушиваться чаще: например, не превращать Венето в проходной двор для мигрантов.
В 2014 году в области был проведён общественный референдум по вопросу создания независимой Венеции. Почти 90% высказались ЗА. В том же году итальянская полиция арестовала 24 человека, которых обвинили в подготовке к вооружённому мятежу. То ли ещё будет…
Гагаузия
Переместимся на пространство бывшего СССР. В начале 90-х, когда могучему Советскому Союзу внезапно поплохело, начался так называемый парад суверенитетов. Молдавия вприпрыжку выскочила из «тюрьмы народов». Вот только не все были согласны с таким решением.
Помимо приднестровцев разделять судьбу молдаван не захотели гагаузы – это небольшой тюркский народ, проживавший на территории Молдавской ССР. В 1990 году они самопровозгласили Республику Гагаузию.
В 1990 – 1995 годы Гагаузия была фактически независимым государством. Позже гагаузы согласились остаться в составе Молдавии, но на условиях широкой автономии.
Несмотря на все договорённости, между Гагаузией и Кишинёвым тлеет перманентный конфликт. Молдавия в последние годы стремительно дрейфует в сторону Запада и «самопоглощается» соседней Румынией. Гагаузы же, напротив, всячески противятся прозападному курсу и ищут союз с Россией.
Уэльс
У всех на слуху Шотландия, которая очень близка к разрыву с Великобританией. Однако в ближайшей исторической перспективе попрощаться с Лондоном может и Уэльс.
У Уэльса богатая история государственности. Запад острова Великобритания был одним из последних оплотом автохтонного кельтского населения. Когда пал полумифический король Артур, и одним за другим под натиском англосаксев исчезали королевства бриттов, княжества Уэльса сопротивлялись напору оккупантов долгие столетия.
Уэльс был захвачен англичанами только в 13 веке. Но ещё как минимум ещё целое столетие регион сотрясали восстания.
В конце 19 века Уэльс добился ряд небольших уступок от Лондона в вопросе самоуправления. В последующие десятилетия валлийцы последовательно укрепляли свою автономию. Ныне Уэльс имеет просто широченные права, которые только могут сниться некоторым другим автономиям. Например, у Уэльса есть собственные национальные спортивные сборные, которые не без успеха выступают на международных турнирах.
Уэльс – самый бедный регион Соединённого Королевства. Лондон не может или не хочет решать экономические проблемы Уэльса.
Поэтому из года в год среди валлийцев крепнут сепаратистские настроения. В Уэльсе очень сильны позиции националистических партий, которые выступают за независимость Уэльса. Примерно 30% валлийцев хотят разрыва с Лондоном. Причём наиболее радикально настроена валлийская молодёжь.
Читайте также: