В первый раз я попал в Севастополь в 2010 году и тогда он мне показался «маленькой Одессой». С тех пор мне довелось частенько здесь бывать и не только с туристическими целями, но и по работе на славной Балаклавской ТЭС. А вот жена моя Маша до сего года (2024) не посещала самый большой российский город на черноморском побережье.
В предыдущих частях очерков по данной поездке я уже описал, можно сказать, «окраины» Севаса: мыс Фиолент, пляж «Инжир» на мысе Айя, который также относится к Севастопольскому лесничеству. Ещё написал про опасную Любимовку и чудесную больничку в Северном. Кстати, многие не знают, что даже посёлок Кача официально относится к Нахимовскому району Севастополя. Ну а теперь за пару дней до отбытия на места постоянного расквартирования настал черёд и самого сердца этого урбанистического средоточия героической русской славы и исторической доблести.
Предыдущие части:
Крымское Эльдорадо 24 ( часть 1 ) | Геодезист в Лесу | Дзен
Крымское Эльдорадо. Амазонка (часть 2) | Геодезист в Лесу | Дзен
Крымское Эльдорадо. Инжирные Крабы (часть 3) | Геодезист в Лесу | Дзен
Крымское Эльдорадо. Райские сады (часть 4) | Геодезист в Лесу | Дзен
Крымское Эльдорадо. Опасный пляж (часть 5) | Геодезист в Лесу | Дзен
Началось с того, что забронировали в центре номер на улице Буденного. Рядом с панорамой Оборона Севастополя 1854-1855, потому как из местных достопримечательностей она у меня самая любимая, и я с ходу решил поразить жену мощью и красотой академической батальной живописи размером 14 на 115 метров. Бронировали через «Яндекс-путешествия» на одни сутки, чтобы потом продлить на 500 рублей дешевле. Данная схема у нас уже не раз прокатывала, очень часто в Крыму цена за отель в онлайн-сервисе оказывалась существенно выше, чем физически на руки управляющему. Но здесь наш маленький лайфхачок не прокатил – нам сразу сказали, что на завтра мест нет, и придётся искать другой отель на вторые сутки.
На дворе стоял жаркий июль, ясное солнце отражалось от известняковой пыли и слепило глаза. Гостишка располагалась в частном секторе, где кривые переулочки одесскими флешбеками и лесенками устремлялись вниз к устью Сарандинакиной балки, которая является логическим рельефным продолжением Южной бухты Севастополя, где расположен Ж/Д вокзал и район Пересыпь. Тянется эта балка на 8 километров к рынку «5-й километр» рядом со знаменитой развязкой «огурец». Забавно, что в Одессе тоже есть большой рынок «7-й километр» и любовь к придумыванию народных названий для развязок (а-ля «Два столба»). По берегам балки раньше были античные усадьбы Херсонесской хоры, а сейчас пустыри да гаражи, по большей части, плюс заброшенный подземный командный пункт эпохи Холодной войны.
Медленно, но верно поднялись мы к Бастионному холму, чтобы с чёрного хода проникнуть в Исторический сквер на месте 4-го бастиона, где в свои 28 лет держал оборону Лев Николаевич Толстой. Когда-то это было одно из самых тусовочных мест в городе – в сквере были танцплощадки и располагался Матросский клуб, ныне – не самый популярный в городе драмтеатр имени Лавренёва. О былых весёлых деньках напоминают, разве что, стрип-клубы на площади Ушакова рядом с тёмной и неприметной лестницей на Красный спуск, которая на своём веку чего только не видывала.
Как-то так я себе представлял свою экскурсию для жены по этим местам, но со стороны улицы Будённого нас встретил лишь скромный и потрёпанный парк старых советских аттракционов, огороженный забором и какой-то промкой. Колесо обозрения этого парка видно со многих концов Севастополя, но непосредственно рядом с ним я сам оказался впервые. Советские карусели сохранились в первозданном виде, даже свежая покраска, казалось, не нарушала каноничной цветовой гаммы. Кроме нас посетителей практически не было, сотрудники смотрели не очень приветливо и даже нагрубили в ответ на вопрос о льготах для ребёнка по инвалидной справке. Оказалось, что ничего там не действует и расчёт только за наличные. Для сравнения – в Нальчике в этом же году мы были и там по этой справке для Светы и для меня в качестве сопровождающего все карусели, 2-е американские горки, различные современные аналоги «сюрпризов» и прочих крутилок-вертелок были бесплатные и мы полдня на них готовились к полётам на околоземной орбите и в дальнем космосе. Ну это я так, для справки. Прилагаю фото этого музея парков культуры имени отдыха под открытым небом, с которых, по сути, и начался наш туристический трип по Севастополю в этом сезоне.
Следующим квестом оказалось преодоление заборов, чтобы не обходить 800 метров до улицы 4-я Бастионная к главному входу. За одним забором нас ждал следующий, и так пока мы не выползли через какую-то дыру на оперативный простор заброшенного исторического пустыря. Вообще, Бастионный холм, будучи одним из ключевых мест обороны города, испещрён различными подземными штольнями и бомбоубежищами, правда, сверху этого не заметно, так как входы в них расположены внизу с территории Винодельческого завода и Лагерной улицы. Прошагав полкилометра по пустырям, мы-таки убедились, что Панорама закрыта и находится на реконструкции, причём нигде ни на одном заборе объявлений об этом не было, как не было их и на онлайн-карте города. Только на официальном сайте «музеи обороны Севастополя» мы нашли соответствующую новость, что она закрыта до 2025 года. Ну что ж, город большой – пойдём дальше искать приключений.
Мы чудесными кустами вышли через задний двор театра Лавренёва. Здесь тоже были разбитые лестницы, скопления хлама и разрушающаяся балюстрада со смотровой. Напротив театра располагалось здание со злачными клубами, плавно перетекающее в смотровую площадку на Южную Бухту, а следующее, по соседству с ним, было одной из самых известных библиотек города – Центральной библиотекой имени Льва Толстого. Чтобы посетители клубов всегда могли восполнить недостаток культуры в библиотечном зале, и наборот, – чтобы читателям библиотеки не нужно было далеко идти избавляться от избытка этой самой культуры.
Мы прошлись по улице Ленина, подкрепились в недавно открывшейся столовой «Еда» (эту сеть мы высоко оценили ещё в 2023 году в Феодосии) и спустились в музей «Подземный Севастополь» неподалёку. Музей сделали на базе одного из законченных бомбоубежищ времён холодной войны (спецсооружение №2 напротив памятника Суворову). Что понравилось и запомнилось: возможность оценить атмосферу реальных блоков убежищ с двухэтажными нарами, даже посидеть и полежать на них, мы с женой шутили на тему того, что это мог быть бюджетный вариант курортного жилья на пару сотен человек; на стендах была информация про масштабные стратегические объекты, о которых я не знал, вроде подземных электростанций и подземных топливных хранилищ; другой выход из бомбоубежища выходил прямо в торговый центр.
Потом мы погуляли по центру, Маша у меня интересуется вообще историей и христианством, имеет профильное образование. В связи с этим, очень хотелось попасть в Херсонес, но практически все севастопольские музеи закрываются в 18 часов, поэтому данное посещение мы решили ради полноценности перенести на следующий день. А в тот вечер мы сели в троллейбус на площади Нахимова и умчали на Малахов курган.
Я решил, что раз Панораму нам увидеть вживую на этот раз – не судьба, то стоит хотя бы побывать на том самом месте, про которое эта Панорама создавалась. Что понравилось на Кургане: в саду нам встретились вяхири вместо обычных голубей, я впервые видел этих птиц; понравилась лестница возле главного входа, смотровая площадка, откуда наблюдали закат; район сам Корабельный понравился, улица Рабочая, площадь Ластовая. Вообще, если честно, мне гораздо больше самого Малахова кургана понравилась заброшенная Ушакова балка неподалёку. Здесь прям фильмы про Одессу можно снимать. И одесский воздух в банки закатывать.
Уже темнело, мы нагуляли аппетит, но в Корабельной стороне и Татарской слободе ничего приличного нагуглить не удалось. Такси вызвать тоже не получалось, потому как из-за воздушных тревог периодически пропадала связь. Мы решили снова сесть на проверенный троллейбус от площади Малахова кургана и поехать в центр. В Севастополе большое количество хороших заведений сосредоточено в районе Артиллерийской бухты и на улице Большая Морская. По Морской проезжает большинство автобусов и троллейбусов города, но из-за того, что в центре почти все улицы односторонние, – им приходится заезжать на неё, давая знатные кругаля.
Забавно, что балка (низина), которая выходит из Артиллерийской бухты, носит название Одесский овраг. Улица Большая Морская как раз отделяет Одесский овраг от Центрального городского холма. Следующая за Одесским оврагом к западу низина – Загородная балка. Она выходит из Карантинной бухты и в ней расположены, в основном, промышленные объекты.
Наши круги первого дня закончились на той же самой площади Ушакова с ливанским кедром, в Барабуля баре, у которого в интернете был рейтинг 5.0, при 4 тысячах оценок, хорошее место Яндекс и прочие регалии. Но второй раз в этот бар я бы не пошёл. Половина рыбы была пережаренная (барабуля как раз), а вторая половина (бычки) недожаренная. На наш вкус в плане жареной и свежей местной рыбы больше всего понравилось в Балаклаве заведение Принц на воде в дебаркадере, если уж сравнивать (всё-таки, Балаклава – это тоже Севастополь).
Из Барабули мы пошли пешком в наш отель (1,4 километра), а Света наша промокла, бегая в сухом фонтане на площади. Утром мы собрали наши походные рюкзаки и пешком перешли в другую гостишку, до которой было не более километра. Отель «Аврора» располагался в микрорайоне улица Гоголя и с порога встречал с козырей – фотографиями группы Чайф в качестве своих гостей. Что там понравилось, – махровые халаты.
На следующий день утром мы вызвали такси до Херсонеса. Водитель сразу предупредил, что в районе главного входа идёт большая стройка, поэтому заезд там со стороны парка Ахматовой. Поскольку там же в Песочной бухте находится популярный пляж Солнечный, нас встретили пробки и большое количество машин, какую-то часть пути пришлось пройти пешком. Вход в музей-заповедник был, прямо скажем, не очевиден. Лишь в самом парке, проходя вдоль забора, мы нашли калитку, на которой висел информационный щит с надписями о том, что это главный вход в Херсонес. Позже на асфальте мы заметили ещё одну потёртую надпись из трёх букв «X. æ.p.» -сонес, видимо стёрлось. И стрелочку. Выглядело, честно говоря, как издевательство над туристами, позже мы ещё искали выставочный зал, а он оказался на втором этаже, при том, что указатель был спрятан под лестницей.
Несмотря на некоторые нюансы, античные руины нам понравились. Большая часть стен «выше нуля» были подняты уже современными руками и материалами, местами какие-то деревяшки и кирпичи даже выглядели нелепо, но процентов 20 с мраморной кладкой и древней мозайкой стоили того, чтобы на них взглянуть. Гиды с экскурсиями, как обычно, несли полную дичь про колыбель нашего православия, а Маша, между делом, их опусы разносила в пух и прах. Света постоянно спрашивала, когда мы уже пойдем купаться и кататься на чём-нибудь. Я пытался сделать хотя бы пару интересных фоток, лично меня впечатлили некоторые остатки усадеб с подземными ёмкостями для воды и для засаливания рыбы, а также подземные храмы времён гонений, куда нужно было спускаться по приставным лестницам. Очень хотелось искупаться в исторической гавани, где когда-то были причалы для древних торговых судов, у меня прям ассоциировалось это место с повестью Яна «Финикийский корабль». Казалось, что береговая линия не слишком изменилась за пару тысяч лет.
За купающимися в такую жару бдительно следили камеры и периодически выходил охранник с просьбой прекратить хулиганство, времени реакции охраны хватало, для того, чтобы совершить омовение, но я так и не решился. Ближе к центру музейного комплекса шла большая стройка: Собор Святого Владимира был на масштабной реставрации, кругом звенели болгарки и клубились облака плиточной пыли. Чуть вдалеке своей железобетонной масштабностью и яркими кровлями блестел строящийся комплекс Новый Херсонес. Тут и там в кварталах древних руин экскаваторы рыли траншеи коммуникаций, поторапливая сроки сдачи объекта. Видимо, мы застали исторический момент.
Выходить из Херсонеса пришлось в ту же самую калитку через всю территорию заповедника. Мы пошли на Солнечный пляж купать Свету. На пляже висели объявления, предостерегающие от купания на фоне украинских террористических атак, но пляж был полон людей. В такой многолюдной атмосфере после свободных пляжей Любимовки, Инжира и Фиолента плавать не хотелось ни мне, ни Маше. Света тоже купалась не долго.
Далее мы поехали в центр на такси. Зашли поужинать в кафе The Угол. Упор у них был на мясную кухню, плюс для малой фри и бургеры в ассортименте. Понравилось. Выдержанный (21 день) стейк 600 гр. вышел на 3 тыс. руб. Плюс по десертам у них были неплохие моти по 130.
Напоследок мы прошлись по центру мимо аномальных июльских магнолий Приморского бульвара, мимо развалов бульварных фалеристов и куплетистов, подышали южной ночью, как в последний раз, и с утра нас ждал симпатичный дизель РА2 до Симферополя. Вот, пожалуй, и всё.