Дэмиен Херст - гениальный художник и провокатор или живодер и предприниматель?
Дэмиен Стивен Херст (7 июня 1965) — английский художник, предприниматель, коллекционер произведений искусства, а также самая знаменитая фигура группы Young British Artists, доминирующая на арт-сцене с 1990-х годов.
По оценкам Sunday Times, Херст является самым богатым живущим художником в мире — на 2010 год его состояние оценивалось в £215 миллионов.
Хёрст начинал, как обычный художник, экспериментировавший с чучелами акул и точечным рисованием, но теперь ему удалось стать одним из самых успешных в своей сфере работы.
"Нужно стать знаменитостью, чтобы доказать людям, что знаменитости и обычные люди — одинаковы".
Студенческие годы
Сначала Дэмиен учился в художественной школе в Лидсе, затем, после двух лет работы на строительных площадках Лондона, попытался поступить в Центральный Колледж искусства и дизайна имени Святого Мартина и в какой-то колледж в Уэльсе. В итоге он был принят в Колледж «Голдсмит»
В 1980-х годах Колледж «Голдсмит» считался новаторским: в отличие от других школ, которые собирали у себя студентов, не сумевших поступить в настоящий колледж, школа «Голдсмит» привлекала к себе немало талантливых студентов и изобретательных преподавателей. Голдсмит ввёл у себя инновационную программу, которая не требовала у студентов умения рисовать или писать красками. За последние 30 лет подобная модель образования получила широкое распространение во всём мире.
В июле 1988 года Херст курировал получившую известность выставку "Freeze" в пустом здании администрации лондонского порта в лондонских доках; на выставке были представлены работы 17 студентов школы и его собственное творение — композиция из картонных коробок, раскрашенных малярными красками. Сама выставка Freeze тоже была плодом творчества Херста. Он сам отбирал работы, заказывал каталог и планировал церемонию открытия.
Freeze стала стартовой точкой для нескольких художников объединения YBA.
В 1989 году Херст закончил колледж. В 1990 году вместе с другом Карлом Фридманом он организовал ещё одну выставку, в ангаре — в пустом здании завода.
Эту выставку посетил известный коллекционер Чарльз Саатчи.
Фридман вспоминает как Саатчи стоял с открытым ртом перед инсталляцией Херста под названием "Тысяча лет" — наглядной демонстрации жизни и смерти.
Саатчи приобрёл это творение и предложил Херсту деньги на создание будущих работ.
Помню, мы сидели как-то с Гэри Хьюмом, когда я работал над этой инсталляцией, он спросил: "Над чем ты сейчас работаешь?". Я ответил: "Ну, у меня есть стеклянная коробка, голова коровы, черви и мухи. Осталось найти мухобойку, которая всех их прикончит". Он посмотрел на меня, словно на сумасшедшего. А я подумал: "Отлично. Просто объясняешь кому-то так, чтобы у него уже сложилось мнение. И это при том, что он понятия не имеет, что это на самом деле такое, так что он не может быть готов к тому, что увидит".
Смерть
Работы Херста на тему смерти обычно самые скандальные и одновременно самые пронзительные. Именно они принесли Херсту популярность и всемирное признание.
«Идея смерти – недопустимая, поэтому единственный способ иметь с ней дело – это отстраниться или повеселиться».
На деньги Саатчи в 1991 году была создана “Физическая невозможность смерти в сознании живущего”, представляющая собой аквариум с тигровой акулой, длина которой достигала 4,3 метра.
По словам художника, название, "Физическая невозможность смерти в сознании живущего", это "просто выражение, которое я использовал, чтобы описать для себя идею смерти "
Работа обошлась Саатчи в 60 тыс. долларов Акула была поймана уполномоченным рыбаком в Австралии и имела цену в 8000 дол.
Работа была продана в декабре 2004 года коллекционеру Стиву Коэну за $12 миллионов.
Намерением Херста было заставить зрителя выйти из зоны комфорта, для чего он поместил в пространство галереи акулу, которая была «достаточно реальна, чтобы напугать».
Изымая акулу из естественной среды обитания и помещая ее в формальдегид, создающий иллюзию жизни, Херст исследует наши самые большие страхи и трудности, связанные с адекватной попыткой их выразить. Он говорит: «Вы пытаетесь избежать [смерти], но она настолько значительна, что вы не можете. Это пугает, не правда ли?»
В результате неправильного хранения акула начала разлагаться. Ее форма изменилась, кожа покрылась глубокими морщинами, раствор в резервуаре стал мутным. Галерея Саатчи добавила в резервуар отбеливатель, что, по словам сотрудников студии Херста, только ускорило разложение.
Наконец, в 1993 году работники галереи выпотрошили акулу и натянули ее кожу на форму из стекловолокна.
Херст прокомментировал: «Она выглядела уже не такой пугающей. Можно было понять, что не настоящая. Она не имела веса»
Впоследствии Херст создал другие версии акулы и других животных в формальдегиде. Тем, кто говорил, что кто угодно мог бы сделать эту работу, Херст отвечал: «Но ведь не сделал, не так ли?»
«Мне никогда не нравилось, что люди называют мои работы сенсационными. Ведь искусство намного сложнее. Конечно, я хочу сделать то, что привлечет внимание аудитории надолго. Но это должно быть о чем-то важном. Нельзя творить искусств о чем угодно. Так что единственное, что я ненавижу, это когда люди говорят: «Ваши работы ни о чем».
Хёрста регулярно обвиняют в плагиате. Говорят, распятая овечка Хёрста в работе In The Name of My Father 2007 года (слева)— это плагиат работы Джона Ликея This Is My Body, This Is My Blood 1987 года (справа).
Украл или вдохновился?
Я умру – и я хочу жить всегда. Я не могу избежать смерти, и я не могу избавиться от желания жить. Мне хочется хотя бы мельком увидеть, что это такое – умереть.
О других работах Дэмиена Херста в следующих частях.