Найти в Дзене

Дэмиен Херст, художник или живодер? часть 1

Дэмиен Херст - гениальный художник и провокатор или живодер и предприниматель? Дэмиен Стивен Херст (7 июня 1965) — английский художник, предприниматель, коллекционер произведений искусства, а также самая знаменитая фигура группы Young British Artists, доминирующая на арт-сцене с 1990-х годов. По оценкам Sunday Times, Херст является самым богатым живущим художником в мире — на 2010 год его состояние оценивалось в £215 миллионов. Хёрст начинал, как обычный художник, экспериментировавший с чучелами акул и точечным рисованием, но теперь ему удалось стать одним из самых успешных в своей сфере работы. "Нужно стать знаменитостью, чтобы доказать людям, что знаменитости и обычные люди — одинаковы". Сначала Дэмиен учился в художественной школе в Лидсе, затем, после двух лет работы на строительных площадках Лондона, попытался поступить в Центральный Колледж искусства и дизайна имени Святого Мартина и в какой-то колледж в Уэльсе. В итоге он был принят в Колледж «Голдсмит» В 1980-х годах Коллед
Оглавление

Дэмиен Херст - гениальный художник и провокатор или живодер и предприниматель?

Дэмиен Стивен Херст (7 июня 1965) — английский художник, предприниматель, коллекционер произведений искусства, а также самая знаменитая фигура группы Young British Artists, доминирующая на арт-сцене с 1990-х годов.

По оценкам Sunday Times, Херст является самым богатым живущим художником в мире — на 2010 год его состояние оценивалось в £215 миллионов.

Хёрст начинал, как обычный художник, экспериментировавший с чучелами акул и точечным рисованием, но теперь ему удалось стать одним из самых успешных в своей сфере работы.

"Нужно стать знаменитостью, чтобы доказать людям, что знаменитости и обычные люди — одинаковы".

Студенческие годы

Сначала Дэмиен учился в художественной школе в Лидсе, затем, после двух лет работы на строительных площадках Лондона, попытался поступить в Центральный Колледж искусства и дизайна имени Святого Мартина и в какой-то колледж в Уэльсе. В итоге он был принят в Колледж «Голдсмит»

В 1980-х годах Колледж «Голдсмит» считался новаторским: в отличие от других школ, которые собирали у себя студентов, не сумевших поступить в настоящий колледж, школа «Голдсмит» привлекала к себе немало талантливых студентов и изобретательных преподавателей. Голдсмит ввёл у себя инновационную программу, которая не требовала у студентов умения рисовать или писать красками. За последние 30 лет подобная модель образования получила широкое распространение во всём мире.

Колледж «Голдсмит» Как студент школы, Херст регулярно посещал морг. Позже он заметит, что многие темы его произведений берут начало именно там. Как студент школы, Херст регулярно посещал морг. Позже он заметит, что многие темы его произведений берут начало именно там.
Колледж «Голдсмит» Как студент школы, Херст регулярно посещал морг. Позже он заметит, что многие темы его произведений берут начало именно там. Как студент школы, Херст регулярно посещал морг. Позже он заметит, что многие темы его произведений берут начало именно там.

В июле 1988 года Херст курировал получившую известность выставку "Freeze" в пустом здании администрации лондонского порта в лондонских доках; на выставке были представлены работы 17 студентов школы и его собственное творение — композиция из картонных коробок, раскрашенных малярными красками. Сама выставка Freeze тоже была плодом творчества Херста. Он сам отбирал работы, заказывал каталог и планировал церемонию открытия.

Freeze стала стартовой точкой для нескольких художников объединения YBA.

В 1989 году Херст закончил колледж. В 1990 году вместе с другом Карлом Фридманом он организовал ещё одну выставку, в ангаре — в пустом здании завода.

Эту выставку посетил известный коллекционер Чарльз Саатчи.

Фридман вспоминает как Саатчи стоял с открытым ртом перед инсталляцией Херста под названием "Тысяча лет" — наглядной демонстрации жизни и смерти.

Саатчи приобрёл это творение и предложил Херсту деньги на создание будущих работ.

1000 лет. Работа представляет собой двойной совмещенный ящик: в первом вольере лежит голова коровы и электромухобойка, во втором -  личинки и мухи. В перегородке между этими кубами вырезаны 4 отверстия. Мухи, влетая в первый куб, сразу же делились на 2 разные группы: первая летела прямиком к лампам и, касаясь их, сразу же умирала, а вторая часть мух старалась занять место на голове мёртвой коровы.
1000 лет. Работа представляет собой двойной совмещенный ящик: в первом вольере лежит голова коровы и электромухобойка, во втором - личинки и мухи. В перегородке между этими кубами вырезаны 4 отверстия. Мухи, влетая в первый куб, сразу же делились на 2 разные группы: первая летела прямиком к лампам и, касаясь их, сразу же умирала, а вторая часть мух старалась занять место на голове мёртвой коровы.
Помню, мы сидели как-то с Гэри Хьюмом, когда я работал над этой инсталляцией, он спросил: "Над чем ты сейчас работаешь?". Я ответил: "Ну, у меня есть стеклянная коробка, голова коровы, черви и мухи. Осталось найти мухобойку, которая всех их прикончит". Он посмотрел на меня, словно на сумасшедшего. А я подумал: "Отлично. Просто объясняешь кому-то так, чтобы у него уже сложилось мнение. И это при том, что он понятия не имеет, что это на самом деле такое, так что он не может быть готов к тому, что увидит".

Смерть

Работы Херста на тему смерти обычно самые скандальные и одновременно самые пронзительные. Именно они принесли Херсту популярность и всемирное признание.

«Идея смерти – недопустимая, поэтому единственный способ иметь с ней дело – это отстраниться или повеселиться».

На деньги Саатчи в 1991 году была создана “Физическая невозможность смерти в сознании живущего”, представляющая собой аквариум с тигровой акулой, длина которой достигала 4,3 метра.

По словам художника, название, "Физическая невозможность смерти в сознании живущего", это "просто выражение, которое я использовал, чтобы описать для себя идею смерти "

Работа обошлась Саатчи в 60 тыс. долларов Акула была поймана уполномоченным рыбаком в Австралии и имела цену в 8000 дол.

Работа была продана в декабре 2004 года коллекционеру Стиву Коэну за $12 миллионов.

Как сказал Херст, ему нужно было что-то «достаточно большое, чтобы вас съесть». Резервуар сделан из стекла и стали и разделен на 3 куба.  Вес произведения в общей сложности 23 тонны.
Как сказал Херст, ему нужно было что-то «достаточно большое, чтобы вас съесть». Резервуар сделан из стекла и стали и разделен на 3 куба. Вес произведения в общей сложности 23 тонны.

Намерением Херста было заставить зрителя выйти из зоны комфорта, для чего он поместил в пространство галереи акулу, которая была «достаточно реальна, чтобы напугать».

Изымая акулу из естественной среды обитания и помещая ее в формальдегид, создающий иллюзию жизни, Херст исследует наши самые большие страхи и трудности, связанные с адекватной попыткой их выразить. Он говорит: «Вы пытаетесь избежать [смерти], но она настолько значительна, что вы не можете. Это пугает, не правда ли?»

В результате неправильного хранения акула начала разлагаться. Ее форма изменилась, кожа покрылась глубокими морщинами, раствор в резервуаре стал мутным. Галерея Саатчи добавила в резервуар отбеливатель, что, по словам сотрудников студии Херста, только ускорило разложение.

Наконец, в 1993 году работники галереи выпотрошили акулу и натянули ее кожу на форму из стекловолокна.

Херст прокомментировал: «Она выглядела уже не такой пугающей. Можно было понять, что не настоящая. Она не имела веса»

-5

Впоследствии Херст создал другие версии акулы и других животных в формальдегиде. Тем, кто говорил, что кто угодно мог бы сделать эту работу, Херст отвечал: «Но ведь не сделал, не так ли?»

«Мне никогда не нравилось, что люди называют мои работы сенсационными. Ведь искусство намного сложнее. Конечно, я хочу сделать то, что привлечет внимание аудитории надолго. Но это должно быть о чем-то важном. Нельзя творить искусств о чем угодно. Так что единственное, что я ненавижу, это когда люди говорят: «Ваши работы ни о чем».

Хёрста регулярно обвиняют в плагиате. Говорят, распятая овечка Хёрста в работе In The Name of My Father 2007 года (слева)— это плагиат работы Джона Ликея This Is My Body, This Is My Blood 1987 года (справа).

Украл или вдохновился?

-8
Я умру – и я хочу жить всегда. Я не могу избежать смерти, и я не могу избавиться от желания жить. Мне хочется хотя бы мельком увидеть, что это такое – умереть.

О других работах Дэмиена Херста в следующих частях.