Внесение изменений в конструкцию транспортного средства - это замена или установка оборудования или деталей, не предусмотренных производителем. Внесение таких изменений может потребоваться по совершенно разным причинам. Например, для улучшения комфорта, повышения безопасности или же просто для преобразования внешнего вида. Но стоит помнить, что такие изменения должны быть официально оформлены.
В России действуют специальные стандарты, которые касаются переоборудования автомобиля с точки зрения закона. Так, в техническом регламенте Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств” указано, какие конкретно изменения необходимо регистрировать, а какие не нуждаются в последующей легализации.
Какие изменения не нужно регистрировать?
Если вы установили оборудование или детали, предназначенные конкретно для этого автомобиля, то их регистрировать не нужно. Плановая замена деталей, то есть замена оборудования по мере износа, так же не требует официального оформления. Однако стоит помнить, что новая деталь должна обладать теми же характеристиками, что и прошлая. Разрешается устанавливать детали и оборудование, предусмотренные производителем, если это указано в инструкции по эксплуатации машины и в документах к этим компонентам. То есть если в документации производителя указано, что на ваш автомобиль можно установить противотуманные фары, вы можете оборудовать ими свою машину, даже если они не предусмотрены комплектацией.
Что точно нельзя?
Во-первых, нельзя переоборудовать автомобиль, на который наложены регистрационные ограничения или который находится в розыске. Во-вторых, запрещены изменения, которые могут повредить или уничтожить VIN автомобиля. В-третьих, запрещается замена кузова или его компонентов на те, которые не предусмотрены маркой транспортного средства. Перед тем, как заняться переоборудованием автомобиля внимательно изучите руководство по эксплуатации автомобиля, где указаны допустимые размеры бамперов, багажников и другие нюансы.
Какие изменения нужно обязательно регистрировать?
Двигатель. Если силовой агрегат отличается от заводского варианта, то его нужно будет официально оформить. Изменение отдельных характеристик мотора, то есть чип-тюнинг, так же необходимо регистрировать. Кроме того,если вы меняете двигатель на аналогичный заводской, все равно требуется регистрация. Это связано с тем, что каждый двигатель имеет уникальный номер, который должен совпадать с указанным в ПТС.
Колеса. Типоразмер колес и шин должен быть тем, который предусмотрен конкретно для вашего автомобиля. В противном случае необходимо регистрация изменения.
Свет. Нужно регистрировать нестандартные фары и любой дополнительный свет.
Кузов. Нестандартные бамперы, пороги и обвес в целом - все это так же нуждается в официальном оформлении.
Навесное оборудование. На любое внедорожное оборудование, в том числе лебедки, шноркель, силовые бамперы и другое, требуется разрешение на установку. Стоит отметить, что фаркоп и дополнительный багажник - это отдельная история. Экспедиционный багажник можно установить без специального разрешения, если у автомобиля для него есть посадочные места. Фаркоп, который предусмотрен в конструкции автомобиля, можно устанавливать без проблем. Если речь идет о кустарной продукции, то здесь нужно будет потратить время на легализацию оборудования.
Кроме вышесказанного, требуется разрешение на изменения подвески, рулевого управления, тормозной системы, а также установку топливных баков большего размера или покраску автомобиля в другой цвет.
Как оформить изменения?
Во-первых, нужно провести предварительную экспертизу. В этом поможет специальная организация. Например, Центр технической экспертизы ФГУП “НАМИ”. Полный список организаций, имеющих аккредитацию, можно найти на сайте Федеральной службе по аккредитации. Для проведения проверки вам понадобятся документы на машину, свой паспорт и заполненное заявление, в котором будет указано техническое описание проекта переоборудования. Кроме того, нужно будет приложить сертификаты соответствия на детали, которые хотите заменить. По результатам экспертизы возможны три исхода: выдадут разрешение на внесение изменений, проект отправят на доработку, откажут. Если предварительная экспертиза прошла успешно, то заключение попадет в единый электронный реестр, где его привяжут к VIN автомобиля.
Во-вторых, нужно подать заявление в ГИБДД. К заявлению необходимо приложить ПТС, СТС и свой паспорт, а также заключение предварительной экспертизы. В течение трех дней ГИБДД выдаст решение.
После разрешения ГИБДД можно ехать в автосервис, где квалифицированные специалисты внесут все необходимые изменения в ваш автомобиль. Далее нужно будет получить акт выполненных работ и декларацию, в которой будут указаны все изменения, внесенные в конструкцию транспортного средства.
После переоборудования нужно пройти техосмотр и получить диагностическую карту. Далее автомобиль отправляется на техническую экспертизу, где его конструкцию проверят на безопасность. Вам будет необходимо предоставить весь комплект документов: свой паспорт, СТС, ПТС, заключение предварительной экспертизы, разрешение от ГИБДД, документы из автосервиса и диагностическая карта. По результатам проверки вам выдадут протокол с подтверждением (или наоборот) безопасности конструкции.
Если экспертиза прошла успешна, то вам нужно снова отправиться в ГИБДД с протоколом и всеми остальными документами. Там вам выдадут свидетельство о соответствии типу ТС. Далее в течение 10 дней вам нужно будет зарегистрировать внесение изменений в ПТС и СТС.
На этом все!)
Да, оформление всех изменений, внесенных в конструкцию ТС, требует времени и внимания. Однако это нужно сделать.