Найти в Дзене

На каких инструментах в 17-м веке играли уличные музыканты?

В разные века, уличные музыканты привлекали внимание прохожих своим мастерством и разнообразием музыкальных инструментов, которые создавали уникальную атмосферу на улицах, отображая самобытность своей эпохи. На Руси матушке одним из таких музыкальных инструментов в 17-м веке стала колесная лира. В разных уголках нашей страны и за ее пределами этот музыкальный инструмент получил разные наименования: колесная лира, реля или рыля, донской рылей, харди-гарди, лира великорусская, белорусская лера или колавая ліра. Колесная лира или харди-гарди На Русь этот инструмент пришел в XVII веке с торговыми путями и получил распространение в народных традициях бродячих лирников, многие из которых были незрячими музыкантами. Также его использовали калики перехожие. Лиру использовали на празднествах, гуляниях, ярмарках и свадьбах. Струны этого музыкального инструмента были либо жильные, которые делали из сухожилий парнокопытных, либо кишечные(овечьи). На смену "живым" струнам пришли также струны из шел
Инструменты уличных музыкантов в17-м веке
Инструменты уличных музыкантов в17-м веке

В разные века, уличные музыканты привлекали внимание прохожих своим мастерством и разнообразием музыкальных инструментов, которые создавали уникальную атмосферу на улицах, отображая самобытность своей эпохи. На Руси матушке одним из таких музыкальных инструментов в 17-м веке стала колесная лира. В разных уголках нашей страны и за ее пределами этот музыкальный инструмент получил разные наименования: колесная лира, реля или рыля, донской рылей, харди-гарди, лира великорусская, белорусская лера или колавая ліра.

Колесная лира или харди-гарди

На Русь этот инструмент пришел в XVII веке с торговыми путями и получил распространение в народных традициях бродячих лирников, многие из которых были незрячими музыкантами. Также его использовали калики перехожие. Лиру использовали на празднествах, гуляниях, ярмарках и свадьбах.

Струны этого музыкального инструмента были либо жильные, которые делали из сухожилий парнокопытных, либо кишечные(овечьи). На смену "живым" струнам пришли также струны из шелка, а ближе к ХХ веку из стали. Часть бурдонных струн инструмента иногда менялась на канительную вместо жильных, а сами струны в месте контакта с ободом колеса обматывали льняными либо шерстяными волокнами для хорошего"контакта" струны с ободом.

Вечный смычок

В корпус колесной лиры, который отдаленно напоминал форму футляра от скрипки с четырьмя колками-закрутками для струн, были вмонтированы пережимные клавиши и ведущее смычковое колесо, называемое в народе "вечный смычок". Вдоль корпуса инструмента были натянуты три либо четыре струны. Одной рукой музыкант вращал ручку смычкового колеса, а левой пережимая струну клавишами, создавал мелодию. Бурдонные струны настраивались к основному звуку в кварту или квинту, а иногда в октаву в более низком регистре.

В корпус колесной лиры, который отдаленно напоминал форму футляра от скрипки с четырьмя колками-закрутками для струн, были вмонтированы пережимные клавиши
В корпус колесной лиры, который отдаленно напоминал форму футляра от скрипки с четырьмя колками-закрутками для струн, были вмонтированы пережимные клавиши

Музыкальные артели

На Руси существовали целые артели лирников, а сама традиция просуществовала до 30х годов, и с упразднением класса лирников сохранилась лишь в глубинке а также у Донских казаков. Известно, что до революции производство отечественных колёсных лир было налажено мастеровыми в деревне Малышовке Дмитриевского уезда Курской губернии. Инструмент использовался в качестве сопровождения народных протяжных песен, плясок, частушек, романсов а также духовных стихов.

Бродячие слепые МУЗЫКАНТЫ Лирники

В XVIII-XIX веках с Белоруссии и Украины в Россию приходили группы слепых лирников с поводырями, добиравшихся даже до Москвы и Петербурга. Слепых певцов в народе уважали, так как они исполняли не только исторические песни, былины и духовные стихи, но также толковали библейские сюжеты на свой, народный лад.

Бродячие слепые МУЗЫКАНТЫ Лирники
Бродячие слепые МУЗЫКАНТЫ Лирники

Появление колесной лиры на Руси

Появление лиры на Руси было обусловлено несколькими факторами. Первый из них - лира была достаточно громким инструментом, который было хорошо слышно на улицах и площадях, к тому же на ней было легко играть. Вторым фактором стал закат скоморошества в связи с гонениями на гусляров и скоморохов со стороны Алексея Михайловича (Тишайшего), когда гусли и гудки были подвергнуты сожжениям на площадях городов и сел.

Европейский Органиструм

Так как колесная лира обрела весьма обширное распространение, она имела множество разновидностей. Этот необычный старинный музыкальный инструмент появился еще в Западной Европе и упоминается в летописях IX-XII веков. В то время он представлял собой весьма громоздкий инструмент, который именовался как "Органистр" или"Органиструм". У Поляков это lira korbowa, во Франции ее назвалиsambuca илиvielle, в Италии ghironda или lyra tedesca (немецкая лира), в Венгрии"поворотная лютня", а в Германии хёрди-гёрди (hurdy-gurdy). На Органиструме играли как правило вдвоем, один крутил колесо а другой исполнял саму мелодию.

Органиструм. Барельеф собора св. Якова в Сантьяго дэ Компостелла, 1188 год
Органиструм. Барельеф собора св. Якова в Сантьяго дэ Компостелла, 1188 год

Название Органиструм инструмент получил из-за своего отдаленного сходства со звучанием органа. С этим музыкальным инструментом пускались в дальние странствия бродячие музыканты и поэты того времени– менестрели и барды Средневековья. На Руси, вдохновляющие бродячие лирники не только развлекали людей и собирали милостыню, они сохраняли народные традиции, перенося их из одного уголка страны в другой.

Грустные мелодии, сказания и былинные истории, которые они исполняли, дарили людям веру в хорошее, доброе и саму надежду. В их песнях оживали старинные предания и обычаи, связывая разные поколения. Так что, в следующий раз, когда услышите звуки народной музыки — помните, что позади этого может стоять история целого народа!

Эти музыкальные инструменты создавали свою уникальную атмосферу на улицах городов и сел Руси, внося свою неповторимую лепту в культурное наследие той эпохи, и продолжают это делать и сейчас.

Кирилл Богомилов

По нраву статья? Поддержите нравликами (одобряшками) или просто"Любо" И НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДПИСАТЬСЯ НА МОЙ КАНАЛ! Так буду знать, что мой труд не напрасен!