В разные века, уличные музыканты привлекали внимание прохожих своим мастерством и разнообразием музыкальных инструментов, которые создавали уникальную атмосферу на улицах, отображая самобытность своей эпохи. На Руси матушке одним из таких музыкальных инструментов в 17-м веке стала колесная лира. В разных уголках нашей страны и за ее пределами этот музыкальный инструмент получил разные наименования: колесная лира, реля или рыля, донской рылей, харди-гарди, лира великорусская, белорусская лера или колавая ліра.
Колесная лира или харди-гарди
На Русь этот инструмент пришел в XVII веке с торговыми путями и получил распространение в народных традициях бродячих лирников, многие из которых были незрячими музыкантами. Также его использовали калики перехожие. Лиру использовали на празднествах, гуляниях, ярмарках и свадьбах.
Струны этого музыкального инструмента были либо жильные, которые делали из сухожилий парнокопытных, либо кишечные(овечьи). На смену "живым" струнам пришли также струны из шелка, а ближе к ХХ веку из стали. Часть бурдонных струн инструмента иногда менялась на канительную вместо жильных, а сами струны в месте контакта с ободом колеса обматывали льняными либо шерстяными волокнами для хорошего"контакта" струны с ободом.
Вечный смычок
В корпус колесной лиры, который отдаленно напоминал форму футляра от скрипки с четырьмя колками-закрутками для струн, были вмонтированы пережимные клавиши и ведущее смычковое колесо, называемое в народе "вечный смычок". Вдоль корпуса инструмента были натянуты три либо четыре струны. Одной рукой музыкант вращал ручку смычкового колеса, а левой пережимая струну клавишами, создавал мелодию. Бурдонные струны настраивались к основному звуку в кварту или квинту, а иногда в октаву в более низком регистре.
Музыкальные артели
На Руси существовали целые артели лирников, а сама традиция просуществовала до 30х годов, и с упразднением класса лирников сохранилась лишь в глубинке а также у Донских казаков. Известно, что до революции производство отечественных колёсных лир было налажено мастеровыми в деревне Малышовке Дмитриевского уезда Курской губернии. Инструмент использовался в качестве сопровождения народных протяжных песен, плясок, частушек, романсов а также духовных стихов.
Бродячие слепые МУЗЫКАНТЫ Лирники
В XVIII-XIX веках с Белоруссии и Украины в Россию приходили группы слепых лирников с поводырями, добиравшихся даже до Москвы и Петербурга. Слепых певцов в народе уважали, так как они исполняли не только исторические песни, былины и духовные стихи, но также толковали библейские сюжеты на свой, народный лад.
Появление колесной лиры на Руси
Появление лиры на Руси было обусловлено несколькими факторами. Первый из них - лира была достаточно громким инструментом, который было хорошо слышно на улицах и площадях, к тому же на ней было легко играть. Вторым фактором стал закат скоморошества в связи с гонениями на гусляров и скоморохов со стороны Алексея Михайловича (Тишайшего), когда гусли и гудки были подвергнуты сожжениям на площадях городов и сел.
Европейский Органиструм
Так как колесная лира обрела весьма обширное распространение, она имела множество разновидностей. Этот необычный старинный музыкальный инструмент появился еще в Западной Европе и упоминается в летописях IX-XII веков. В то время он представлял собой весьма громоздкий инструмент, который именовался как "Органистр" или"Органиструм". У Поляков это lira korbowa, во Франции ее назвалиsambuca илиvielle, в Италии ghironda или lyra tedesca (немецкая лира), в Венгрии"поворотная лютня", а в Германии хёрди-гёрди (hurdy-gurdy). На Органиструме играли как правило вдвоем, один крутил колесо а другой исполнял саму мелодию.
Название Органиструм инструмент получил из-за своего отдаленного сходства со звучанием органа. С этим музыкальным инструментом пускались в дальние странствия бродячие музыканты и поэты того времени– менестрели и барды Средневековья. На Руси, вдохновляющие бродячие лирники не только развлекали людей и собирали милостыню, они сохраняли народные традиции, перенося их из одного уголка страны в другой.
Грустные мелодии, сказания и былинные истории, которые они исполняли, дарили людям веру в хорошее, доброе и саму надежду. В их песнях оживали старинные предания и обычаи, связывая разные поколения. Так что, в следующий раз, когда услышите звуки народной музыки — помните, что позади этого может стоять история целого народа!
Эти музыкальные инструменты создавали свою уникальную атмосферу на улицах городов и сел Руси, внося свою неповторимую лепту в культурное наследие той эпохи, и продолжают это делать и сейчас.
Кирилл Богомилов
По нраву статья? Поддержите нравликами (одобряшками) или просто"Любо" И НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДПИСАТЬСЯ НА МОЙ КАНАЛ! Так буду знать, что мой труд не напрасен!