25 октября исполнилось бы 98 лет народной актрисе СССР Галине Вишневской. Мы встретились с ней в декабре 2007-ого в ее Центре оперного пения, через полгода после ухода из жизни супруга – народного артиста СССР, легендарного виолончелиста Мстислава Ростроповича. Вот отрывки из нашего разговора.
- Я в своем Центре оперного пения ученицам наказываю: нельзя толстеть! – помню, возмущенно делилась со мной Галина Павловна. Она только что закончила занятия с очередной ученицей, и мы расположились около рояля в одном из классов Центра. - Говорю: ну, кому ты будешь нужна в таком виде?! Для чего мне вкладывать в тебя силы?! Чтобы ты ничего не делала?! Тогда иди кашу варить! Следить за собой надо обязательно. Вот после меня пусть толстеют, а при мне - ни-ни. Хотя, думаю, что после двух лет обучения здесь им уже не даст распуститься достигнутый культурный уровень. И они также не будут, например, в двадцать девять лет ходить с голым пупком. Когда девочка молоденькая так ходит, это нормально, это что-то вроде шутки, но когда идет женщина, а у нее висит брюхо и открыт пуп... Так выглядеть не позволяю. Я просто люблю дисциплину и порядок. И этого, прежде всего, требую от учеников. Не выношу опозданий, расхлябанности. Два раза опоздал на занятия - на третий вылетишь из школы. Могу отчислить и за нежелания учиться.
- В последнее время я полностью посвятила себя своему Центру оперного пения и ученикам. Даже живу здесь на Остоженке, 25, на самом верхнем этаже. У меня там квартира. B одиннадцать утра спускаюсь в эту аудиторию на занятия, а в пять вечера поднимаюсь к себе. Присутствую на каждом нашем спектакле. Порой даже из здания не выхожу. Уже и не знаю, что там за окном происходит, и вообще в каком городе нахожусь. Вот видите из окна крышу дома напротив? Так она похожа на ту, что видна из нашей квартиры в Лондоне. Вот иногда и забываюсь.
- Я ведь сама вокалу профессионально не училась. Окончила семь классов, началась война. Все школы, учебные заведения закрывались и эвакуировались. Где было учиться?! Да, у меня оказался от природы поставленный голос, но потом два года я все-таки брала уроки у ленинградского педагога по вокалу Веры Николаевны Гариной. Восемь лет пела в оперетте и на Mосэстраде, а уже потом попала в Большой театр... (Смеется) Может, и хорошо, что не училась, а то заучили бы. Да, да, столько случаев таких знаю. У самой был неудачный опыт: через три месяца занятий с одним педагогом у меня неожиданно пропали верхние ноты. Он просто не смог правильно объяснить мне задачи работы с диафрагмой. Чтобы ничего подобного не произошло, педагог должен сам быть хорошим певцом и ученик должен его понимать. Учитель дает тебе, а ты бери.
- Галина Павловна, признайтесь, хотели бы снова выйти на сцену?
- (C возмущением.) Я сумасшедшая, что ли?! Надо же быть ненормальной, чтобы в моем возрасте выйти на сцену и петь. Зачем? Я же не могу в восемьдесят лет петь так, как пела раньше! Ясно, что это будет плохо. Зачем же тогда?! Не знаю, как с другими происходит, а у меня это случилось абсолютно нормально. Я пела долго, пела хорошо, а в шестьдесят четыре года вдруг почувствовала, что устала. Почти в один день просто перестала принимать приглашения, отменила несколько выступлений - все было кончено. И больше рта не открывала ни дома, ни на сцене... Закрылась эта книга, и начался другой период жизни.
- В 2006 году предложение режиссера Александра Сокурова сыграть в фильме «Александра» о чеченской войне для меня было неожиданным, и я поначалу отказалась. Это же возрастная роль совершенно не моего амплуа - в опере я привыкла петь молодых красавиц и решила, что просто не смогу сыграть. Но Александр Николаевич меня убедил. «Если вы откажетесь, я вообще снимать этот фильм не буду!» - сказал он мне тогда. Ну, думаю, если режиссер такого масштаба, как Сокуров, видит во мне этот персонаж, значит, нужно отдать ему бразды правления.
После того как меня в первый раз загримировали, надели седой парик, платье я посмотрела в зеркало и... Испытала, конечно, шок. Потом, уговаривая себя, что такой тоже надо иногда уметь быть, привыкла и постепенно стала вживаться в роль. Я вспоминала бабушку по отцу Дарью Александровну Иванову, которая меня растила, - как она ходила, как жила, что думала… И это все пошло в мою героиню.
- Вообще вся работа была сложная. Это же не шутка: успеть снять фильм за один месяц! А я была почти в каждом кадре. Надо было рано утром вставать, ехать на площадку, быть там целый день. И все это в жару под сорок градусов. Снимали же летом 2006 года в жаркой Чечне.
- Не страшно вам было туда отправляться?
- Нет, страшно не было. Только давила ситуация: везде солдаты, палатки, разбитые дома кругом, разруха. Конечно, там уже начали отстраивать все заново, однако следы войны с той земли еще не ушли. Но, с другой стороны, мне, пережившей ленинградскую блокаду, не привыкать к такому зрелищу. Мне было пятнадцать лет, когда началась война, и все отчетливо помню. Кстати, я награждена медалью «За оборону Ленинграда», которой очень горжусь.
- Это правда, что вы скрыли от мужа свою поездку в Чечню?
- Абсолютная правда. Mстислав Леопольдович меня бы не пустил. Мы улетали в Минеральные Воды и только оттуда уже добирались в Грозный. Помню, позвонила ему. Он спрашивает: «Ты где?» Hy, я все честно сказала ему: мол, в Чечне. Ростропович кричит в трубку: «Давай срочно обратно!» Но я ведь не могу – бригада съемочная уже готова работать.
О знакомстве Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича читайте в статье канала «Пераново перо»:
С Галиной Павловной Вишневской мы встретились в то время, когда в прессе активно обсуждали о том, что после смерти мужа она выставила на аукцион семейную коллекцию картин и фарфора. Упрекали артистку, дескать, почему не подарила государству.
- Такое решение мы принимали вместе с супругом. Еще в 2006 году мы продали на этом аукционе кое-что из нашей коллекции. Просто тогда не было разговоров сразу целиком ее продавать, но мы уже стали думать о том, что пора начинать обустраивать свои дела... Ушел Mстислав Леопольдович. И когда его не стало, я вдруг с особой ясностью поняла, что тоже могу уйти в любой момент. Пoчeму нет?! Это нормально. И надо устраивать свои дела, пока ты соображаешь, пока можешь это сделать. Остаются дети, наследство - надо за это отвечать.
О том, как другие артисты распорядились своим наследством читайте в статье канала «Пераново перо»:
- Галина Павловна, у вас много друзей?
- Их всю жизнь было мало. Я придаю большое значение этому слову - «друг». Мы жили в таких условиях, что довериться кому-то было сложно. Вокруг – сплошные предательства. Говоришь одно, думаешь другое... Боялись доносов, боялись, чтобы не дай Бог не проговориться. Хотя, наверное, это был не страх, а осторожность. Я вот по телефону до сих пор не могу говорить много. «Алло, да, приходи и поговорим», «Как себя чувствуешь? Спасибо, хорошо. До свидания». Все. И писем не пишу. Книжку написала только потому что меня разрывало от необходимости рассказать о том, что с нами случилось… Но привычка не болтать лишнего осталась.
- Поэтому за все время нашего общения у вас ни разу не зазвонил мобильный телефон?
- A у меня его нет! Я любую технику не выношу совершенно. Вот сейчас вашу вот эту штуку (Галина Паввловна берет в руки диктофон, который записывает разговор) возьму и так нажму, что она работать перестанет. Даже если бы тут была только одна кнопочка. И так у меня всегда получается. Это ужас какой-то. Ну не понимаю я в этом ничего! Мне дочки дарят мобильные телефоны, а я их в шкаф складываю. Только вот недавно поставили проигрыватель кассет с видео... Как он называется?
- Видеомагнитофон...
- Точно! Я не умела его включать. Как-то надо было просмотреть записи учеников, и мне стало неудобно каждый раз кого-то звать помочь. Попросила, чтобы на бумажке написали, какие кнопочки нажимать. И это мое единственное достижение в общении с техникой.
- Когда думаете о самых счастливых мгновениях жизни, что вспоминаете чаще всего?
- Свои выступления на сцене, когда еще играла в театре. Вероятно, это дорого мне еще и потому, что в тех советских условиях только там я могла оставаться сама собой. Но человеку ведь все идет на пользу, его все закаляет. Именно эта жизнь сделала такой, какая я есть, и другой быть не хочу... Тогда я могла выйти к зрителю и сказать словами своих героев все, что меня беспокоило. Это там я могла открываться и быть настоящей. А роль играла в жизни. Так многие артисты тогда жили.
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов