Моросящий дождик и осень не пускали меня на лекцию в ТГУ. Да и лектор для меня был незнаком (для несведущих, Сергей Иванов — акционер крупнейшего производителя продуктов ЭФКО, лидер направления «Человек+» на платформе Национальной технологической инициативы). А с другой стороны суббота, приглашение от компании «Транспорт будущего», чье производство и особенно социальные планы меня признаться удивили на неделе (а удивить меня сложно). Был риск опоздать и я решил, что если опаздываю на 5 мин., развернусь и поеду домой. Вошел в университет за три минуты до начала :)
Впрочем, можно было и не торопиться, началось как всегда у нас, на 15 минут позже назначенного времени. Правда этого никто не заметил. В зале была субботняя выходная неторопливая атмосфера, студенты заполняли небольшие анкетки и рассматривали красочный рекламный буклет, раздаваемый на входе.
Сергей Иванов, в клетчатой рубашке и джинсах появился в зале неторопливо в сопровождении ректора ТГУ Михаила Криштала, и готов был начать без предисловий. Однако пролог на правах хозяина площадки оставил за собой г-н Криштал.
Представляя гостя, ректор ТГУ сделал небольшой экскурс в историю города и перечислил три рождения Ставрополя-Тольятти. Справедливо, что г-н Криштал не забыл и университет, причислив ТГУ к соучастникам двух ренессансов Тольятти. «С десятого [2010] года у нас четвертое рождение. Особая экономическая зона, технопарк «Жигулевская долина», значимые шаги в трансформации университета по-прежнему, но вот чего-то не хватало. Появление «Транспорта будущего» - это четвертое рождение. Тольятти — это город мегапроектов», - на этой мажорной ноте ректор передал микрофон Сергею Иванову.
Однако, право голоса забрал директор по маркетингу инновационных продуктов компании «Транспорт будущего» Андрей Лебедев. «Студент — человек без будущего», - заявил свою потенциальную тему г-н Лебедев, чем одновременно и напряг и развеселил студентов в конференц-зале. Шутки шутками, но по своему он прав. «На пятом курсе я думал, а как дальше жить? Пятый курс, а дальше черная полоса, кто я, что вокруг происходит непонятно. А сейчас ситуация усугубляется», - пояснил о своей студенческой экзистенции Андрей Лебедев и протянул микрофон Сергею Иванову. И тут же забрал его обратно. Для того, чтобы представить девушек, которые отвечают в «Транспорте будущего» за подбор персонала. Яне и Алене студенты громко захлопали, теперь они знали у кого спрашивать про условия работы в компании.
Сергей Иванов добавил к рассказу своего коллеги из «Транспорта будущего», что завод, построенный ЭФКО в ОЭЗ «Тольятти» - крупнейший в Европе. И чтобы быть «своими» на территории в ЭФКО стараются знакомиться.
Свое знакомство со студентами г-н Иванов решил начать с истории посещения крупнейшего продовольственного симпозиума в Руанде (Африка), где был одним из спикеров мероприятия. Спикером «резонансным», особым. «И слов наговорили, что я из другого мира, ролевая модель, оглушающие слова были сказаны», - отметил Иванов. На этой реплике лектора подросток, сидевший передо мной опустил смартфон, поправил очки и стал слушать. Женщина рядом с мальчиком одобрительно кивнула.
На экране между тем появилась черно-белая фотография. «Я родился в Бурятии, до 16 лет прожил в деревне, потом физмат школа новосибирская, экономический факультет Новосибирского университета, в КВН поиграл и работа моя началась в Новосибирске, я попал на жировой комбинат», - так начал свою руандийскую историю Сергей Иванов. Зал слушал. На слове «Бурятия» я вспомнил кафе «Оюна» в Тайшете, известное бурятскими позами [расскажу об этом ниже].
Да, в жизни г-на Иванова был этап «русского Илона Маска» в компании Даурия. Семь лет назад Сергей Иванов вернулся в компанию ЭФКО.
После краткой автобиографии последовал экскурс про азы капитализма. Разрешено все, что не запрещено, право сильного — уничтожить слабого, жадность — это основная мотивация, двигатель прогресса. Все логично и правильно, не было только про основное идеологическое противоречие марксизма, но это и не понадобилось, студенты уже насторожились, чувствуя подвох.
Когда дело дошло до Адама Смита и автоматизации производства и искусственного интеллекта, тишина в зале получила монополию, лектор победил в конкуренции за внимание аудитории. Студенты и преподаватели слушали, кто-то приготовил ручку и блокнот.
«Внутри нашей компании мы говорим, что главным конкурентным преимуществом будет не способность создавать инновации, угадывать рынки или продукты, а способность находить людей, лидеров, раскрывать их творческий потенциал. Мы верим что устойчивый бизнес будущего должен соответствовать трем обязательным критериям: уважать богатство в разнообразии, быть человекоцентричным и социально ответственным», - начал подходить к социальному определению модели бизнеса ЭФКО.
И здесь г-н Иванов задал важный вопрос: какое качество лидера самое главное? Аудитория перебрала несколько: от честности до авантюризма. «Я этот вопрос задал в Руанде, в аудитории среди 250 директоров и так вдалеке шепотом прошло — эмпатия, эмпатия, эмпатия...»
- Наоборот, отсутствие эмпатии должно быть — донеслось из зала
- Вы думаете отсутствие эмпатии? Почему? — Иванов обращался к девушке на четвертом ряду.
- Потому что когда ты сочувствуешь другим, ты теряешь энергию, - бойко ответила девушка Азиза, видимо будущая бизнесвумен.
- Тратишь внутреннюю силу и становишься неконкурентоспособным —, постукивая кликером по ноге соглашался Иванов.
- Нужно сосредоточиться только на себе, - дожимала девушка.
- А я ведь с вами согласен. Эмпатия это беда для предпринимателя, боль другого человека воспринимать как свою собственную. Это постоянная дорога боли. Тем не менее кто за эмпатию? Три, пять, десять — , считал и улыбаясь удивлялся Иванов. — Шутки шутками, а в моем списке качеств лидера все начинается с эмпатии.
С эмпатии лектор перешел на цитаты. Вернее на цитату. И попросил зал угадать автора выражения «Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью»...». Первой в зале несколько раз прозвучала фамилия Толстого, затем последовали Достоевский и Тургенев. Иванов ждал. «На Камчатке» кто-то тихо произнес: «Путин».
- Кто сказал это имя, - Иванов расслышал фамилию нашего Президента. Зал оживился — Как вас зовут? Подойдите пожалуйста потом к нам.
Дальше было про культурный код нации и понимание а кто мы такие как «белгородская компания». Перечислив три типа мировоззрения, Сергей Иванов перешел к основному принципу бизнеса ЭФКО. «Для нас бизнес всегда будет пользой, которая всегда будет доходить до людей экономически эффективным способом» - произнес главный постулат компании, сформулированный 30 лет назад. Тогда же договорились об акционерной модели, кстати, основателям компании не чуждо русское слово «собор», что важно для понимания как компания работает и управляется.
В финале была цитата из Евангелия, переделанная на современный бизнес-язык: «Прежде чем делать что-то полезное для других, сделай что-то полезное для себя».
В этом и заключается культурный код бизнесмена в России. Смысл этой фразы многим понятен с лёту. Интересно, что в Руанде, по словам Иванова «эмпатичный капитализм» и лектора поняли и приняли. По крайней мере банкир из Уганды позже подошел к Иванову и сравнил его мировоззрение со своим, африканским «убунту» (человечность и дружелюбность).
***
Завершая рассказ о лекции в ТГУ надо упомянуть о конкурсе от компании «Транспорт будущего». Об этом после лекции Сергея Иванова рассказал студентам Андрей Лебедев (кстати, во время лекции Лебедев ни разу не достал смартфон, как у нас принято, он наблюдал за аудиторией и слушал лектора). Удачный социальный опыт белгородской площадки компания собирается применять и в Тольятти.
Из пресс-релиза компании «Транспорт будущего»: Чтобы сделать проект максимально полезным для горожан и учесть все их требования, «Транспорт будущего» предлагает строить отрасль вместе – определить ассортиментную матрицу, «проложить» транспортные коридоры для безопасного полета беспилотников, места расположения почтоматов.
Поэтому компания запустила конкурс, в рамках которого все желающие смогут стать создателями новой отрасли: разобраться, чего хотят люди при доставке товаров, и построить маршруты для перемещения дронов-доставщиков. По всем номинациям конкурса предусмотрен призовой фонд от «Транспорта будущего».
PS. После мероприятия в ТГУ решил прогуляться по осеннему городу. Суббота была пасмурной, но без дождя. Неспешный выходной с низким серым небом над головой и желтой листвой под ногами.
На лекции г-на Иванова, слова «Бурятия» и «собор» послужили для меня своеобразными триггерами. Вспомнил вторую командировку в Иркутскую область семь лет назад. Аутентичные бурятские позы в Тайшете можно было поесть только в одном месте. Незадолго до отъезда хозяйка заведения — красавица Оюна показала как делают это блюдо в Бурятии. Никогда больше я не пробовал такие позы (буузы по бурятски).
Второе воспоминание — посещение деревни староверов. Как мы до нее добирались на «буханке» по осенней тайге отдельный разговор. Я уже писал, повторюсь, что тогда, семь лет назад меня удивило благосостояние поселения (входит в состав Тайшетского района Иркутской области), отличное состояние центральной дороги, домохозяйств и даже заборов. Все семьи многодетные, дети учатся в двух школах. Причем в одну из них, светскую, детишек переправляют на длинной лодке через Бирюсу.
Глава поселения рассказывал, что продуктами жители обеспечивают себя сами с огорода, с личного хозяйства. В деревне не встретишь пьяного или открыто курящего человека. Трактора и механизмы покупают на свои средства, кредиты не берут. Многие из мужчин работают на железной дороге. Большие покупки обсуждают и принимают решение совместно. Дети не знают смартфонов. Такой гаджет есть у главы для связи с районом. Да, забор одинаковый, потому что штакетник покупают только на своей лесопилке, за небольшие деньги у деда-плотника.
Спрашивал старосту о проблемах, он отвечал, что мол живем нормально, какие проблемы. В конце концов я не выдержал и спросил ну неужели ничего не надо (мы приехали с руководством района, самое время задать вопросы), все жалуются, а отдельная деревня живет как на другой планете. Глава ответил: «Дайте нам еще одну делянку в границах села, древесина нужна и просто не мешайте. Все у нас есть». Тогда я удивился, а сейчас понимаю, что это наше отечественное «убунту». Со своим укладом и со своими правилами ведения хозяйства.
Верю словам Юрия Козаренко (генеральный директор «Транспорта будущего») о планах предприятия по социальной инфраструктуре. Они построят и детский сад и школу, обеспечат жильем своих сотрудников и благоустроят территорию. Потому что так живут на белгородской площадке. Не удивлюсь очередям из желающих попасть работать на это производство.
Даже в годы «разгула капитализма» в России можно найти островки нашего отечественного «убунту». Будь то Сибирь, Белгород, Казань или Тольятти. Таких мест будет больше год от года. По другому никак. И слава Богу!