Найти в Дзене
Литрес

«Пастернака не читал, но осуждаю»: за что отечественные писатели критиковали друг друга

Оглавление

Русские писатели, как и представители любой другой национальной литературы, нередко критиковали своих коллег, высказывая мнение об их стиле и художественных произведениях, которые казались им неудачными или противоречили их собственным взглядам.

В этой статье мы расскажем, за что отечественные писатели критиковали друг друга.

Солженицын и Пастернак

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» стал одной из важнейших книг XX века и знаковым произведением для мировой литературы. За эту публикацию писатель был удостоен Нобелевской премии в 1958 году, но в СССР реакция на роман была крайне негативной. На специальном заседании московского отделения Союза писателей он подвергся жесткой критике. Анна Ахматова признавалась, что книга настолько ее разочаровала, что ей хотелось «схватить карандаш и перечеркивать страницу за страницей».

Вскоре в советском обществе появилась ироничная фраза: «Пастернака не читал, но осуждаю».

Александр Солженицын тоже не остался в стороне и заявил, что Пастернак не умеет писать прозу. Так он высказался о романе:

«Какие-то реплики, ремарки в диалогах несусветные. Какая-то неумелость. И вообще я не почувствовал в этой книге ни большой мысли, ни движения, ни реальных картин».

Солженицын и Шолохов

-2

Солженицын критиковал и Шолохова, особенно его знаменитый роман «Тихий Дон». Он полагал, что книга была написана не Шолоховым, а приписана ему, и что Михаил Александрович не мог бы создать такое произведение самостоятельно. Вопрос авторства «Тихого Дона» стал предметом споров и до сих пор вызывает интерес у литературоведов.

Бунин и Куприн

-3

Еще одни лауреат Нобелевской премии Иван Бунин любил критиковать коллег по цеху. В сети интернет собраны его едкие реплики о Марине Цветаевой, Александре Блоке и Максиме Горьком. Он ругал их творчество. Когда же Бунин высказывался в адрес Сергея Есенина, Валерия Брюсова, Зинаиды Гиппиус или Михаила Кузмина – он не стеснялся переходить на личности.

Куприну также досталось от Ивана Алексеевича:

«Перечитываю ***. Какая пошлая легкость рассказа, какой дешевый бойкий язык, какой дурной и совершенно не самостоятельный тон».

Известно, что они некоторое время дружили. Бунин помог Куприну начать печататься в столичных журналах. Однако писатели позволяли себе резкие высказывания друг о друге. Стоит отметить, что единственным автором, кого не критиковал Бунин, был Лев Толстой.

«Для меня был богом Л.Н. Толстой», – говорил Иван Алексеевич в одном из интервью.

Однако не все русские писатели восхищались талантом Льва Толстого, как Бунин.

Вяземский и Достоевский против Льва Толстого

Достоевский восхищался мастерством Толстого, однако не разделял его философских взглядов, особенно в позднем творчестве. Так, в романе «Анна Каренина» Толстой поднимает тему брака и социального порядка, но Достоевский считал, что его подход к изображению человеческих страданий и духовного кризиса поверхностен. Достоевский отдавал предпочтение глубокому внутреннему миру героев, что ярко проявляется в его собственных произведениях, таких как «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы».

-4

Поэт, друг Александра Пушкина Петр Вяземский участвовал в Бородинском сражении. После выхода романа Толстого «Война и мир», он раскритиковал исторические описания. Он также нашел множество несоответствий в романе.

«Это переплетение, или, скорее, перепутывание, истории и романа, без сомнения, вредит первой и окончательно, перед судом здравой и беспристрастной критики, не возвышает достоинства последнего, то есть романа» – написал он.

Набоков против Достоевского

Владимир Набоков выступал с критикой романов Федора Достоевского. Он считал произведения коллеги перегруженными психологизмом и чрезмерной драматизацией.

Он писал: «Безвкусица Достоевского, его бесконечное копание в душах людей с префрейдовскими комплексами, упоение трагедией растоптанного человеческого достоинства – всем этим восхищаться нелегко».
-5

Особенно критиковал Набоков роман «Братья Карамазовы», называя его «разросшейся пьесой» за излишнюю театральность и затянутость. Ему также не нравилось постоянное обращение к христианским ценностям и идеям, которые, по мнению Набокова, заглушали художественную силу произведения. Набоков отдавал предпочтение более «чистой» литературной форме, свободной от чрезмерного морализма и философских рассуждений, которыми славились произведения Достоевского.

Гончаров против Тургенева в суде

Иван Гончаров был одним из главных критиков Ивана Тургенева. Он считал, что коллега заимствовал идеи для своих романов «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Накануне» и «Дым» из его собственного произведения «Обрыв». Эти обвинения привели к тому, что в 1860 году писатели устроили третейский суд. В суде участвовали известные литераторы и цензоры.. По их мнению, романы Тургенева были оригинальными и не являлись плагиатом.

Гончаров не стал оспаривать вердикт, но продолжал критиковать творчество Тургенева на протяжении всей своей жизни. Он так и не смирился с тем, что идеи, которые он считал своими, были восприняты как оригинальные в произведениях его литературного соперника.

Иван Тургенев против Федора Достоевского

Тургенев также не удержался от критики чужого творчества. Особенно досталось Федору Достоевскому, которого он обвинил в мрачности и «беспросветности» его произведений. Писатели обменялись колкостями.

Федор Михайлович, в свою очередь, не был впечатлен светским и европеизированным стилем Тургенева, что отразилось в критическом изображении революционеров в романе Достоевского «Бесы».

Критики Марины Цветаевой

-6

Поэзия Марины Цветаевой не всегда находила отклик в сердцах коллег-поэтов. Владимир Маяковский – один из самых известных критиков Цветаевой. Он не разделял ее поэтического стиля и называл ее творчество «буржуазным». Ему не нравилась экспрессивность и эмоциональная насыщенность стихов поэтессы. Маяковский представлял собой другой полюс поэзии – пролетарский и революционный, тогда как Цветаева считалась далекой от официальной идеологии, что раздражало поэта. Максим Горький также высказывался негативно о ее стихах. Он находил женскую поэзию излишне эгоцентричной и индивидуалистичной. Роман Якобсон, русский литературовед и лингвист, был среди тех, кто критиковал ее ранние труды. Иван Бунин считал ее поэзию манерной и «излишне искусственной», что, по его мнению, нарушало природную красоту слова.

Критика среди русских писателей нередко касалась не только вопросов художественной техники, но и более глубоких философских и идеологических разногласий, что отражало разнообразие взглядов на искусство и общественную жизнь в русской литературе.

Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-7