Найти в Дзене
OPEN OIL MARKET

Как избежать роста цен на топливо?

Госдума в скором времени рассмотрит в третьем чтении поправки к Налоговому кодексу, которые касаются повышения топливных акцизов. Согласно законопроекту, с 2025 года акциз на бензин пятого класса увеличится на 14% (с 15 048 до 17 088 рублей за тонну), а на дизельное топливо — на 16% (с 10 425 до 12 120 рублей за тонну). За последнее десятилетие акцизы увеличились более чем втрое. Рост акцизов приведет к увеличению затрат для нефтяных компаний, которые уже столкнулись с дополнительными расходами в этом году из-за повреждений инфраструктуры НПЗ и незапланированных ремонтов. Согласно Росстату, за первые семь месяцев 2024 года прибыль нефтеперерабатывающих заводов снизилась на 29,4%, составив 1 563 млрд рублей. Чтобы предотвратить рост цен на топливо, необходимо уменьшить затраты нефтяников, в том числе за счет снижения железнодорожных тарифов, которые для них существенно выше, чем для угольной отрасли. Так, в 2022 году средняя доходная ставка РЖД для перевозки нефти и нефтепродуктов соста

Госдума в скором времени рассмотрит в третьем чтении поправки к Налоговому кодексу, которые касаются повышения топливных акцизов. Согласно законопроекту, с 2025 года акциз на бензин пятого класса увеличится на 14% (с 15 048 до 17 088 рублей за тонну), а на дизельное топливо — на 16% (с 10 425 до 12 120 рублей за тонну). За последнее десятилетие акцизы увеличились более чем втрое.

Рост акцизов приведет к увеличению затрат для нефтяных компаний, которые уже столкнулись с дополнительными расходами в этом году из-за повреждений инфраструктуры НПЗ и незапланированных ремонтов. Согласно Росстату, за первые семь месяцев 2024 года прибыль нефтеперерабатывающих заводов снизилась на 29,4%, составив 1 563 млрд рублей.

Чтобы предотвратить рост цен на топливо, необходимо уменьшить затраты нефтяников, в том числе за счет снижения железнодорожных тарифов, которые для них существенно выше, чем для угольной отрасли. Так, в 2022 году средняя доходная ставка РЖД для перевозки нефти и нефтепродуктов составляла 948 копеек за 10 тонно-километров, тогда как средняя ставка для всех грузов — 538 копеек, а для угля — 281 копейка.

Такое различие в тарифах фактически приводит к тому, что отправители нефти и нефтепродуктов косвенно субсидируют перевозчиков угля. У этих отраслей разные условия доступа к железнодорожной инфраструктуре, несмотря на то, что обе в этом году несут значительные издержки: угольная промышленность страдает из-за падения мировых цен, а нефтяная — из-за внеплановых ремонтов.

Как избежать роста цен на топливо в следующем году?

Эксперты OPEN OIL MARKET полагают, что для сдерживания цен необходимо устранить дисбаланс в железнодорожных тарифах. Уравнивание ставок на перевозку угля и нефтепродуктов поможет компенсировать последствия роста акцизов.

Однако эта мера должна сопровождаться другими инициативами, которые позволят сдержать рост цен. Среди них — сохранение текущей базовой ставки налога на прибыль для НПЗ (сейчас планируется её увеличение с 20% до 25% с 2025 года) и повышение биржевых нормативов для производителей бензина и дизеля.

Без комплексного подхода рынок топлива рискует столкнуться с очередной волной роста цен уже в начале следующего года.