Ну, что, добралась я до, всеми любимого, проекта. Редко у меня складывается с известными фильмами. В этот раз скорее да, чем нет, но это не точно.
Итак, что нас ждет. Очень красивая атмосферная картинка. Местами - пиршество для глаз. Отличная игра актеров.
Давайте сначала. Итак, есть у нас девица - добродетельная жена, кротка, терпелива, умна, образована. Прекрасна в науках и искусстве. Отец ее судья в каком-то мелком городке. И вот, выходит она замуж против воли семьи по великой любви за ученика академии. Поддерживает его, облегчает ему жизнь и он становится известным императорским чиновником. Тут и начинаются проблемы.
Точнее, начинается наша история, а проблема одна: муж жену лопатой по голове и прикопал на пригорке. Ну, а дальше, без всяких переселений душ и китайской хирургии. Девушка выжила и взяла имя другой жертвы несправедливости, пообещав за всех отомстить.
То есть, ну как бы, внезапно, да? Не переселение тебе там какое-то, а вот так в лоб. Мало того, на этом и строится сюжет. Ходить вокруг того бывшего мужа - пусть смотрит и мучается воспоминаниями. И эта часть великолепна, она затягивает. Как она выбирается из того Зала целомудрия, как привлекает к себе внимание. Буквально в лоб сталкиваясь со всеми. Актриса была настолько убедительна, что веришь каждой эмоции.
Героиня умна, она просчитывает на много ходов вперед каждый свой шаг. Да, ошибается. Но ей, как мне кажется, простительно. Она, все таки, не хитрый политик интриган, а вчерашняя покорная жена и любимая дочь.
Что с главным героем. Как водится, за плечами тоже трагедь и семейная драма почивших родителей. Ближайший к императору, незаурядный ум. Тактик и стратег. Подчищает двор от зарвавшихся чиновников, плетя вместе с императором интриги и просчитывая каждый шаг. Актер прекрасно воплотил этот образ. Хотя часть фильма все, что ему надо было делать - ходить с каменным лицом. Но мы то и дело видели как через эту маску пробивались ростки интереса к героине и другие эмоции. Это хорошо и крепко сыграно. Как и их "я знаю что ты знаешь".
Они по сути честно и открыто используют друг друга. Она, казалось бы, смиренно готова стать его пешкой. Но есть ли там смирение? Им и не пахнет. Он, не скрывая, использует ее в своих интересах. Правда охраны у нее два вагона.
Ну и как водится, надо вычистить императорский двор, воздать всем по заслугам и личную жизнь наладить. Казалось бы, к чему я могу придраться, когда картинка завораживает, а актеры отличные.
Логические дыры есть почти везде. Это и вопрос монтажа, и вопрос перевода, но сценарные всегда в первую очередь. Если все крепко, то копаться не хочется. Серия пролетает за серией, на мелочи не обращаешь внимания, не придираешься. Тебе иногда на это нет времени. Сюжет захватил и окунул по самую макушку. А иногда становится скучно или повествование как-то не так идет и у тебя в это время начинают появляться вопросы.
Это вовсе не значит, что все 40 серий герои должны где-то бегать и что-то решать, чтоб зритель не заскучал. Нет, можно вот, как здесь, поставить сцену с ванной и мечом под дождем и все, мысли вылетели, тебе не до копания в сюжете, ты зависаешь над картинкой и шел бы лесом тот сюжет, мы вообще на другое смотрим. )) Как я говорю: выпускайте котиков.
И режиссер тут виртуоз таких сцен. На них все и держится. Но может ли удержаться все серии? Тут вообще много театральных отсылок. И сама опера, и как герой смотрит всегда сверху, и много чего еще. Игра и сцена. Это то, что является этаким лейтмотивом всего повествования. Яркие акценты и образы. Театральные картинные сцены, на которых намеренно делается акцент. Но...от этого в какой-то момент устаешь.
Для меня это оказалось сказкой. Темной, но сказкой. Отрицательные герои настолько отрицательны, что их не воспринимаешь всерьез. Они настолько картонно-злые, нарочито подчеркнуты, что прям стрелочка горит: это - зло. Оттого и не воспринимаются как что-то страшное. Они с первой до последней минуты плоские. Да, там где-то у них трагедь и драма. Да, где-то им сильно не повезло. Но это их не оправдывает. Это их личный выбор. И в чем-то, да, это, как много раз - история выбора. Ведь бывший муж, мог сделать другой выбор - самовыпилиться в первой серии. И фсё, кина бы не было. Кстати, он это потом принцессе так и говорит: умер бы на ваших руках. И про выбор говорится неоднократно, повторяется раз за разом.
Вообще, про мужа героини, который ее лопатой по голове, в комментариях велось много споров. И трусом его называли, и хитрым манипулятором, и даже, с Раскольниковым его сравнивали - имеет ли он право. В общем, актер справился, молодец. Посеял в людских разумах смуту. Но даже вот это способ: лопатой. Он картонно-картинный. Не кинжалом с красными брызгами крови в окружении лепестков и черной земли. А вот так вот, грязно, примитивно, просто, на расстоянии, не пачкая рук кровью. И да, это символизм. Театральность в духе всей истории.
И вот эта стрелочка так и горит над его головой, как и над принцессой. С первого кадра они вызывают исключительно отрицательные эмоции, а потом вообще ничего не вызывают. Нет, нам пытались объяснить про принцессу, но как верно сказала героиня, это лишь оправдание. Снова выбор. Каждый плохиш в этой истории оправдывал свои поступки окружением, ситуацией, другими людьми, чем угодно. Но у них всегда был выбор кем стать после страшных событий.
Но ощущение, что нас пытаются провести ровно по стрелочкам. Не, ну тут вроде скандалы-интриги-расследования. Но если мы признаем, что они хитры и проницательны, то стоит признать тогда, что и главный герой оплошал, его кони тихо ходють. И нам опять попался прекраснодушный император, который позволяет рулить собой. 10 лет прошло, а они все на том же месте. А нам же вроде не про это. Нам же вроде наоборот про их хитрость и расставленные шахматные фигуры.
В общем, тут вот такой вот диссонанс. Это - злодеи. Это - молодцы. Но серии так до 25-30 смотрится это вполне бодро. Мы легко позволяем вести себя той дорогой, которой предлагает идти режиссер. Мы размышляем о выборе, о страшных событиях, о правомерности мести. А потом происходит Сеня, дичь!
Начинается какая-то сантабарбара с домашними разборками и прорицателями. И тут становится скучно. Да, мы как бы понимаем, что мачеха-злыдня должна выкопать себе ямку до конца, но копает она ее всему проекту. Мы начинаем задаваться вопросами, которые откидывали всю дорогу. А какого лешего героиня, если такая хитроумная, терпела свою свекобру всю дорогу и не смогла найти на нее управу? Чтобы не было войны в доме? Или она была добродетельной и не видела, а тут прозрела и вожжи отпустила?
А вот отец главный министр, наставник императора не ведал, что творится в собственном доме? А что там с рудниками то? У меня был внезапно вопрос: а почему ее называют А Ли, где я проспала это место? То есть вопросики то у нас появлялись, но мы ждали чего-то, чтоб сказать: вотэтоповорот. Не дождались и начали сами отвечать. В этих сериях нас решили дожать.
Но так как это стало восприниматься сказкой, то этого не происходит. Это становится скучно, неинтересно и не становится апогеем истории. А зачем так много времени было уделено игре во время приема послов? Вот это мотание туда-сюда мега-козни. Серьезно? Все это смотрится провисом. Тем самым, который мы так не любим во многих дорамах. Только, где-то они не так остро воспринимаются, где-то чуть более размеренно. Уже даже театральность и визуальный ряд уходят на второй план. Хотя, наложница Ли удивила. Не думала, что ее сделают настолько преданной императору.
Выпил служанки я с горем пополам могла принять. Не поняла зачем, что это дало? Ну кроме страданий героини. Ну и другие персонажи, читай - охранники героя тут абсолютно ради драмы. А вот этого я уже не люблю. Не побеждает тут добро в этой сказке. Тут зло уходит, прихватив за собой как можно больше добра. И вот эти вот последние сцены, максимально театральные именно поэтому и вызвали столько споров, что режиссеру пришлось писать пояснения. Именно это, на мой взгляд и говорит, что был перебор. Нарушена та самая театральная составляющая сюжета: кульминация и развязка. Все это сместилось на финальные сцены сражения и зритель откровенно не понимает что вообще происходит, что ему пытается сказать режиссер.
Что касается вопроса про возраст актрисы. Это, едва ли не самый нашумевший вопрос всех обсуждений. Что могу сказать я. Она справилась отлично. Но таки да, был диссонанс. И даже не по отношению к герою. А по отношению к происходящему. Все вокруг, на самом деле, лишь подчеркивают ее возраст. Даже ее служанка выглядит слишком контрастно рядом с ней. Да, можно списать на то, что героиня на самом деле старше той, кого заменила, но не настолько. Тут, как мне кажется, вопросы и к гриму (местами он был более чем так себе) и касту. А справилась бы юная актриса с такой ролью? Не уверена. Ну и да, как бы мы не любили главного актера, но тут нужен чуть более возрастной. На мой взгляд, было бы логичнее не в плане пары героини, а в плане повествования.
По мне это вообще проблема многих проектов. На опытных и властных берут юных томных эльфов, возрастных ставят в пару к тем эльфам, где контраст лишь подчеркнут и опытные дамы, делают из себя юных невменяшек. Но это уже совсем другая история. Как и то, что к крупным высокобюджетным проектам я цепляюсь гораздо больше.