Марсель – город на юге Франции, второй по численности населения после Парижа.
Это крупнейший порт страны и всего Средиземноморья. Город расположился ярусами на прибрежных холмах. Он очень древний. Основан около 600 года до н. э. греками из Малой Азии. Есть мнение, что Марсель не типично французский город. Он необычайно колоритен, как и большинство портовых городов по всему миру.
Это очень «смешанный» город. Здесь можно увидеть роскошные средиземноморские виллы в кипарисовых рощах, которые соседствуют с самыми дешевыми во Франции отелями.
В Марсель мы прилетели поздно вечером. Волновались, как доберемся до центра города из аэропорта в такое позднее время. Кто-то сказал, что после полуночи будет автобус в Марсель. Но от вокзала все равно нужно было бы как-то добираться до гостиницы. Поэтому мы взяли такси. С этим проблем не было. Несколько машин ожидали пассажиров. В первой машине водителем оказалась молодая женщина. За 65 евро (ночной тариф) она минут за 20 довезла нас до отеля.
Утром знакомство с Марселем мы начали со Старого порта.
Это одно из самых живописных мест Марселя. Повсюду снуют лодки и катера различных моделей.
С набережной отходят катера к замку Иф, который находится на острове в 3,5 км на запад от Старого порта.
Это крепость XVI в. с необычайно сырыми подземельями. Она сделалась очень известной благодаря роману А. Дюма «Граф Монте-Кристо». В первой половине дня мы и поехали на остров Иф. Про это путешествие у меня есть отдельный рассказ.
А современный порт находится сейчас севернее.
Старый порт пахнет рыбой и морепродуктами.
Это морской чёрт, очень популярная во Франции рыба. Едят у нее, причем, один только хвост.
Многочисленные продавцы торгуют свежевыловленной рыбой.
В ресторанчиках, тянущихся длинной чередой вдоль берега, эту рыбу можно отведать.
Рядом с портом находится церковь Сен Фереоль, куда мы, конечно, заглянули (на фото справа).
Там же недалеко и туристический офис. Там мы узнали, что двухэтажные туристические автобусы ходят по расписанию, но не слишком часто. И на русском языке экскурсии нет. Поэтому мы решили знакомиться с городом самостоятельно.
В Марселе много больших и маленьких улиц, по которым мы и решили пройтись, чтобы добраться до базилики . Идти пришлось долго. И все время вверх. По крутым лестницам. Ведь Нотр-Дам де ля Гард находится на холме, на самой высокой точке города - 154 метра. Это главная достопримечательность Марселя, символ города. Ее видно практически отовсюду.
В следующий приезд в Марсель мы поступили иначе - добрались до базилики на маленьком туристическом поезде. Это было гораздо быстрее и легче.
Когда-то на месте базилики была часовня, которая благословляла моряков на долгие плавания. А в 1853 году начали возводить собор. В 1864 году он был освящен. Собор представляет собой романо - византийскую базилику.
Наверху установлена статуя Пречистой Девы высотой 10 метров.
Внутри собора много мозаики по византийскому образцу и картин с морскими пейзажами.
Со смотровой площадки открывается панорама города и Марсельского залива.
Главная улица Марселя – Ла Канбьер (La Canebierre) – самая оживленная в городе. Там находится множество магазинов, отелей, ресторанов и кафе.
Здесь нам встретился "прогуливающийся" жираф с маленьким жирафенком. Эта композиция установлена по случаю фестиваля книги, проходившего на Ла Канбьер в 2010 году. Внутри жирафа находятся книги. Их можно взять, положить свою. То есть это своеобразный книгообменник или мини – библиотека, если хотите.
Жираф на главной улице Марселя напоминает о подарке вице-короля Египта Мехмета-Али королю Франции Карлу X. В 1826 году необычного зверя привезли в Марсель. Корабль, на котором перевозили жирафа, пришлось предварительно ломать – проделывать отверстия на капитанском мостике и верхних палубах. Так жираф мог спокойно выпрямлять шею.
В портовом городе жираф стал настолько популярен, что местные власти дали в его честь несколько пышных приемов с музыкой и угощениями. На приемы были приглашены иностранные послы. Весело перезимовав и подкормившись, по весне жираф отправился в далекий путь в Париж. Чтобы он не простудился, ему сшили длинный непромокаемый плащ с капюшоном. Плащ застегивался на пуговицы. Ноги обули в кожаные сандалии на шнуровке. Их меняли каждые 50 км. Путь от Марселя до Парижа был длинным: 860 км животное, сопровождаемое отрядом конных жандармов, преодолело за 41 день. Необычный подарок представили французскому королю и двору. А затем поселили в Ботаническом саду. Это был самый известный жираф 19 века. С июля по декабрь 1827 года в зоопарк Парижа на жирафа пришли посмотреть 600 тысяч человек. Животное было необычайно популярным: появились прически «а-ля-жираф» и масса всяких предметов с жирафьей символикой. Даже пианино, не так давно изобретенное (в 1819 году), переименовали в жирафьяно. Правда, это название не прижилось.
А жирафов в Марселе любят.
Жираф также популярен в Марселе, как и носорог. Его историю я рассказала здесь.
Наша прогулка по Марселю продолжалась. Мы зашли в неоготическую церковь Сен-Венсан-де-Поль.
Перед церковью памятник Жанне д’Арк. Жанна, причисленная к лику святых, очень популярна во Франции.
Марсель – город с очень пестрым населением. Здесь много выходцев из Северной Африки. Многие считают, что город даже опасен.
Несмотря на такую репутацию, в Марселе не более опасно, чем в других городах Франции, если соблюдать некоторые правила. Например, хранить ценности и деньги в сейфе гостиницы, с собой брать небольшую сумму, не оставлять вещи в припаркованной машине и не ходить ночью в алжирском районе Бельсюнс. Кстати, ночной Марсель очень спокоен: никаких шумных дискотек до утра. За развлечениями все отправляются в соседний Экс-ан-Прованс.
В Марселе еще много интересных достопримечательностей. Но чтобы их осмотреть, надо провести в городе не пару дней, а хотя бы неделю. В городе открыты музеи и театры.
Церковь Нотр-Дам-дез-Аккуль, выстроенная на развалинах храма Минервы в 11 веке и восстановленная в первой половине 19 века после революционных разрушений.
Пару музеев мы посетили. В дворец Лоншан (Palais Longchamp) попали не с первого раза. Он был на реконструкции. Сейчас здесь находятся два музея: музей изящных искусств, посвященный живописи и скульптуре и музей естественной истории. Дворец построили в честь открытия канала длиной 53 км от реки Дюранс до Марселя.
Канал был призван решить проблему водоснабжения города. Бех качественной воды Марсель десятилетиями страдал от эпидемий. Здание служило техническим целям – за роскошным фасадом скрывалась водонапорная башня. Первый камень дворца был заложен в ноябре 1839 года герцогом Орлеанским, но понадобилось ещё тридцать лет, чтобы завершить задуманный план до конца.
Центральным объектом архитектурной дворцовой композиции стал красивый каскадный фонтан. Десятиметровая скульптурная группа фонтана изображает четвёрку быков Камарга, тянущих колесницу. Упряжкой быков управляет высокая женщина – символ реки Дюранс. Две другие женские фигуры с плодами и колосьями в руках олицетворяют надежду, плодородие, радость.
Мы посетили музей Гробэ-Лабадье (Musée Grobet-Labadié), расположенный в особняке 19 века.
В 1919 году Мари Гробе, дочь марсельского бизнесмена и политика Александра Лабадье, подарила городу семейную коллекцию произведений искусства и особняк.
Обустраиваются современные городские пространства, которые можно использовать для проведения различных мероприятий. Мне понравилась эта большая площадка под зеркальным потолком.
Во время Второй мировой войны Марсель был одним из крупнейших центров французского движения Сопротивление.
Среди уроженцев города – Мариус Петипа (1822-1910) гениальный балетмейстер, поставивший многие знаменитые классические балеты на русской сцене.
Один из самых популярных сувениров из Марселя - это душистое мыло.
В Марселе мыло начали производить в 12 веке, используя в качестве сырья местное оливковое масло. К 1660 году в городе действовали 7 мыловаренных заводов, которые производили около 20 000 тонн мыла. При короле Людовике XIV появился термин «марсельское мыло». В то время это было мыло зелёного цвета, которое продавалось в брусках по 5 или 20 кг. Сейчас тоже можно купить довольно большие бруски.
Использование животных жиров было запрещено законом 1688 года, который и сегодня является действующим. Соответствие этому закону обеспечивает качество марсельского мыла и по сей день. Впоследствии появились дополнения к закону, разрешающие использование других натуральных масел, а не только оливкового. В начале 20 века в Марселе было 90 мыловарен. Сейчас в Марселе производят 30% всего французского мыла, которое имеет хорошую репутацию: оно ассоциируется с долгой историей производства, простым и натуральным составом, традиционным качеством.
Столько всего интересного в разных городах Франции: больших и маленьких, в деревушках. Но страна так сильно изменилась за последние годы! Это знают и видят сами французы. "Нет прежней Франции", - с горечью сказал как-то один мой знакомый пожилой француз. Еще некоторое время назад машину не закрывали, оставляя около дома в Нормандии. А теперь...
Да, не те уж времена. Несмотря на это, я скучаю по путешествиям по Франции.
Три мои путешествия в Марсель состоялись до пандемии.
А я благодарю вас, уважаемые подписчики и гости канала, за то, что знакомитесь с моими материалами и делитесь своим мнением в комментариях .
До новых путешествий!
Ранее я рассказала о путешествии в Арль.