Найти в Дзене
Артистократка

Трейси Эмин: Бунтарка, вышедшая замуж за камень, шокировавшая мир и продолжившая творить

Жизнь Трейси Эмин с самого начала была отмечена трагедиями. Она родилась в 1963 году в прибрежном городке Маргейт, Англия, и её детство было далеко от идиллии. Семья Эмин жила в бедности, особенно после того, как её отец покинул их ради другой семьи в Лондоне. Однако настоящая травма произошла, когда Трейси было 13 лет – она пережила изнасилование, что оставило неизгладимый след в её восприятии мира и в её искусстве. Этот ужасный опыт стал не просто болезненным воспоминанием, но и темной силой, направляющей её искусство, наполняя его эмоциональной интенсивностью и уязвимостью. В её жизни появился Билли Чайлдиш – художник и музыкант, который стал её первой серьезной любовью и источником вдохновения. Их отношения были стремительными и бурными, полными страсти и борьбы. Чайлдиш, известный своими авангардными произведениями и бунтарским духом, оказал сильное влияние на раннее творчество Трейси. Однако их отношения завершились болезненным разрывом, и Трейси позже назвала их жизнь вместе "ж
Оглавление

Трудное начало: хаос детства Трейси

Жизнь Трейси Эмин с самого начала была отмечена трагедиями. Она родилась в 1963 году в прибрежном городке Маргейт, Англия, и её детство было далеко от идиллии. Семья Эмин жила в бедности, особенно после того, как её отец покинул их ради другой семьи в Лондоне. Однако настоящая травма произошла, когда Трейси было 13 лет – она пережила изнасилование, что оставило неизгладимый след в её восприятии мира и в её искусстве. Этот ужасный опыт стал не просто болезненным воспоминанием, но и темной силой, направляющей её искусство, наполняя его эмоциональной интенсивностью и уязвимостью.

Билли Чайлдиш: Первая любовь и муза в творчестве

В её жизни появился Билли Чайлдиш – художник и музыкант, который стал её первой серьезной любовью и источником вдохновения. Их отношения были стремительными и бурными, полными страсти и борьбы. Чайлдиш, известный своими авангардными произведениями и бунтарским духом, оказал сильное влияние на раннее творчество Трейси. Однако их отношения завершились болезненным разрывом, и Трейси позже назвала их жизнь вместе "жестокой". Влияние Чайлдиша осталось с ней на долгие годы, а сам он стал вдохновителем художественного движения «Стакизм», название которого родилось после того, как Эмин однажды назвала его работы "застрявшими".

-2

Исповедальная автобиография: уникальный голос Эмин в искусстве

Дальнейшее ее творчество было связано с легендарной арт-группой «Молодые британские художники». В основном это были выпускники колледжа Goldsmiths, где основной упор делался не на умении рисовать, а на концептуальной новизне искусства. Молодые британские художники называли своей главной задачей вернуть искусство к реальности. Эмин пошла еще дальше: в ее творчестве грань между реальностью и искусством исчезает вовсе. Все пережитые художницей события, будь то расставание с бойфрендом, потеря ребенка или смерть отца, становились сюжетами для ее творчества. Трейси Эмин не стеснялась откровенничать на публике – она не скрывала свою любовь к выпивке и сигаретам и щедро делилась подробностями своей сексуальной жизни.

«Я пытаюсь заинтересовать зрителей и особенно зрительниц откровенной нежностью и слабостью, а после — неожиданностью действий». Трейси Эмин

Работы Эмин автобиографичны, сыры и глубоко личны – настолько, что они напоминают откровенные признания из дневника. Её самые известные произведения, такие как Моя кровать и Все, с кем я когда-либо спала 1963-1995, открывают самые потаённые уголки её души – от травм до радостей. Этот стиль, который критики называют "исповедальным", в своё время стал революционным, ведь от искусства ожидали большей сдержанности и дистанции. Эмин перевернула этот стереотип, сделав свою жизнь и боль полотном для творчества.

-3

Образ "плохой девочки"

От скандальных выступлений на телевидении до провокационных выставок – Трейси быстро закрепила за собой репутацию "плохой девочки" британского искусства. Этот образ окончательно утвердился в 1997 году, когда она в прямом эфире BBC заявила, что "слишком пьяна" для продолжения дебатов, и покинула студию. Позднее её выставки BBC описала как "кровавые картины, отрубленные конечности и жесткое порно", что сильно контрастировало с классической британской художественной традицией. Но именно на этих противоречиях Трейси и строила свою карьеру, превращая свою бунтарскую личность в часть её художественного образа.

От таблоидных скандалов до статуса иконы

Провокационные работы и личные скандалы привлекли к Эмин внимание таких знаменитостей, как Элтон Джон, Джордж Майкл, Кейт Мосс, Мадонна, Вивьен Вествуд и даже Ким Кардашьян. Эти иконы поп-культуры стали её поклонниками, друзьями и даже коллекционерами. Они восхищались не только её искусством, но и её самой – смелой, искренней и не желающей подстраиваться под общепринятые нормы.

-4

Поворотный момент: поддержка Чарльза Саатчи

Известный коллекционер Чарльз Саатчи стал одним из ключевых покровителей Трейси. Его покупка её работы Моя кровать, которая впоследствии была продана за 2,5 миллиона фунтов, утвердила её место в мире искусства. И хотя сначала она сопротивлялась продаже своих произведений Саатчи, обвиняя его в поддержке Маргарет Тэтчер, влияние коллекционера помогло поднять её карьеру на новый уровень.

Трейси Эмин: что важнее — её искусство или её личность?

Что обсуждают больше — её произведения или её саму? Некоторые утверждают, что личность Трейси затмевает её творения настолько, что даже появилось слово "эминед", описывающее определённый стиль искусства, порой с негативным оттенком. Но будь вы её поклонником или критиком, невозможно отрицать, что она оставила глубокий след в современном искусстве.

«Самое прекрасное — это честность, даже если на нее очень больно смотреть». Трейси Эмин

Что там по кровати?

Апогеем демонстрации публике личных проблем через музей стала инсталляция «My bed» 1998 года. Это самое честное, самое грязное, самое шокирующее и самое интимное высказывание о депрессии. Мятые простыни с разводами, белье со следами менструальной крови, использованные презервативы, противозачаточные таблетки, пустые бутылки из-под водки, и пачки сигарет — все это громкие крики о страхе, неопределенности и просто жизни, когда приходит момент безучастного сосуществования с самим собой. Этот объект — не изображение определенного предмета; этот объект сам по себе искусство: кровать осталась кроватью вместе со всем мусором и гниением того периода проигрыша жизни. Репрезентация собственной постели стала неустрашимым взглядом на состояние эмоционального потока и дисфункции через неотредактированное, полное и почти криминалистическое накопление реальных, грязных элементов. Многие зрители отнеслись к произведению с омерзением, тошнотой и брезгливостью, в то время как критики были в шокирующем удивлении, назвав инсталляцию важным шагом вперед в искусстве, который пробил табуированность таких тем, как женская телесность, сексуальность и стыд, вынеся все это на всеобщее обозрение при помощи музейного пространства, которое все привыкли рассматривать с точки зрения доступности и принятия.

Этот экспонат стал для молодого поколения чем-то наподобие непосредственной и откровенной исповеди или картины полного эмоционального паралича, когда существование зациклено на одном месте без возможности раздвинуть его рамки и выйти наружу.

Секс оказался чем-то большим, чем жесткая шутка, чем-то, что может оставить гноящиеся открытые раны на психике. А женщина, как выяснилось, — самый откровенный и дерзкий художник своих эмоций, способный честно заявить об этом в пространстве иного искусства.

А что еще интересного?

Другой, не менее обескураживающей работой, представленной в 1995, стала фотография собственного перформанса «Outside Myself» («Monument Valley»).

Это был результат поездки Трейси Эмин в США в 1994 году со своим тогдашним парнем писателем Карлом Фридманом; пара останавливалась по пути в аризонской пустыни, чтобы запечатлеть момент прочтения отрывков из личной книги художницы «Exploration of the soul», написанной в тот же год, в не менее живописном кресле, где нанесены значимые слова и фрагменты текстов, включающие годы рождения и имена по обе стороны от слов «another world», которое женщина унаследовала от бабушки и впоследствии назвала бабушкиной поговоркой «There’s a lot of money in chairs» Особенностью снимка также является сам кадр, сделанный таким образом, что мы не понимаем куда именно смотрит героиня, то ли на текст перед ней, то ли на зрителя. Наряду с провокационными исследованиями сексуальности Эмин стоит отметить ее динамичный визуальный стиль с продуманным ракурсом камеры, особенностью освещения и цветовой палитрой, который глубже погружает в момент совершения действия, тем самым заставляя задуматься не только об изображении, но и об интимном смысле, заложенном в ту или иную работу.

Трейси и Фрида Кало: родственные души


Эмин часто сравнивают с Фридой Кало – художницей, чьи работы также глубоко личные и автобиографичные.

-7

В 2008 году Трейси даже переоделась в Фриду для фотосессии, примерив монобровь и традиционный мексиканский костюм. Оба художника черпали вдохновение в своей жизни – в любви, страданиях, потерях – и превращали эти эмоции в искусство. Влюбленности, беременности, дети, выкидыши, аборты, предательства – самые потаенные и закрытые от любопытных глаз стороны жизни женщины в творчестве Эмин и Фриды превратились в искусство.

Как сказал современный скульптор Аниш Капур, «художники не создают объекты, художники создают мифы». И эта фраза лучше всего описывает то, чем занимается Эмин.

Топ-5 работ Трейси Эмин

  1. Моя кровать (1999): Нерасстеленная постель, окруженная окурками, бутылками из-под алкоголя и использованными презервативами. Это произведение рассказывает о глубокой депрессии и эмоциональных потрясениях художницы.
  2. Все, с кем я когда-либо спала, 1963-1995 (1995): Палатка, расшитая именами всех, с кем Трейси когда-либо спала — от любовников до членов семьи. Работа говорит не о сексе, а об истинной близости.
  3. Последнее, что я тебе сказала: "Не оставляй меня здесь" (1999): Эмоциональная фотография, на которой Трейси лежит в пустыне, символизируя брошенность.
  4. I've Got It All (2000): Смелая фотография, на которой Эмин держит пачку денег между ног, иронизируя над коммерциализацией искусства.
  5. Ты должен был любить меня (2011): Неоновая надпись, выполненная её собственным почерком, размышляющая о потерянной любви.

Пиар-ход или настоящая любовь? Брак Эмин с камнем


В 2015 году Трейси снова попала на первые полосы газет, выйдя замуж за камень в своём саду. Многим это показалось рекламным трюком, но сама Эмин называла камень своим "якорем" – чем-то постоянным в этом хаотичном мире.

Неоновые огни Трейси Эмин


Неоновые вывески стали неотъемлемой частью позднего творчества Эмин. Эти яркие, кричащие работы часто содержат рукописные послания о любви, потере и тоске, создавая напряжение между личным и холодной, коммерческой природой неона.

-9

Шутка на Венецианской биеннале


В 2007 году Эмин удивила мир искусства слухами о своём скандальном плане для участия в Венецианской биеннале – бассейне с полотенцами, спроектированном Ричардом Роджерсом. Но на самом деле это была шутка. Вместо этого она представила серию интимных картин и неоновых инсталляций, ещё раз доказав свою гениальность, умело балансируя между юмором и глубокими эмоциями.

Феминизм в творчестве Эмин


Искусство Трейси часто ассоциируют с феминизмом третьей волны. Её бесстрашные изображения женской сексуальности, отказ следовать общественным ожиданиям и изучение табуированных тем сделали её феминистской иконой.

"Я хочу создать будущее": Эмин против рака


В 2020 году у Трейси диагностировали рак. Размышляя о своей карьере, она заявила: "Я не хочу умереть как художник, который создал всего несколько интересных работ. Я хочу создавать будущее." Даже перед лицом смерти Эмин остаётся творцом, стремящимся формировать будущее искусства.

Что ждёт Трейси Эмин дальше?

«После того, как я уеду отсюда, где бы я ни жила, я буду жить с моей работой. Теперь это для меня самое главное. Вся моя жизнь будет искусством, искусство будет для меня всем: моим любовником, моим спасением. Я старею, и это именно то, чего я хочу», — призналась художница.
-11


Победив рак, Трейси открыла свою студию и резиденцию в Маргейте, где предлагает бесплатное художественное образование детям из неблагополучных семей. Её новые работы продолжают исследовать темы боли, выживания и человеческого состояния, обеспечивая, что её наследие будет жить ещё долгие годы.