Эфемерное искусство поднимает важные вопросы о природе самого искусства.
В отличие от классических произведений, которые создаются с намерением быть вечными — будь то картины, скульптуры или архитектурные сооружения — эфемерное искусство напоминает нам о мимолетности человеческого опыта.
С философской точки зрения, эфемерное искусство является напоминанием о том, что все вещи, включая человеческие творения, подвержены распаду, что позволяет художникам исследовать идеи о жизни и смерти, начале и конце.
В культурном плане эфемерное искусство часто пересекается с социальными и экологическими движениями, позиционируя себя как критику потребительства, материализма и коммерциализации искусства. Поскольку эфемерное искусство сопротивляется коммерциализации — его нельзя владеть, покупать или продавать в традиционном смысле, — оно бросает вызов системам ценностей, которые управляют миром искусства. Сама его природа подрывает рыночные силы, которые часто диктуют, что считается важным или ценным в искусстве.
Убедительным примером для понимания силы и значимости эфемерного искусства является пионер саморазрушающегося вида искусства - Густав Метцгер.
Густав Мецгер, художник и политический активист, родившийся в Германии, впервые представил аутодеструктивное искусство. Густав, переживший Холокост, был глубоко потрясен зверствами войны и разрушениями. Он считал, что искусство может быть использовано в качестве средства выражения его взглядов на общество и политику. В конце 1950-х годов он начал создавать произведения искусства, которые должны были самоуничтожаться или в конечном итоге разрушаться с течением времени.
Фактически, временный характер его творений только усиливал их актуальность, заставляя зрителей сталкиваться с неудобной правдой о непостоянстве не только искусства, но и жизни, цивилизации и окружающей среды.
В своих инсталляциях Мецгер использовал нетрадиционные материалы, включая деревья, химикаты, жидкие кристаллы, автомобили и отходы. В 1960 году на первой демонстрации автодеструктивного искусства в качестве одно из объектов инсталляции Мецгер использовал мешок с мусором.
В 1961-м, Густав Мецгер вывесил на берегу Темзы белое, черное и красное полотнища на металлическом каркасе, а затем, надев противогаз, распылил на них кислоту.
Нейлоновая ткань истлела на глазах у зрителей – так художник продемонстрировал живопись действия, которая искажается и разрушает себя.