Род Пушкиных ведёт своё начало от некоего Ратши, явившегося в Новгород Великий на службу, как гласят родословные, «из немец», будучи сам «из рода королей словенских», в первой половине или середине ХII века. Его правнук Гаврила Олексич был боярином св. князя Александра Невского и участвовал в Невской битве, что подтверждают летописи («Мой предок Рача мышцей бранной / Святому Невскому служил», – писал А.С. Пушкин в поэтической «Родословной»).
Их потомок (VII колено) Григорий Александрович прозванный Пушка, был родоначальником Пушкиных. От его прозвища пошла такая звонкая фамилия. Род рано разделился на множество ветвей, часть из которых захудали.
Стоит обратить внимание на Михайло Тимофеевича Пушкина, по прозвищу Муса. Он был родоначальником ещё одной ветви Мусиных-Пушкиных. Этот род возвысился в конце ХVII века, в лице Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина, который женился на племяннице патриарха Иоакима Савелова, при учреждении Сената (1711) стал первым сенатором, тайным советником, и получил титул графа. Он владел большими имениями в различных губерниях, в том числе и в Костромской. Ему принадлежало село Бушнево (на торговом тракте из Новгорода в Сибирь) с двадцатью деревнями. Бушнево принадлежало к Чухломскому уезду, позднее – Галичскому. Как можно догадаться, сегодня это умирающее (или умершее?) село Бушнево Антроповского района.
Однако имение графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина было отписано в дворцовое ведомство по обвинению его сына Платона Ивановича в государственном преступлении по делу Волынского.
К истории этого дела стоит напомнить о засилье влияния иноземцев при дворе Александра I, Николая I и Анны Иоанны, что негативно влияло на государственную политику. Волынский возглавил оппозицию движения против засилья иностранцев, куда входил и Платон Мусин-Пушкин.
…В ХVI поколении от Ратши среди многих его потомков был и стольник царя Алексея Михайловича Пётр Петрович Пушкин (1644-1692, вторая половина ХVII века). Боярин Пётр Петрович Пушкин получил в XVII веке жалованную грамоту царей Иоанна и Петра Алексеевича на поместья в Галичском уезде. У Петра Петровича и Анастасии Афанасьевны (урожденная княжна Козловская) было 2 сына: Александр и Федор. От Александра Петровича пошла ветвь по линии отца поэта, а от Федора Петровича – ветвь по линии матери.
У сына Петра Петровича – Александра – прямым внуком стал отец поэта Сергей Львович (ХVIII-е поколение от Ратши), внучка сына Фёдора – Мария Алексеевна, бабка поэта по матери. Она вышла замуж за Осипа Абрамовича Ганнибала. Она была троюродной сестрой отца поэта Сергея Львовича Пушкина. Значит, её дочь (мать поэта) Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал, была своему мужу Сергею Львовичу Пушкину троюродной племянницей.
В свою очередь от Алексея Федоровича пошло 2 ветви, одна из которых дала России и миру великого поэта, представители другой ветви осели на Костромской земле.
По родовому имению Новинки в Костромской губернии эта ветвь стала называться Костромские Пушкины (или новинкинская ветвь). Она насчитывает более пятидесяти представителей. О них пойдёт речь.
Ещё раз смотрим: Мария и Юрий – родные брат с сестрой. Их дети – Надежда и Александр – двоюродные. Александр всего на два года моложе. Они дружны с детства.
Александр Юрьевич Пушкин (3.07.1777 – 7.01.1854) является родоначальником костромской ветви рода Пушкиных. Родился он в имении своего отца в с. Покровском Липецкого уезда Тамбовской губернии, был военным. Он и Надежда Осиповна Ганнибал, мать поэта, – двоюродные брат и сестра.
А.Ю. Пушкин в 1852 году в одном из номеров журнала «Москвитянин» поместил статью «Для биографии Пушкина». Он вспоминал, что будучи кадетом сухопутного Шляхетского корпуса в Петербурге: «…почти всякую неделю по воскресеньям и праздникам бывал я у них (у Марии Алексеевны Ганнибал, матери Надежды Осиповны и бабушки А.С. Пушкина) и рос почти вместе с Надеждой Осиповной, которая, не имея родных братьев, любила меня, как родного».
А.Ю. Пушкин под командованием А.В. Суворова был в знаменитом Итальянском походе. Там и узнал Александр Юрьевич о появлении на свет будущего поэта. В той же статье он пишет: «Наш полк был в это время в походе, где я и получил от сестры письмо, что на память мою он назван Александром, а я заочно был его восприемником».
А.Ю. Пушкин женился на дочери московского и костромского помещика Лариона Васильевича Молчанова, Александре Ларионовне Молчановой. Посаженной матерью на свадьбе была его тётка Мария Алексеевна Ганнибал. Молчановы владели землями в Костромской губернии. В приданое Александре Ларионовне была дана усадьба Новинки Кинешемского уезда близ с. Семеновского-Лапотного (ныне п. Островское). В первой трети девятнадцатого века – то есть при жизни А. С. Пушкина – Александр Юрьевич Пушкин был хозяином Новинок.
В Новинках имелся деревянный господский дом с мезонином и двумя флигелями, напоминающий индийскую пагоду. Внутри дом был просторен, нехитро обставлен старинной мебелью. Были и все необходимые службы, в том числе оранжерея и водяная мельница на реке Корбе. В 1816 году А.Ю. Пушкин купил другое имение – Давыдково (где потом поселится, женившись, его сын Лев), включающее в себя пять деревень, находящихся на реке Мезе в Костромском уезде, где был винокуренный завод. Кроме того, ему от деда и прадеда досталось небольшое имение в Буйском уезде – с. Высоково. Общее количество крепостных составляло свыше 280 душ мужского пола, что для Костромской губернии было немалым состоянием. В это время он приобрел в Костроме два дома: один на Вознесенской улице, а другой – на Дворянской (оба дома, к сожалению, не сохранились).
По соседству с Новинками был «терем» Кустодиевых (так назывался дом художника). Борис Михайлович Кустодиев написал несколько портретов новинкинских Пушкиных. Картины эти были украшением дома.
Овдовев, Александр Юрьевич больше в брак не вступал, посвятив себя воспитанию детей – Николая, Льва и Марии, из которых последняя осталась после смерти матери в возрасте пяти лет.
Проживая зимою в Костроме, а летом в имениях, большей частью в Новинках, А.Ю. Пушкин ведет обычную жизнь помещика средней руки. Был жесток с крепостными. Не раз он вызывался губернатором для объяснений по поступавшим жалобам.
А.Ю. Пушкин состоял в костромском дворянстве. Работал членом комитета по борьбе с холерой в Кинешемском уезде, куда относились Новинки. Неоднократно избирался костромским совестным судьей. За службу он был награжден орденом св. Анны III степени.
Умер А.Ю. Пушкин в 1854 году и погребен на кладбище церкви села Козловка, близ усадьбы Новинки (ныне это территория Островского района Костромской области).
Его дети: Николай (1813-1852), оставшийся бездетным, Лев (1816-1888) и Мария (1820-1860).
Старшие сыновья получили хорошее домашнее образование. Николай двадцати лет вступил на военную службу в Киевский гусарский полк, квартировавший в Тверской губернии. Влюбился в дочь местного помещика, статского советника инвалида Отечественной войны 1812 года и героя Бородинского сражения Д. Шелехова, Екатерину, которой было всего 16 лет. Старик Шелехов, видя, что все его старания отговорить дочь от такого раннего брака с повесой-гусаром бесплодны, скрепя сердце дал свое согласие, дал ей хорошее приданое деньгами и драгоценностями, украшениями из золота с бриллиантами, жемчугом и т. д.
Н.А. Пушкин с чином поручика вышел в отставку и уехал с молодой женой в Новинки. Жил он расточительно и беспутно, так, что долготерпеливое Дворянское собрание и костромской губернатор вынуждены были возбудить против Пушкина уголовное дело, самого его заключить в тюрьму, а Новинки взять в опеку.
Младшая в семье, Мария Александровна, по разделу с отцом и братьями, получила специально построенную для нее усадьбу в д. Чупрядки, близ усадьбы Давыдково, в которой был господский дом, а также сельцо Марьино и деревни Ульянино и Иванищево. Вышла замуж за князя Ивана Дмитриевича Козловского. Как было сказано выше, в числе предков А.С. Пушкина была Анастасия Афанасьевна, жена Петра Петровича Пушкина, урожденная княжна Козловская. И вот, без малого через два века, семьи Пушкиных и Козловских снова породнились. Дед Ивана Дмитриевича, князь Н.И. Козловский, в 1767 г. принимал в своей усадьбе Борщевка императрицу Екатерину II, предпринявшую поездку по Волге. Его сын, Дмитрий Николаевич, 4-летний младенец, по повелению императрицы был записан в сержанты лейб-гвардии Преображенского полка. Позднее Д.Н. Козловский в течение 10 лет был костромским губернским предводителем дворянства. Он сожительствовал с крепостной крестьянкой Прасковьей Трофимовой, вдовой своего любимого псаря, и прижил от нее 6 человек детей. В числе этих 6-х детей был и Иван Дмитриевич Козловский, получивший княжеский титул и фамилию отца по Высочайшему указу от 4 июля 1820 года. И.Д. Козловский получил образование в 1-м Московском кадетском корпусе, служил в конной артиллерии, участвовал в войне с Турцией в 1828–29 гг. и в польской кампании 1831 года. Выйдя в отставку, он до конца своей жизни служил в Костромской палате государственных имуществ.
Фамилию продолжил второй сын Александра Юрьевича Пушкина, Лев Александрович,получивший хорошее домашнее образование, закончивший Демидовский лицей, дослужившийся до штаб-ротмистра и вышедший в отставку.
Он поселился в Давыдкове. Но поскольку его брат Николай, по взятии в опеку его имения, был лишен доброго имени и не мог хозяйничать в Новинках, то Л.А. Пушкин был вынужден попеременно жить то в Давыдкове, то в Новинках.
Лев Александрович был женат на Елизавете Григорьевне Текутьевой (1825–1907), дочери богатого костромского помещика. В числе приданого за Елизаветой Григорьевной был дан двухэтажный каменный дом в Костроме; он цел до сих пор.
В 1851–1855 гг. Лев Александрович занимался винными откупами, что значительно увеличило его состояние. Им были куплены (на имя жены) две усадьбы (Радоница и Быково) и семь деревень (Мызжики, Андрейково, Пристанище, Машихино и Печальница, Бородино и Пожарище) – все они находились в непосредственной близости от Новинок. К 1860 году Пушкины являлись весьма состоятельными помещиками.
Л.А. Пушкин дважды избирался на трёхлетний срок Кинешемским уездным предводителем дворянства.
Последние годы жил в Костроме и занимался садоводством, организовал специальные курсы садоводов. В 1882 году он устроил при доме Дворянского собрания на Павловской улице (ныне – проспект Мира) оранжерею, в которой круглый год выращивались различные цветы, даже арбузы, и это предприятие приносило дому дворянства немалый доход.
Скончался Лев Александрович Пушкин 17 марта 1888 года на Кавказских минеральных водах. Тело его было перевезено на родину и погребено на кладбище с. Козловка.
Из десяти детей Льва Александровича выжило семеро, четверо братьев и три сестры. Иногда называют 8 детей, но Николай умер в детстве, сведения о нём затерялись.
Фотографий Александры и Елизаветы не нашла, поэтому просто напишу про них.
Александра Львовна Пушкина (1860–1945) вышла замуж за костромского помещика Николая Петровича Васькова (1855–1902), их многочисленное потомство живёт в Москве и поныне.
Дочь Н.П. и А.Л. Васьковых, А.Н. Симонова – автор интересных воспоминаний, в которых она рассказывает о детских годах ее в усадьбе Новинки, уделяет много места деятельности своей тетки, Евгении Львовны Пушкиной.
Елизавета Львовна Пушкина (1863–1907) замужем не была, окончила Бестужевские курсы в Петербурге, всю жизнь занималась хозяйством имения Новинки. Умерла от туберкулёза.
О Льве Львовиче будет рассказано ниже.
Немного о судьбе усадьбы Новинки.
В 1918 году в Новинках был образован совхоз, в который вступила и Евгения Львовна Пушкина. Как известно, большинство созданных тогда на базе бывших помещичьих усадеб совхозов и коммун просуществовали очень недолго. Как только проживались оставшиеся от прежних владельцев материальные средства, все эти совхозы и коммуны прекращали свое существование. Так случилось и с Новинками. Созданный там совхоз влачил жалкое существование и очень скоро развалился.
Господский дом после смерти Евгении Львовны использовался как интернат для престарелых психических больных. В 1971 году, после окончания капитального ремонта, в день, когда должна была приехать приемочная комиссия, новинковский дом сгорел до основания.
Стоит отметить, что все члены семьи, почившие до 1917 года, начиная с Александра Юрьевича, похоронены в фамильном некрополе возле церкви села Козловка близ Новинок, лишь Лев Львович Пушкин упокоен на территории ныне действующего Богоявленско-Анастасииного монастыря в Костроме. В советские годы монастырское кладбище, как и сельское кладбище в Козловке, и тысячи кладбищ по всей России, были уничтожены. На рубеже 20 и 21 веков стараниями Петра Сергеевича Пушкина, Костромского фонда культуры в лице Антонины Васильевны Соловьёвой и Костромской областной администрации на месте семейной могилы в Козловке рядом с давно не действующей церковью установлен памятник. Автор проекта памятного знака – архитектор-реставратор Леонид Сергеевич Васильев (1934 – 2008). (Фото 2002 г.)
В Богоявленско-Анастасиином монастыре Костромы на месте кладбища попечением монахинь устроен цветник и стоит общий поклонный крест.
Лев Львович Пушкин окончил костромскую гимназию и Петербургский университет. Жил в усадьбе Новинки и вместе со своей младшей сестрой Елизаветой Львовной занимался сельским хозяйством. Он был избираем на разные дворянские выборные должности по Кинешемскому уезду.
По вопросам ведения хозяйства в Новинках, а главное – по политическим убеждениям, Лев Львович имел большие разногласия с сестрой Елизаветой, стоявшей на более прогрессивных позициях.
В 1896 году Лев Львович уехал в свое имение Давыдково. Женился на дочери действительного статского советника П.К. Ротаста, Антонине Петровне, брат которой, Георгий Петрович, как сказано выше, женился на его же, Льва Львовича, племяннице Анастасии Александровне Пушкиной. Венчал молодых Льва и Антонину в 1899 году св. Иоанн Кронштадтский.
С 1901 года Л.Л. Пушкин занимал до самой своей смерти в 1910 году должность земского начальника в Костромском уезде. Прилагал все силы к улучшению жизни крестьян, чем снискал среди них заслуженное уважение.
Это уважение сыграло свою роль, когда Советская власть собиралась выселить из дома его вдову с семерыми детьми, крестьяне дважды не позволили это совершить. И только в 1925 году семья была вынуждена уехать, бросив всё и перебравшись в Петербург.
Итак, семья Л.Л. Пушкина поначалу проживала в Давыдково.
Усадьба, к сожалению, не сохранилась.
Когда Лев Львович умер, на плечи Антонины Петровны выпало в 1910 году поднимать семерых детей, выживать в революцию и Гражданскую войну.
Семья после очередной попытки их выселить оставила родные места и переехала в ставший Ленинградом Питер.
На этой фотографии нет Марии Львовны Пушкиной (1903–1944), фитопатолога по специальности, вышедшей замуж за опального соратника академиков Ячевского и Вавилова, профессора ботаники Вениамина Сергеевича Бахтина (1888–1937), сначала в 1933 г. высланного в Сибирь, в печально известное Колпашево, а затем уже там расстрелянного «по разнарядке» в 1937 году. Она умерла в 1944 г. в эвакуации в Ульяновске от подхваченного в Сибири туберкулёза на руках у сестры Татьяны, оставив ей на воспитание родившегося в 1936 г. сына Олега.
Там же в 1943 г. умерла от последствий контузии и травм военврач Елизавета Львовна Пушкина.
Юрий Львович Пушкин прошёл войну и вернулся. Лев Львович Пушкин, командуя батареей, тяжело контуженным попал в плен к финнам, откуда после войны попал в советские лагеря и был реабилитирован только в 1958 году.
Много было в жизни семьи не самых простых эпизодов, событий и времён.
И, тем не менее, жизнь идёт.
Татьяна Львовна Яковлева, дочь Льва Львовича, живет в Петербурге. Она историограф костромского рода Пушкиных, ведущих начало от Александра Юрьевича Пушкина. Ее племянник Петр Сергеевич является хранителем семейного архива (также живет в Петербурге). Юрий Николаевич Нелидов (живет в Москве), троюродный правнук поэта, в детстве жил в Новинках. У него хранятся некоторые документы, связанные с этой усадьбой и костромским родом Пушкиных.
Сегодня из этой костромской ветви рода Пушкиных на костромской земле проживает Александра Николаевна Крылова (в девичестве Готовцева) и ее дети: дочь Екатерина Павловна Тихомирова (г.Чухлома) и сын Владимир Павлович Крылов (г.Кострома). Дети и внуки брата и сестры – частица кровей древнего пушкинского рода.
И ныне потомки рода, кто сохранив фамилию, кто уже утратив её, живут, трудятся, стараясь соблюсти фамильные честь и достоинство, которые, конечно, не приносят дивидендов, но обязывают строже и требовательнее относиться ко всему, что делаешь и совершаешь, помнить об ответственности перед Богом и страной и не забывать о тех, кому мы обязаны самим своим бытием на этой Земле.
В последние пару десятков лет на исторических местах в Давыдково и Козловке ежегодно проходят праздники, приуроченные ко дню рождения А.С. Пушкина, куда периодически приезжают из Петербурга потомки Костромских Пушкиных, посещая родные могилы и места.
Сейчас на месте усадебного дома стоит иной дом, где живёт с семьёй и трудится Александр Михайлович Бурлуцкий, волею судеб сначала работавший там лесничим, а ныне – фермер.
Уже многие годы подряд он, бережно храня уцелевшие остатки былого, сначала своими силами, а затем уже с помощью энтузиастов-единомышленников проводит 6 июня на территории усадьбы Пушкинский фестиваль, собирая на нём лучших представителей костромского общества, да и не только костромского, любящих родную историю и культуру. На празднике часты гости из столиц, а в 2015 г. там, кстати, побывала Клотильда фон Ринтелен, прямая праправнучка Александра Сергеевича Пушкина, на тот момент председатель Пушкинского общества Германии.
В начале XIX века Василево принадлежало князьям Шаховским, а затем по наследству перешло к С.В. Львовой, урожденной Карцевой. Сейчас в бывшем главном усадебном доме Шаховских – дом культуры, библиотека и собственно музей.
Музей «Костромские Пушкины» совсем небольшой, всего две комнатки. Здесь предметы быта того времени и портреты костромских Пушкиных: Александра Юрьевича, Льва Александровича, Льва Львовича, Евгении Львовны.
Здесь показаны далеко не все представители пушкинского рода, связанных с костромским краем.
Интересно, что многие из последних Пушкиных, имели профессию врача; в семейной жизни были или бездетными или заводили не менее, чем полдюжины детей; в каждом поколении рода Пушкиных повторялись одни и те же мужские имена: Александр, Сергей, Юрий, Лев, Петр, Григорий.
Уже подготовив публикацию, я нашла цитату великого пересмешника В.В. Розанова: «…Пушкин вообще… так исчерпан, выговорен, обдуман, что на этих путях даже самый остроумный критик будет впадать только в болтовню», «…мы можем отдохнуть и насладиться эстетически, идейно и философски просто над одной определённой страницей у Пушкина»…
Право, к этому нечего прибавить…