В Советском Союзе цирк занимал особое место в культурной жизни страны. Никто не сомневался в том, что советские артисты — лучшие в мире. Акробаты восхищали ловкостью и смелостью, дрессировщики поражали умением работать с животными, а клоуны дарили неподдельную радость. Цирк для советских граждан был не просто развлечением, а важной частью культурного и идеологического пространства.
Истоки циркового искусства в России
Цирковое искусство на Руси имеет глубокие корни. Еще в XI веке на древнерусских фресках изображались эквилибристы с шестами, скачки на лошадях и кулачные бои. Веселили народные бродячие артисты: акробаты, скоморохи, жонглеры и поводыри медведей. Они выступали на ярмарках, площадях и во время народных гуляний. Это стало основой для будущего цирка.
В XVIII веке, при Петре I, в России появились гастролирующие европейские циркачи, и местные артисты начали перенимать их опыт. К XIX веку цирковое искусство стало важной частью культурной жизни России. Появляются первые стационарные цирки, такие как цирк на набережной Фонтанки в Санкт-Петербурге, открытый в 1877 году, и цирк на Цветном бульваре в Москве, открытый в 1880 году.
После революции 1917 года цирк стал оказывать влияние на народные массы. Советская власть активно поддерживала цирковое искусство. В 1925 году в стране считывалось уже 17 цирков, первым советским цирком-шапито стал цирк на Нижегородской ярмарке.
Артистов для всех этих цирков катастрофически не хватило, и в 1926 году были открыты курсы циркового искусства, которые затем были преобразованы в техникумы. К 1930-м годам в советском цирке сложился свой неповторимый стиль. Среди кумиров публики были такие легенды, как клоун Карандаш (Михаил Румянцев), воздушные гимнасты Валентина и Михаил Волгины, канатоходцы братья Свирины.
В годы Великой Отечественной войны многие цирковые артисты ушли на фронт. Те, кто остался в Тылу, выступали перед солдатами на линии фронта, в госпиталях, вокзалах и военкоматах, поднимая боевой дух бойцов. Клоуны, такие как Михаил Румянцев (Карандаш), Борис Вяткин и Константин Берман, своими номерами дарили солдатам улыбки в самые тяжелые моменты.
После войны советские артисты достигли мирового уровня. На Первом съезде циркового искусства в Варшаве в 1955 году программа советского цирка была удостоена золотой медали. Это стало подтверждением того, что советские циркачи — лучшие в мире.
В это же время появляется Юрий Никулин. Оказавшись в цирковой студии, он начал свой основательный путь клоуна и вскоре стал одним из самых любимых артистов страны. Чуть позже появился еще один выдающийся клоун — Олег Попов, которого за доброту и веселый образ прозвали «Солнечным клоуном».
Что еще почитать?
Советские клоуны стали настоящими звездами не только цирковой арены, но и повседневной жизни. Резиновая игрушка-клоун была одним из самых желанных подарков для детей, клоуны стали символом праздников и веселья.
Советские цирковые традиции живы и сегодня. Цирк Никулина на Цветном бульваре, «Уголок дедушки Дурова», «Цирк Чудес» и другие цирковые трупы продолжают соблюдать высокие стандарты, заложенные в советскую эпоху. Именно советский цирк вывел это искусство на новый уровень, который до сих пор служит ориентиром для цирковых артистов во всем мире.
Если вы хотите насладиться увлекательным действием на сцене, окунуться в уникальную цирковую атмосферу, мы приглашаем вас к нам в «Цирк Чудес».
А этой зимой будет еще интереснее: зрителей ждет целых 7 новогодних шоу от любимого цирка на 9 площадках Москвы и Санкт-Петербурга.
Чтобы не упустить полезную информацию и уникальные предложения, подписывайтесь на нас и нажимайте колокольчик!