В завершение 1990-х годов этот сенсационный новичок, казалось бы, вернул Великобританию на уровень ведущих автомобильных держав мира. К сожалению, короткий период славы Rover 75 оказался последним аккордом независимого британского автопрома. Как он получился таким замечательным и чем можно объяснить его крах? Отвечаем на основные вопросы из истории "семьдесят пятого".
Кто такой?
Международная автовыставка в Бирмингеме осенью 1998 года обещала возрождение британского автопрома. Известные Jaguar и Rover - тогда еще не объединенные под одним управлением - представили абсолютно новые модели. Правда, Jaguar S-type, как оказалось, не предложил ничего выдающегося - лишь дизайн в популярном на тот момент ретрофутуристическом стиле. Зато Rover 75, наоборот, стал заявкой на возвращение в высшую лигу автомобильной индустрии.Очень привлекательный внешне, разносторонне одаренный по потребительским качествам, необычайно аккуратно собранный, разумный по рыночному позиционированию и цене. Удивительно, как при всех этих условиях Rover 75... не раскрыл свой потенциал даже на четверть.
Чем хорош?
В конце девяностых Rover 75 официально продавался даже на российском рынке, который только начинал знакомиться с иностранными автомобилями. Тогда британский автомобиль легко очаровал непривычную российскую публику дизайном, роскошью салона и ездовыми качествами. Удивительно другое - примерно в таком же восторге от 75-го была и европейская, и американская пресса. От "Ровера" как от бренда уже не ждали откровений, но британцы выдали едва ли не главный шедевр в истории марки.Создание и появление Rover 75 пришлись на короткий период, когда фирма из Лонгбриджа принадлежала немцам из BMW. Отсюда и весьма распространенное - и абсолютно ошибочное! - мнение, мол, "семьдесят пятый" создавался силами инженеров и конструкторов из Мюнхена. Ничего подобного! От переднего бампера до заднего фонаря эта модель - заслуга сотрудников Rover. Другое дело, что немцы помогли обеспечить проекту нормальный бюджет, о котором жившие на грани бедности британцы раньше и не мечтали. Оплачивая счета, BMW при этом предоставила английской компании полную творческую свободу. За инженерными и дизайнерскими решениями "Ровера" в Мюнхене, конечно же, следили, но отнюдь не диктовали свою волю по приказу. Конечно, некоторые принципиальные моменты кураторы из BMW утвердили. Речь, в частности, о значительно более высокой, чем было принято у англичан, жесткости кузова, или, например, зазорах между крышей и люком. Все это в итоге пошло только на пользу автомобилю.В отличие от того же S-тайпа, Rover 75 получился настоящим британцем по духу, но по-немецки основательным и качественным. В общем, практически идеальным...
Как он выглядел?
Если одним словом - великолепно. Rover 75 - едва ли не идеальный пример ретрофутуризма. Автомобиль не подражает какой-то конкретной модели из прошлого, а предлагает переосмысленную в современном стиле классическую элегантность.Английский дизайнер Ричард Вулли, кажется, собрал воедино все нарочито немодные для конца 90-х решения. Наклонная крышка багажника, обилие хрома, считавшегося пережитком прошлого, плавные неагрессивные линии кузова, тонкие полоски молдингов, зеркала заднего вида на отдельной ножке. Вместе же все это сливалось в полной гармонии. Удивительно, что и сегодня 75-й смотрится едва ли не так же интересно, как и четверть века назад. Настоящий седан вне времени.
Невероятно, но и сегодня 75-й выглядит не менее привлекательно, чем четверть века назад. По-настоящему вневременной седан.
Другой сюрприз - наличие в модельном ряду версии как с передним, так и с задним приводом! Да, "Ровер-75" с классической компоновкой - двигатель спереди, ведущие колеса сзади - появился уже в конце жизненного цикла модели. Всего было выпущено меньше тысячи экземпляров заднеприводного "семьдесят пятого". Но "классики" изрядно пошумели. Не в последнюю очередь благодаря V-образной "фордовской" "восьмерке" под капотом. Мощь была впечатляющей - 260 "лошадей" и 6,2 секунды разгона до сотни.
Почему не получилось?
Если прочитать восторженные отзывы автомобильной прессы или подсчитать десятки призов и наград, Rover 75 никак нельзя назвать провалом. Но при прогнозируемом объеме производства в 100-150 тысяч моделей в год, "семьдесят пятый" лишь единожды преодолел отметку в 50 тысяч автомобилей.Самое обидное, что в неудачах виновата не сама машина, а глобальная политика. Первый и, по мнению британских журналистов, смертельный удар по Rover 75 нанес...
Бернд Пишетсридер - президент BMW. Еще во время выступления на премьерном показе модели в Бирмингеме осенью 1998 года, немец вместо того, чтобы расхваливать сильные стороны новинки или хвалить дизайнеров, неожиданно выдал странную речь о сложной экономической ситуации и непростых отношениях между BMW и Rover.
Первое впечатление об автомобиле, который рассматривали практически как мессию всего "Ровера", оказалось безнадежно испорченным.
Не бывает дыма без огня. Пройдет полгода, и немцы, не найдя взаимопонимания с правительством Великобритании о финансовых льготах для Rover, поспешат избавиться от британского актива. Лучший Rover в истории станет заложником, а точнее сказать, жертвой ситуации.На самом деле, высокие потребительские качества модели позволят новым владельцам Rover из финансовой группы Phoenix Consortium, протянуть на плаву дольше, чем ожидалось.
Лишь в 2005 году все, что осталось от былого величия "Ровера", отойдет китайцам из концерна SAIC.К тому времени 75-й успел обзавестись кузовом универсал, удлиненной версией и двигателем V8. Шедевр Ричарда Вулли пережил обновление дизайна и переименование - на его базе были построены модели бренда MG. К сожалению, повлиять на судьбу компании в целом он, конечно, никак не мог. Автомобильные войны выигрываются не солдатами в окопах, а менеджерами в кабинетах.
Сухой остаток
Обидно, когда талант не пробивает себе путь к заслуженному успеху по не зависящим от него причинам. Во всяком случае Rover 75 доказал - британцы действительно умели создавать высококачественные автомобили, претендовавшие на звание лучших в классе. Жаль только, что с момента рождения последнего такого джентльмена прошло уже почти четверть века.