Петербург–Петроград–Ленинград — независимо от названия город всегда играл важную роль в кино. Он был праздной столицей, пролетарским центром или местом, где реальность смешивалась с потусторонним миром.
👉 В первой статье цикла о Петербурге в кино рассказываем, каким видели город советские режиссеры и советуем фильмы, по которым можно изучать его характер. В конце — небольшой тест, чтобы понять, насколько хорошо вы знаете фильмы о Петербурге.
Исторический контекст
Санкт-Петербург появился в кино одновременно с первыми киноэкспериментами — еще в 1896 году на камеру была снята коронация Николая II. В эпоху немых и ранних звуковых фильмов город был и символом культурного наследия, и революционных изменений. Позже Петербург стал играть самые разные роли.
Петербург революционный
В 1920-1930-е годы Ленинград стал местом съемок картин, связанных с историческими событиями. Первым можно вспомнить немой фильм «Октябрь» Сергея Эйзенштейна. Петербург в нем — символ революции и перемен. Он мрачен и напряжен, его архитектура будто угрожает человеку. Герои берут его приступом — знаковым кадром стал момент, в котором рабочие штурмуют чугунную решетку ворот Зимнего.
Еще одним примером могут быть «Юность Максима» и его продолжение «Возвращение Максима» — советские фильмы о жизни молодого рабочего Максима, который начинает активно участвовать в революционном движении. Первая часть показывает Петербург начала XX века. Главный герой постепенно осознает, в каком безвкусном и бессмысленном месте он живет: шампанское рекой, глупые заголовки газет, бездушные и пошлые горожане. Все самое важное происходит в подполье. Именно там Максим заводит новых знакомых — вместе они курят, поют «Марсельезу» и выходят на стачки.
Петербург здесь — большой индустриальный город. Он живет своей жизнью и может быть несправедлив — ему нет дела до простых людей. Дымящие заводы и суровые рабочие кварталы соседствуют с роскошными дворцами и особняками. Но благодаря героям, подобным Максиму, у Петербурга появляется надежда на перемены.
Узнать больше о Санкт-Петербурге — реальном или вымышленном — можно на экскурсиях туроператора «Прогулки».
Петербург застывший
Петербург часто ассоциируется с покоем и величием. Такими его показывали позже — в советских фильмах эпохи «оттепели» и «застоя». В этот период город постепенно менялся: появлялись новые районы, строилось метро. При этом основные виды и архитектурные памятники оставались неизменными — настоящие символы постоянства. Ленинград в этот период нередко изображался как спокойный, даже застывший город. Об этом говорят такие фильмы, как «Ирония судьбы», «Ленинград. Ноябрь», «Осенний марафон» или «Неоконченная повесть».
Всего несколькими десятилетиями раньше те же места передавали совсем другие эмоции. Если в «Октябре» мосты Петербурга были символом революции и массовых трагедий, в фильмах 1980-х это — места, где можно остановиться, задуматься и помечтать. Даже сегодня, в XXI веке, эта атмосфера сохраняется: типичные панельные дома, исторические памятники и спокойные улицы, где сидят на лавочках пожилые люди.
Петербург мистический
Еще во времена Пушкина и Гоголя Петербург, кажется, жил на границе реальности и вымышленного мира. Здесь встречались призраки и пугающие двойники, жителям снились пророческие сны, носы гуляли по Невскому, а время замирало между ночью и днем. Многие режиссеры подхватили эту литературную традицию.
Один из самых ярких примеров — «Господин оформитель», в котором Петербург не беспокоят ни революции, ни какие другие потрясения. Экранизация рассказа Александра Грина показывает не реальный город, а, скорее, вымышленное место из стихов Блока и романов Андрея Белого. Неясно, где проходит граница между реальностью и потусторонним.
Не менее странным кажется Петербург и в более поздних фильмах. В «Лестнице» герой Олега Меньшикова следует за девушкой в белом и оказывается заперт на пятом этаже незнакомого дома — сколько бы он не бегал по лестнице, она возвращает его в одну точку. В картине «Духов день» еще одна прекрасная незнакомка уводит героя в черно-белое прошлое.
Петербург праздный и праздничный
Все же Петербург далеко не всегда пустынный и пугающий. Нередко здесь кипит жизнь. Это видно в потоках людей, спешащих по делам, в солнечных днях, в детских забавах. Жители города танцуют, поют и играют на музыкальных инструментах прямо на улицах. Как, например, в фильмах «День солнца и дождя», «Первая встреча, последняя встреча», «Мама вышла замуж» и «Вам и не снилось».
Искусство становится частью городской жизни независимо от времени — будь то в мирное время или в годы войны, как в фильме «Мы смерти смотрели в лицо» Наума Бирмана. Даже в трудные моменты герои находят время для радости: улыбаются, играют с детьми, лепят снеговиков и радуются чему-то простому.
Подготовили небольшой тест, чтобы понять, как хорошо вы разбираетесь в кинообразах Петербурга. Делитесь результатами в комментариях!
❤️ И записывайтесь на экскурсии туроператора «Прогулки». Мы очень ждём вас!
Автор - Лада Храмова