Можно ли всего лишь за один уикэнд кардинально изменить свою жизнь? Легко! В этом теперь уверена даже я - закоренелый «Фома неверующий»! Как это сделать? - Надо спросить у героев новой, зажигательной, романтически-приключенческой постановки московского театра антрепризы «ОЛИМПиК».
«Спектакль с элементами водевиля, вестерна, трагикомедии и толикой абсурда о том, как можно кардинально изменить свою жизнь всего за один уикэнд...». Так анонсировал свою новую постановку «ОЛИМПиК». Официальная премьера спектакля «Встретимся под мостом» режиссера Валерий Кулигина состоялась 17 октября.
Однако театрализованная читка, предшествующая спектаклю, которую актеры «ОЛИМПиКа» провели еще весной, как и одноименная пьеса драматурга из Бийска Алексея Мелькова, по которой поставлен спектакль, уже сумели громко «выстрелить», подобно пистолету в руках главного героя, - задолго до выхода официальной премьеры, вызвав широкий резонанс не только среди зрителей, но и театральных критиков. Поэтому упустить уникальную возможность побывать на премьере уже полностью готового, полноценного спектакля я, естественно, не могла.
Вот такую романтичную картинку сгенерировал ИИ по запросу "встретимся под мостом".
Премьера состоялась на площадке «Театра современной драматургии». Зал был полон. Казалось, что многие из умудренных жизненным опытом зрителей в большей степени были готовы увидеть на сцене не обещанное чудо по трансформации жизни всего за пару дней, а разглядеть анонсируемый вместе с чудом абсурд, коим, порой, полна эта самая жизнь. Так привычнее! Однако автору пьесы «Встретимся под мостом» Алексею Мелькову, режиссеру Валерию Кулигину и, главное, актерам театра «ОЛИМПиК» все же удалось убедить даже самого недоверчивого и сомневающегося зрителя в том, что простое человеческое счастье «так возможно, так близко».
Но перед началом показа, согласно уже сложившейся традиции, состоялся розыгрыш сертификатов на посещение культурных мероприятий от партнера театра.
Что касается автора пьесы, то Алексей Николаевич Мельков – непрофессиональный драматург, хотя любителем его назвать тоже весьма сложно. Он родился на Сахалине, а живет в Алтайском крае. Окончил Бийский педагогический институт, одно время служил певчим в Бийской Успенской церкви. Тем не менее, это человек к творчеству причастный – работал на телевидении, в кинопроизводстве на кинокартинах у режиссёров Элема Климова, Валерия Сурикова, Сергея Осипьяна, Фреда Скепси и других.
Сегодня А. Мельков является членом Национальной Ассоциации драматургов. В его творческом арсенале порядка 10 пьес, некоторые из которых занимали призовые места и входили в лонг- и шорт-листы ряда фестивалей драматургии.
Алексей Николаевич Мельков. Фото - Национальная Ассоциация драматургов.
Это касается и пьесы «Встретимся под мостом», которую Алексей Николаевич написал в 2021 году. На одном из театральных фестивалей она также была отмечена экспертами как одна из лучших комедийных пьес.
Её сюжет прост, а герои – незамысловаты. Это простые обыватели, жители большого города, правда, находящегося далеко за пределами нашей Родины. Впрочем, у некоторых героев постановки, кроме международных имен, все же есть тонкая как паутинка, едва проскальзывающая в самом начале сюжета связь с нашей страной, которая по ходу действия приобретает вполне осязаемые и осмысленные формы.
Итак, Эрик – бухгалтер, который к тридцати годам успел обзавестись дорогим портфелем, очками и шляпой. Еленочка – невеста Эрика, Эд – коллега Эрика, Наташа - жена Эда, Броня – актриса театра «Absinthe ship», Эдвардс - крепкий охранник в казино, рыбы – жители воды.
Герои спектакля - простые обыватели.
Вот, что прикажете делать простому бухгалтеру, невеста которого, помимо всех достоинств, имеет одну маленькую слабость – тратить деньги? А что делать, когда рассчитываешь на повышение в должности, но эту должность получает коллега? Сразу утопиться? Или все же рискнуть и, для начала, попытать счастье в казино? Или, может, лучше его ограбить? А если ограбить не казино?
Может, ограбить казино?
При всём кажущемся разнообразии выбора, сценарии нашей жизни порой пишутся «авторами» свыше. И делается это иногда со своеобразным чувством юмора и определенной толикой абсурда. Абсурда, которого в жизни героев, на самом деле, - хоть отбавляй!
Но сценарии нашей жизни, порой, пишутся "авторами" свыше.
Но в этот раз, и в этом сюжете, героям (а также зрителям) предстояло уже оказаться на сцене целого театра абсурда с говорящим названием «Absinthe ship» (корабль абсента). Более того, - прокатиться с ветерком на этом вымышленном и одновременно таком реальном «корабле!».
Реальном до такой степени, что зрителям первого ряда выпадает уникальный и вполне себе реальный шанс вместе с героями угоститься настоящим бокальчиком стаканчиком абсента тархуна. Ведь спектакль - иммерсивный, в нем зритель – неотъемлемая часть театрального действа.
Прием «театр в театре», специальные театральные «провокации» на злобу дня, тонкие намеки-отсылки к известным кинофильмам, ненавязчивый юмор, музыкальные паузы – все это присутствует в постановке Валерия Кулигина и делает ее не только захватывающей и яркой, но и модной. И, конечно, романтические сцены, - нежные и красивые, неизменно присутствующие почти во всех спектаклях этого режиссера. А еще эти стильные отбивки между сценами, которые напоминают бродвейский мюзикл.
Романтические сцены - творческий "конек" режиссера Валерия Кулигина.
Элементы водевиля, вестерна, трагикомедии… «Пьеса-хамелеон», так я назвала произведение Алексея Мелькова в своей предыдущей публикации, посвященной театрализованной читке, которая состоялась в апреле в рамках читок пьес-победителей Международного конкурса водевилей, организованного Гильдией драматургов России. Читки проходили в КДЦ «Немчиновский» на сцене «Одинцовского Народного театра». (О том, как это было, можно почитать здесь).
Таким же получился и нынешний спектакль – многожанровым, трансформирующимся - разным. Как и пьеса, он впитал в себя все то, что способно не только увлечь и развлечь современного зрителя, но и заставить его задуматься: как минимум - о своей жизни.
А еще, как и во время читки, мне снова показалось, что я смотрю не спектакль, а полноценный фильм – приключенческий, забавный, легкий. Так умело, практические всего лишь с помощью трех стульев и не бог весть какого реквизита В. Кулигину удалось создать на статичной сцене ту динамику, которая свойственна совершенно иному виду искусства - кино.
Театр абсурда. А зритель кто?
Естественно, не меньшая заслуга в этом – актеров, задействованных в спектакле. Юлия Троян, Алексей Колпаков, Татьяна Садовая, Евгений Сафронов, Иван Шаульский, Мария Гришмановская – уже даже на этапе театрализованной читки они практически не использовали листки с текстом, не читали, а именно играли свои роли. На премьере же спектакля они раскрылись и даже оторвались по полной (это было заметно!).
«Absinthe ship»: кто аффтар этой постановы? Мы тонееем...
Справедливости ради надо сказать, что к премьере в актерском составе произошла одна замена. Опытного актера театра и кино с 20-летним стажем Сергея Юркина в спектакле сменил молодой начинающий актер Иван Шаульский. Он сыграл охранника казино, который с времен читки и по мановению волшебной режиссерской палочки ослеп, и теперь чем-то напоминал Кота Базилио. Единственное, вместо трости для слепых в руках охранника Эдвардса, как и полагается по закону жанра, - пистолет. Вот такой гиперболизм: это же театр абсурда!
А вот и рыбы - жители воды.
Впрочем, к концу спектакля абсурдность в жизни главных героев начинает плавно сходить на нет. Это происходит в тот момент, когда между ними возникает прекрасное и светлое чувство - Её Величество Любовь.
Абсурду - конец!
Кстати, в свое время пьеса А. Мелькова, вернее - её легкий, ненавязчивый, развлекательный сюжет вызвал жаркие споры и даже нарекания со стороны ряда театральных экспертов. Это произошло как раз на читках пьес-победителей Международного конкурса водевилей.
Тогда некоторые критики посчитали пьесу «Встретимся под мостом» с учетом нынешней политической ситуации «неактуальной, с устаревшим сюжетом из «лихих 90-х», не имеющей какой-либо духовной, воспитательной или образовательной составляющей».
Драматург и режиссер эти мнения учли и в ходе творческого взаимодействия актуализировали концовку пьесы – именно с учетом сегодняшних реалий, в которых мы живем. И теперь все плохое, что было в жизни главных героев, заканчивается как только они решают уехать в… Впрочем, это уже совсем другая история...
А на выходе из театра (настоящего театра) многие зрители искренне благодарили «ОЛИМПиК» за необычный вечер, веселый и легкий спектакль, а также за те эмоции и настроение, которые он подарил. И в этом нет никакого абсурда, только – Искусство!
Видео-поклон артистов.
(Фото и видео в данном материале - автора).
Уважаемые читатели! Если вам понравился этот материал - ставьте лайки, пишите комменты и подписывайтесь на "Культурные вечера". Здесь все очень КУЛЬТУРно!