Все, кто когда-либо путешествовал из Петербурга в Москву, проезжали это небольшое село в Тверской области. Оно и сегодня заметно выделяется на фоне других населенных пунктов на федеральной трассе М-10. Именно здесь вот уже более 250 лет стоит храм, построенный на стыке барокко и классицизма. Издалека кажется, что шоссе буквально упирается в церковь: здесь, прямая практически на всем своём протяжении трасса "России" даёт серьезный изгиб.
После строительства платной трассы М-11 про старое доброе шоссе М-10 мы, признаться, практически забыли. Поэтому, как возрождался этот храм буквально из небытия, не видели. Мы ездили здесь, когда на развалинах красовался гигантский баннер с надписью "Помогите", призывающий путешественников и дальнобойщиков принять посильное участие в восстановлении церкви, построенной по проекту знаменитого архитектора Саввы Чевакинского. А осенью 2024 года решили часть пути из Твери в родной Петербург проехать по трассе "Россия".
Как же далёкое село стало на целый месяц столицей Российской Империи и почему именно здесь был построен этот нарядный храм? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отправиться в 40-е годы XVIII века.
В 1742 году императрица Елизавета Петровна вызвала из Германии своего племянника Карла Петера Ульриха, который перешел в православие под именем Петра Федоровича. Нам он известен как Петр III, чье полугодовое царствование на российском престоле закончилось дворцовым переворотом.
Приехав из Германии в Россию, Петр-Карл в течение двух лет обитал в Москве, а в декабре 1744 года отправился в столичный Санкт-Петербург вместе со своей невестой - будущей императрицей Екатериной Великой.
Автомобилей, равно как поездов и самолетов в ту пору еще не было, поэтому все передвижения осуществлялись на лошадях. Путь между двумя столицами занимал около недели. Путники останавливались для отдыха и смены лошадей в так называемых ямах. Одним из таких ямов был Хотиловский - здесь в то время находилась новгородская ямщицкая станция. В наши дни этот небольшой населенный пункт относится к Тверской области.
Собственно, в Хотилово Петр и занемог. Причем обнаружили у него ни какую-нибудь инфлюэнцею, а самую настоящую оспу. В XVIII веке эта болезнь была одной из самых страшных, выжить удавалось очень немногим.
Бездетной Елизавете Петровне отправили с курьером послание о серьезном недуге своего племянника, и она немедленно поехала в Хотилово. Причем добралась императрица до села между Петербургом и Москвой с крейсерской скоростью: 400 верст она преодолела за 35 часов.
На протяжении 37 дней императрица Елизавета Петровна и наследник престола Петр Федорович безвылазно находились в Хотилово. Таким образом, небольшое село в Новгородской губернии более чем на месяц превратилось фактически в столицу Российской Империи.
Обслуживанием всех нужд императрицы и ее двора - вместе с ней в новгородское село прибыло несколько десятков человек - занялся основатель Вышневолоцкой водной системы Михаил Сердюков. На протяжении почти 40 дней именно он обеспечивал поставку продовольствия для людей и фуража для лошадей, а также начал строительство нового деревянного путевого дворца.
Одному Богу известно, сколько горячих молитв вознесла Елизавета Петровна у постели тяжелобольного племянника. Наследник выжил. Еще до отъезда в Санкт-Петербург, в январе 1745 года, императрица повелела в память о чудесном выздоровлении Петра построить каменный храм. Работы планировалось начать в том же году, однако возведение церкви затянулось почти на 40 лет. К реальному строительству приступили только в 1765 году уже при Екатерине Второй, а полностью работы в церкви Михаила Архангела завершились в 1783 году.
Прекрасное творение Саввы Чевакинского привлекало взор путешественников из Петербурга в Москву и обратно в течение нескольких столетий. Более того, в советское время в преддверие Олимпиады-1980 храм отреставрировали. Однако пожар в 1997 году полностью уничтожил все детали интерьера хотиловской церкви.
К реставрации приступили только в 2013 году. О плакате с надписью "Помогите" я уже рассказывала чуть выше. Сейчас храм внешне выглядит безупречно. Но внутри до идеала еще очень далеко. Нам удалось попасть только в колокольную часть церкви, которая, как гласит табличка на входе, открыта всегда.
Внутри - несколько икон, подсвечник, столик с записками и свечами. И стойкий запах сырости, который невозможно проветрить. По всей видимости, внутренняя отделка вновь затянется лет на 20, как это уже было в истории этого храма.
Как бы то ни было, теперь тех, кто едет по трассе М-10 из одной столицы в другую, встречает уже не заброшенный остов храма, а нарядная церковь, в которую любой желающий может зайти в любое время суток.
Спасибо за внимание!
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации)