Найти в Дзене
CINEMA

Фотопробы к фильму «Максим Перепелица» и рассказ непосредственного участника съёмок

2 ноября 1955 года завершились съёмки художественного фильма «Максим Перепелица». А премьера его состоялась в Ленинграде 9 января 1956 года. Сценарий к этой картине по мотивам своих же рассказов написал известный советский прозаик и драматург Иван Фотиевич Стаднюк. Когда 37-летний режиссёр Анатолий Граник на киностудии «Ленфильм» взялся за кинокартину, он никак не рассчитывал на будущий всесоюзный успех. Дело в том, что в начале 50-х годов появились сложности с набором молодых людей на срочную службу в армию. И в первую очередь на Украине. Юноши всеми возможными путями старались уклониться от воинского призыва, особенно в западных областях республики, где ещё были распространены антисоветские настроения в обществе. По сути, фильм снимали для украинского проката, хоть и на русском языке. Поэтому в фильме, который снимала Ленинградская киностудия, так много актёров украинской национальности. Как позже рассказывал Анатолий Михайлович Граник, была поставлена задача снять весёлый, жизнеутве

2 ноября 1955 года завершились съёмки художественного фильма «Максим Перепелица». А премьера его состоялась в Ленинграде 9 января 1956 года.

Сценарий к этой картине по мотивам своих же рассказов написал известный советский прозаик и драматург Иван Фотиевич Стаднюк.

Когда 37-летний режиссёр Анатолий Граник на киностудии «Ленфильм» взялся за кинокартину, он никак не рассчитывал на будущий всесоюзный успех. Дело в том, что в начале 50-х годов появились сложности с набором молодых людей на срочную службу в армию. И в первую очередь на Украине. Юноши всеми возможными путями старались уклониться от воинского призыва, особенно в западных областях республики, где ещё были распространены антисоветские настроения в обществе. По сути, фильм снимали для украинского проката, хоть и на русском языке. Поэтому в фильме, который снимала Ленинградская киностудия, так много актёров украинской национальности.

Как позже рассказывал Анатолий Михайлович Граник, была поставлена задача снять весёлый, жизнеутверждающий фильм о сельской молодежи и о почётной службе в рядах Советской армии. И этот фильм получился именно таким, каким его хотели видеть заказчики.

В 1956 году «Максим Перепелица» вошёл в десятку лидеров проката. Впереди были лишь такие советские кинохиты, как «Карнавальная ночь», «Два капитана», «Дело Румянцева», «Весна на Заречной улице» и др.

Одним из главных условий успеха стал тщательный отбор актёров. Как это происходило, рассказал один из старейших работников «Ленфильма» Виктор Александрович Садовских, который проработал на киностудии почти полвека и в середине 50-х годов участвовал в съёмках «Максима Перепелицы». Это случилось в 1986 году на телепередаче, посвященной 30-летию выхода на экраны этого знаменитого фильма.

Виктор Садовский.
Виктор Садовский.

Садовский рассказал, что после просмотра примерно трёх десятков возможных кандидатов на главную роль, в финале осталось примерно десять актёров. В итоге был выбран 25-летний Леонид Быков, до этого уже известный широкой публике по фильму «Укротительница тигров».

Садовский также сообщил, что Быкова выбрали ещё и потому, что среди оставшихся кандидатов он был единственным украинцем и имел соответствующий характерный говор.

-2

-3

-4

Примерно по такому же критерию был выбран и исполнитель на роль Степана, друга главного героя. Им стал 24-летний выпускник ВГИКа Василий Фущич, который родился и вырос в Закарпатье.

«Максим Перепелица» (1955).
«Максим Перепелица» (1955).

Хотя на эту роль рассматривались и другие интересные актёры.

-6

По задумке Стаднюка, среди сослуживцев Максима в армии нужно было показать призывников разных национальностей. В том числе представителя одной из азиатских республик рядового Таскирова, который служил в одном отделении с Перепелицей.

-7
-8

В итоге выбор остановили на 25-летнем выпускнике ВГИКа Раднэре Муратове, который к тому времени уже снялся в нескольких фильмах и среди других претендентов на эту роль имел законченное актёрское образование.

-9

Ниже фотопробы на роли других сослуживцев Максима.

-10

На роль неудачливого жениха Маруси режиссёр выбрал никому не известного студента Харьковского театрального института Владимира Ефимова.

-11

Хотя, как показывают сохранившиеся фотопробы, были и другие не менее достойные кандидаты.

Только из фотопроб я узнал, что на одну из ролей второго плана лейтенанта Куприянова пробовался сам Кадочников, который в 50-е годы был мегазвездой советского кино. Даже немного странно, что, во-первых, он согласился на такую малозначимую роль, и, во-вторых, режиссёр отказался от его услуг.

-12

Сыграл эту роль актёр Ленинградского театра имени Ленинского комсомола Павел Усовниченко.

«Максим Перепелица» (1955).
«Максим Перепелица» (1955).

Ниже фотопробы на роли других офицеров воинской части, в которой служил Перепелица.

-14

К выбору актёра на роль забавного деда Мусия режиссёр подошел особенно тщательно.

-15

И здесь опять появляется Павел Кадочников…

-16

И снова Анатолий Граник выбирает другого актёра. Правда, на этот раз не менее заслуженного, чем Павел Петрович. Им стал Георгий Вицин, который блестяще сыграл свою роль.

-17

Односельчан Максима в основном сыграли актёры украинских театров.

-18

Также для меня было открытием, что на роль Марко Мухи, друга Кондрата, пробовался и Константин Сорокин, который сыграл в фильме менее заметную роль старшины Саблина.

-19

«Максим Перепелица» (1955).
«Максим Перепелица» (1955).

В 50-х годах Сорокин был очень востребованным киноактёром.

Но роль Марко режиссёр отдал народному артисту СССР, лауреату трёх Сталинских премий Александру Фёдоровичу Борисову.

 «Максим Перепелица» (1955).
«Максим Перепелица» (1955).

Ниже пробы на роли других односельчан Максима, включая его отца Кондрата.

-22

-23

-24

-25

-26

-27

В год премьеры художественный фильм «Максим Перепелица» посмотрели более 28-ми миллионов зрителей. На волне его успеха через несколько месяцев на экраны страны вышел похожий фильм «Солдат Иван Бровкин», который также имел большой успех у зрителей. А позже и продолжение во втором фильме - «Иван Бровкин на целине». Возмущённый таким плагиатом Иван Стаднюк публично обвинил сценариста фильмов о Бровкине Георгия Мдивани в фактическом воровстве темы и сюжета.

Правда, этот скандал никак не отразился на популярности фильмов про Ивана Бровкина. По кассовым сборам они превысили показатели комедии «Максим Перепелица» и киностудия имени Горького, где снимались картины о Бровкине, записала их в свой актив.

Лишь через несколько лет Георгий Мдивани был вынужден признаться, что написал сценарий первого фильма об Иване Бровкине под впечатлением рассказов Стаднюка о Максиме Перепелице.

И первоначально он якобы даже хотел обратиться к автору рассказов с просьбой о совместной работе над сценарием. Но когда узнал, что тот уже написал подобный сценарий сам, то решил работать самостоятельно. Мдивани перенес сюжет с Украины в русскую глубинку и сделал «ребрендинг» главного героя, дав ему достаточно распространённое русское имя - Иван Бровкин. И фильм от этого только выиграл!

Тем не менее любители советского кино и сегодня с удовольствием смотрят обе киноистории. А лично мне фильм о Перепелице всё же нравится чуточку больше. Посмотреть его вы можете здесь:

Если статья была интересной кликните 👍