Автор: Людмила Белогорская
Света, Алла и Регина устроились на работу почти одновременно. В их небольшом городке построили новую школу – большую, трёхэтажную, с просторными светлыми классами. Таких школ в городе больше не было. Если в нескольких словах, то иначе, как мечтой учителя, воплощённой в жизнь, её не назовёшь.
Молодые женщины решили работать в новой школе по разным причинам. Света – потому что от её дома до нового места работы пять минут пешком, а детский сад, в который она водит своих дочек, ровно на половине пути. Очень удобно, возвращаясь с работы, по пути зайти в садик за детишками. Регина переехала сюда из соседнего района после развода с мужем. Получила от ГорОНО направление в новую школу и однокомнатную квартиру, чему была несказанно рада. Денег на покупку собственного жилья не было, а ей предстояло одной поднимать двух мальчишек-сорванцов. Надежды на их отца-выпивоху не было никакой. Алла была молодым специалистом, недавно окончившим пединститут. Пару месяцев назад она вышла замуж и начала с энтузиазмом обустраивать семейное гнёздышко.
Наверное, то, что они все трое были достаточно молодыми – самой старшей, Регине, лишь недавно тридцать три исполнилось – способствовало их сближению. А ещё то, что их кабинеты оказались рядом, на одном этаже. Поначалу общение сводилось к разговорам после уроков, в основном на школьные темы. Со временем стали общаться более тесно в свободное от работы время – вместе посещали магазины, ездили за грибами, ходили друг к другу в гости.
Через полтора года в семье Аллы появились малыши – двойняшки Аня и Маша, и молодая женщина с головой окунулась в новые заботы. Всем известно, что и с одним ребёнком нелегко, а когда их двое, да к тому же спящих и бодрствующих поочерёдно…
Когда дочкам Аллы исполнился годик, их папа Дима решил, что он слишком молод и хорош, чтобы провести лучшие годы рядом с вечно усталой женой и орущими в два горла дочками. Конечно, решение это пришло к нему не вдруг: полгода назад он познакомился с очаровательной Ниночкой, дочкой директора местной кондитерской фабрики. У Ниночки в её двадцать с небольшим была своя двухкомнатная квартира и новенькая красная машинка – Деу-Нексия ростовской сборки. Ещё у Ниночки была непыльная работа – она честно с девяти до восемнадцати перекладывала с места на место бумажки в одном из отделов в горисполкоме, получая за это вполне приличную зарплату.
Так вот, Дима объявил о своём уходе после того, как семья отпраздновала день рождения дочек. Что и говорить, очень порядочно поступил, не испортил праздник. Сказал, что будет, как честный человек, платить алименты. И что их встреча изначально была ошибкой. И ушёл. Алла с детьми осталась, им некуда идти было. Поплакала, не без этого. А потом стала учиться жить, обходясь собственными силами.
Света и Регина не бросили подругу в беде. Как могли, поддерживали. В редкие свободные от работы часы забегали, чтобы помочь постирать и погладить пелёнки и ползунки, посидеть с малышками, дав маме немного свободного времени для себя. Покупали и приносили продукты. Поддерживали молодую женщину морально – старались внушить ей, что муж покинул её не потому, что она плохая жена и хозяйка…
Со временем стало нормой, что в любое время суток по первому звонку Аллы подруги срывались с места и мчались решать её проблемы. Алла же по-прежнему лила слёзы, жалея себя и свою неудавшуюся семейную жизнь, угрожая найти способ решить проблемы раз и навсегда…
-Зачем? Зачем мне такая жизнь? Никакой радости, одни проблемы! – причитала Алла, глядя на подруг полными слёз глазами. – Утоплю девчонок, а потом и сама найду способ уйти из жизни…
Когда Регина со Светланой в первый раз услышали такую угрозу, они ужаснулись. Стали убеждать Аллу, что жизнь, несмотря на сложности, бесценна. Что нельзя впадать в уныние, нужно преодолевать трудности и жить дальше.Алла на время соглашалась с их доводами, а потом всё начиналось сначала.
…Светлана, сидя за кухонным столом, проверяла тетрадки. Рядом на плите в большой кастрюле булькал борщ, который Света обычно готовила на неделю. Дочки тихонько играли в куклы в своей комнате, муж что-то читал. За окном уже сгустились сумерки, осенью темнеет рано. От раздавшегося неожиданно телефонного звонка Света вздрогнула. Подняв трубку, услышала бурные рыдания Аллы.
-Аллочка, что случилось?
Истеричные выкрики младшей подруги заставили отстранить телефонную трубку от уха.
- Я больше так не могу! Я сейчас перережу себе вены!
-Успокойся, я сейчас буду…
Света набрала Регину:
-У Аллы опять проблемы…
Домой Светлана вернулась около двенадцати часов ночи. Дочки уже спали, угрюмый муж сидел на кухне, на плите остывал недоваренный борщ.
-Света, надеюсь, ты понимаешь, что так дальше продолжаться не может? – тихо спросил он.
Светлана присела рядом, устало потёрла лицо руками.
-Ты так и не закончила проверять свои тетради и не доделала домашние дела, - продолжал муж. – Ты мне даже не объяснила, что нужно делать, чтобы я доварил борщ. Ты срываешься, как на пожар, по первому её звонку, бросив все – все! – свои дела. Ты проводишь у своей подруги половину выходных и праздничных дней, забыв о собственной семье и об отдыхе. Неужели ты до сих пор не поняла, что она вами просто манипулирует?! Что она опасный человек?
Светлана открыла было рот, чтобы возразить, но неожиданно поняла, что не знает, что сказать.
-Ты приходишь от неё опустошённая, донельзя измотанная и уставшая, - продолжал развивать наступление супруг. – Она крадёт у тебя твоё личное время и энергию. Скажи, интересовалась ли твоя Алла когда-нибудь твоими проблемами, предлагала ли когда-то помощь?
Света задумалась. А ведь действительно, сколько раз, когда она пыталась рассказать подруге о своих трудностях и проблемах, та переводила разговор на себя. Ведь ей же гораздо хуже, чем вам, разве это не ясно? Сколько раз, когда муж был на работе, приходилось оставлять маленьких детей одних и срочно мчаться на помощь Алле, а потом бинтовать порезанные пальцы и собирать осколки посуды? Сколько рассольников было сварено на кухне Аллы и сколько испечено пирогов, в то время как у самой дома дети ели разогретый позавчерашний суп, да и то только тогда, когда вернутся родители и соизволят, наконец, покормить… И ни разу Алла не предложила взять с собой этих самых пирогов, чтобы угостить детей.
Зёрна сомнения в правильности подобного рода отношений упали на благодатную почву. Но всё же Света не могла вот так, сразу, взять и оборвать отношения и отказать в помощи, соответственно. Все точки над i расставил опять же супруг.
Звонок, как обычно, раздался вечером. Всё же Алла была неглупой женщиной и на работу Свете с Региной не звонила. Знала, что работу они не бросят. Светлана, подняв трубку, услышала громкий голос подруги, в котором звенели слёзы. Увидев, как жена меняется в лице, супруг перехватил трубку и нарочито весёлым голосом начал расспрашивать:
- Ну что там у нас опять, Аллочка, случилось? Какой способ расстаться с жизнью ты избрала сегодня? Топиться ты уже собиралась, также, как и броситься под машину, отравиться и повеситься. Слушай, а застрелиться не пробовала? Наверное, пистолета нет? Если что, я подсоблю. У меня у одного хорошего знакомого есть пистолетик, ты имей в виду, если что…
-Ты что, Женька, совсем сбрендил? – уже совершенно другим, спокойным голосом, спросила Алла.
-Да нет, Алла, со мной как раз всё в порядке. А тебя я попрошу обращаться к моей жене только в случае крайней – слышишь, крайней! – необходимости. Тебя не напрягает то, что она чуть ли не переселилась к тебе, да и Регина тоже? Нет, конечно. А меня очень даже напрягает. И я хочу, чтобы у меня была нормальная семья, дети вовремя накормлены и ухожены, и жена улыбалась. Ни она, ни я не откажем тебе в помощи, если эта помощь действительно требуется. Но не более того… Он брякнул трубку на место и неожиданно подмигнул жене.
Регина продержалась ещё месяц, а потом вынуждена была тоже объясниться к привыкшей к жертвам подруг Аллой.
-Знаешь, Света, я только сейчас поняла, что нас использовали по полной программе, - грустно сказала Регина подруге. – Ты ведь помнишь, несколько месяцев назад у меня младший, Витька, ожоги получил? А всё потому, что старший был занят уроками и не смог налить ему чай. Их мама в это время обслуживала Аллу. А сколько раз они засыпали голодные, потому что я мчалась, забыв о собственных детях, спасать Аллу?
-А я в прошлом году на 8 Марта убежала к ней, когда она собиралась в очередной раз свести счёты с жизнью. Меня Женька чуть не убил – они с дочками мне сюрприз готовили, а мамы – тю-тю…, - подхватила Света. – Вернулась во второй половине дня, когда у всех пропало настроение праздновать…
Обиженная Алла перестала звонить подругам, и те, поначалу ощущавшие угрызения совести, вздохнули с облегчением. По-прежнему встречались в свободное время, но уже вдвоём. Помогали друг другу делать ремонт и копать картошку. И были благодарны друг другу за помощь и поддержку.
Алла же вполне успешно справлялась со своими проблемами самостоятельно. Одна она оставалась недолго – через несколько месяцев после расставания с подругами она нашла вторую половинку, вполне успешного мужчину, не побоявшегося взять на себя ответственность за чужих детей.
Когда Алла вернулась на работу после декретного отпуска, волей-неволей ей пришлось общаться с бывшими подругами. Довольная семейной жизнью, она уже не держала на них обиду. Иногда, по старой памяти, пыталась грузить их своими проблемами, но Регина и Светлана, получившие хороший урок, больше на такие трюки не велись…