Три девочки испуганно смотрели на женщину, вошедшую в комнату. В привычной убогой обстановке она казалась неким ангелом, спустившимся с небес. Блеск драгоценных камней, шорох дорогой ткани, из которой было сшито умопомрачительное платье.
Прекрасная и величественная. Именно такой в воображении юной Жанны Луизы всегда была королева. Теперь же она увидела её воочию. И действительность оказалась куда более впечатляющей, нежели фантазии.
«Такая прелестная малышка, – ласково произнесла Мария-Антуанетта, погладив Жанну по головке и обернувшись к своим фрейлинам. – А ведь она того же возраста, что и дофин». В тот момент у маленькой Жанны вдруг промелькнула мысль: «Если королева говорит о моём возрасте и дофине, неужели я в будущем стану невестой самого принца?».
Девочка верила, что сейчас начинается её собственная сказка. Вот только она не знала, что настоящие «сказки» далеко не всегда бывают со счастливым финалом. Что же ожидало малышку? Как Жанна получила новое имя? И кем она стала для королевы?
Сирота Жанна
В адрес Марии-Антуанетты из уст историков звучит мало лестных слов. Многие говорят, что королева была расточительна, легкомысленна и любила исключительно развлечения. Однако у супруги французского короля было доброе сердце.
Помимо недостатков, она (как всякий из нас) обладала и несомненными достоинствами. Нередко Мария-Антуанетта становилась покровительницей талантливых людей или же вовсе устанавливала опеку над осиротевшими детьми, которые ей чем-либо приглянулись. Маленькой Жанне Луизе Виктории суждено было стать одной из тех, кто познал королевскую милость.
Она была дочерью швейцара, служившего при дворе. Когда родители умерли, а юная Жанна и её сёстры остались круглыми сиротами, королева не смогла оставаться в стороне. Швейцар и его супруга были верными людьми, на которых можно было положиться. В качестве знака уважения к умершим Мария-Антуанетта решила удочерить маленькую Жанну. Не обделила она вниманием и сестёр девочки, позаботившись об их обучении в престижной школе-интернате.
Ровесница дофина
Но чем же королеву привлекла именно Жанна? Во-первых, девочка была очень милой и приятной внешне. Во-вторых, она была почти ровесницей маленького Луи, на два года младше родного сына королевы. Превратив малышку в свою приёмную дочь, Мария-Антуанетта дала ей новое имя – Зои. Не исключено, что королеве попросту нравилось рифмовать «Зои – Луи», подчёркивая, что девочка принадлежит к свите маленького дофина.
Юная Зои стала далеко не единственным приёмным ребёнком королевской семьи. Помимо неё, здесь подрастали Арман, Эрнестина и темнокожий мальчик Жан, уроженец Сенегала. Последнему повезло меньше всех – он воспитывался не при дворе, а в элитном пансионате, при этом крайне мало времени проводя с приёмными родителями. Говорили, что у королевы было около восьми приёмных детей, но сведения о многих из них не сохранились.
В королевской семье
Итак, маленькая Жанна-Зои оказалась при дворе. Её удочерение более походило на неформальное воспитание. Титула дофины девочка не имела, она не присутствовала на официальных торжествах, где могли появляться лишь родные дети королевской четы. Конечно, ни о каком брачном союзе с дофином не могло быть речи – Зои была всего лишь подругой принца по играм. Впрочем, жаловаться на жизнь девочка не имела ни малейшей причины.
Вместе с принцем и принцессой Зои получала возможность учиться у лучших учителей, её обучали этикету, танцам, музыке, верховой езде. В 1791 году Мария-Антуанетта отправила её на обучение в интернат, где находились сёстры Зои. Но почему же королева вдруг отдалилась от приёмной дочери?
Расставание
У королевы было одно своеобразное качество. Ко многому в жизни, в том числе и людям, она могла относиться как к игрушкам для её увеселения. Когда они наскучивали ей или заменялись чем-то другим, Мария-Антуанетта теряла к ним интерес. Несмотря на всю свою доброту, проявленную по отношению к приёмным детям, после появления собственных малышей королева стала куда прохладнее относиться к воспитанникам.
Да, Зои была взята под опеку, когда у королевы уже были свои дети. Но со временем очаровательная малышка начала превращаться во вполне обыкновенную девочку, которая уже куда меньше забавляла королеву. Но главное – начиналась революция, и Мария-Антуанетта попросту боялась за судьбу приёмной дочери.
Перед тем, как осуществить попытку побега, королевская семья рассталась со всеми приёмными детьми. Для Жанны-Зои это было одновременно радостное и печальное время. С одной стороны, она смогла встретиться с сёстрами, которых не видела несколько лет. С другой же, к тому времени дофин и его семья для неё тоже стали родными.
Спустя год Мария-Антуанетта была заключена в тюрьму, и финансирование девочек прекратилось. Что стало с Зои и её сёстрами, остаётся только предполагать. Не исключено, что они оказались на улице и умерли в нищете, став «безымянными» жертвами беспощадной революции.