Найти в Дзене
Turizm

«Аэрофлот» в топ-10, китайцы в лидерах. Какие они, крупнейшие государственные авиакомпании мира?

Оглавление

Большинство авиакомпаний Европы и США находятся в частной собственности, и их деятельность направлена в первую очередь на зарабатывание максимальной прибыли для акционеров. Однако весь «крупняк», как правило, полностью или частично принадлежит правительствам своих стран, и очень часто руководствуется совсем другими приоритетами. Цель этих госкомпаний — не только пополнять государственную казну, но и пропагандировать местные ценности, культуру, кухню, в конце концов. Одним словом, быть лицом страны или целого региона.

Представляем рейтинг десяти крупнейших государственных авиакомпаний, ранжированных по размеру парка и финансовым достижениям за последние два года. Обратите внимание, что первые три места занимают перевозчики из Китая.

1. China Eastern Airlines

-2

В активном парке China Eastern находится порядка 800 воздушных судов.

Авиакомпания является участником альянса SkyTeam, куда ранее входил «Аэрофлот», и обслуживает на сегодняшний день 248 направлений ― шестой показатель в мире. 50,7 акций принадлежит правительству Китая. Еще 15 процентов акций ― у различных китайских госпредприятий, 9 процентов сосредоточено в руках иностранных инвесторов, например Delta Air Lines.

В 2023 году China Eastern выпустила «молнию» о значительном росте финансовых показателей. После убытка в 2022-м прибыль перевозчика составила около 5,8 млрд юаней, или 810 млн долларов США. Причинами такого взлета называют возобновление спроса на поездки, ослабление и отмену ограничений, связанных с пандемией, но главное, жесткую внутреннюю оптимизацию.

Власти выбрали China Eastern для обслуживания китайской экономической программы «Один пояс ― один путь», которая направлена на расширение торговли и связей между Китаем и развивающимися рынками Азии, Африки и Европы. Так что сегодня это не просто коммерческий перевозчик, но и инструмент для реализации геополитических инициатив Поднебесной и лично товарища Си Цзиньпина.

2. China Southern Airlines

-3

Самолетный парк перевозчика насчитывает более 650 воздушных судов

China Southern ― еще один крупный игрок в китайской гражданской авиации, выполняющий рейсы в 216 пунктов назначения по всему миру. 75,4 процентов акций принадлежит государству. Из других собственников можно выделить профильного иностранного инвестора American Airlines, который контролирует 5,8 процентов акций авиакомпании.

Выручка China Southern в 2023 году составила 248,1 млрд юаней, или 33,08 млрд долларов США.

-4

Конкурентов у перевозчика нет не только на территории Китая, а еще в его «руках» был крупнейший парк Airbus A380 за пределами Ближнего Востока. Несмотря на снижение мирового спроса на Superjumbo, China Southern до последнего продолжала ставить именно эти самолеты на все популярные маршруты с большим пассажиропотоком, подчеркивая свою любовь к большим форматам и приверженность качеству обслуживания пассажиров.

3. Air China

-5

Размер воздушного флота перевозчика приближается к 500 воздушным судам.

Air China ― одна из трех крупнейших авиакомпаний Китая, в ее маршрутной сети 201 направление. Китайское правительство владеет контрольным пакетом акций перевозчика в размере 53,46 процента, что автоматом дает ей пропуск в первый ряд. При этом Air China располагает и значительными иностранными инвестициями: 18,13 процентов акций принадлежит гонконгской Cathay Pacific.

-6

Air China ― единственная китайская авиакомпания, которой разрешено использовать национальный флаг на своих самолетах, что подчеркивает ее роль символа национальной гордости. Именно ее самолеты используются для государственных визитов и дипломатических миссий, непосредственно участвуя в формировании международных отношений КНР.

Успехи Air China демострирует невероятный рост выручки в 2023 году: 157,37 млрд юаней, или 20,983 млрд долларов

4. Turkish Airlines​​

-7

Парк состоит более чем из 350 самолетов

Turkish Airlines ― флагманский авиаперевозчик Турции ― настоящий авиационный гигант, занимающий третье место в мире по количеству направлений. В маршрутной сети перевозчика 340 пунктов назначения по всему миру. Авиакомпания на 49,12 процентов принадлежит правительству Турции, остальные 50,88 находятся в публичной продаже. Несмотря на значительную долю «чужой» частной собственности, Turkish Airlines играет, пожалуй, главную роль в продвижении национальной идентичности Турции и рекламе туризма в стране.

-8

В 2023 году Turkish Airlines добилась значительного роста финансовых показателей, несмотря на глобальные мировые кризисы и проблемы. Чистая прибыль компании составила около 3,1 млрд долларов, чему сильно помогли высокие доходы от пассажирских перевозок. Авиакомпании смогла извлечь выгоду из непростой политической ситуации в мире и удачного географического положения ее главного хаба ― нового аэропорта Стамбула. Для путешественников из России именно Стамбул сегодня является обязательной промежуточной точкой при полетах практически в любую страну мира.

В 2023 году Turkish Airlines перевезла более 83,4 млн пассажиров. Обширная маршрутная сеть и правильно выстроенная логистика позволили авиакомпании увеличить международные перевозки на 27 процентов по сравнению с 2019 годом.

5. Emirates

-9

В парке авиакомпании официально числится более 260 воздушных судов

Emirates, флагманский авиаперевозчик эмирата Дубай, на 100 процентов принадлежит местному правительству и управляется через подконтрольное подразделение Investment Corporation of Dubai. Основу флота составляют Boeing 777 и Airbus A380, в маршрутной сети более 130 направлений на шести континентах.

Выручка Emirates в 2023 году составила 115,0 млрд дирхамов ОАЭ, или 31,3 млрд долларов США.

Прибыль ― почти 3 млрд долларов.

-10

Emirates имеет огромное число поклонников во все мире, прежде всего благодаря роскоши и сервису на борту, особенно на самолетах A380 с люксами Первого класса, душевыми кабинами и комнатами отдыха. Многочисленные награды подтверждают ее лидерство в мировой авиации.

События на Ближнем Востоке несколько уменьшили роль базового аэропорта Emirates в Дубае как основного пересадочного пункта для туристов из России: увеличилось время в пути за счет облета закрытых территорий и несколько сократилась география маршрутов.

6. Air France

-11

Air France ― признанный лидер европейской авиации, располагает парком из 243 самолетов, Авиакомпания обслуживает более 220 направлений по всему миру. Являясь частью Air France-KLM Group, перевозчик имеет прямой доступ к возможностям и ресурсам одного из крупнейших в мире авиационных конгломератов. Французское правительство владеет 28,6 процентами акций Air France-KLM, что обеспечивает ему значительное влияние, хотя и не полный контроль. Иностранные инвесторы, в том числе China Eastern Airlines и Delta Air Lines, также владеют акциями материнской компании.

Прибыль Air France в 2023 году превысила 30 млрд евро.

-12

Air France прославилась на весь мир в 60-х годах XX века, участвуя в разработке и эксплуатации сверхзвукового самолета Concorde, который произвел революцию в трансатлантических перелетах. Сегодня авиакомпания продолжает внедрять инновации, уделяя особое внимание устойчивому развитию и снижению воздействия на окружающую среду за счет обновления парка воздушных судов и других экологичных инициатив.

7. Qatar Airways

-13

Авиакомпания Qatar Airways, которой полностью владеет правительство Катара, располагает современным парком из 238 самолетов. В расписании регулярных рейсов более 170 направлений по всему миру. В 2022 году авиакомпания получила прибыль в размере 1,2 млрд долларов, во многом благодаря иностранным болельщикам Чемпионата мира по футболу.

-14

Qatar Airways ― это не просто коммерческий проект. Авиакомпания ― ключевой инструмент катарской дипломатии. Высокие стандарты и роскошь сделали ее символом глобальных амбиций и гостеприимства Катара. «Катарские» регулярно получают высокие мировые награды и звания.

8. Аэрофлот

-15

Размер сегодняшнего парка воздушных судов 171 самолет.

«Аэрофлот» ― флагман российской авиации. Исторически сложилось, что именно он является синонимом авиапутешествий. До событий 2022 года авиакомпания обслуживала 146 направлений и была ключевым участником глобального альянса SkyTeam. Однако геополитические вопросы кардинально изменили деятельность «Аэрофлота» и структуру его собственности.

Во-первых, нацперевозчик столкнулся с резким сокращением маршрутной сети до 110 пунктов назначения.

Во-вторых, правительство России, которое владело 73,77 процентами акций «Аэрофлота», за последнее время вернуло себе доли, до сих пор принадлежавшие кредиторам из «недружественных» стран, то есть тех, которые ввели антироссийские санкции. Этот шаг еще больше укрепил государственный контроль над авиакомпанией.

-16

Политическая нестабильность и санкции не только сократили маршрутную сеть «Аэрофлота», но и вынудили авиакомпанию выйти из международных альянсов, таких как SkyTeam.

Как будет дальше выглядеть долгосрочная стратегия развития и операционная деятельность «Аэрофлота», сказать трудно, но очевидно, что будущее авиакомпании во многом зависит от сроков окончания конфликта. Как только все закончится, в «Аэрофлоте» наверняка произойдут изменения в структуре собственности и управлении компанией, что потенциально изменит его роль как в российской, так и в мировой авиации.

9. Korean Air

-17

Korean Air, флагманский авиаперевозчик Южной Кореи, входит в число ключевых игроков мирового авиарынка и располагает парком из 157 воздушных судов. В «обойме» «Корейских» 121 направление. История авиакомпании как госпредприятия оставила неизгладимый след в ее нынешней структуре собственности. Несмотря на прошедшую приватизацию, власти Южной Кореи по-прежнему сохраняют значительное влияние на Korean Air через различные официальные структуры. Правительству напрямую принадлежит около 10 процентов акций авиакомпании, а Корейскому банку развития и Национальной пенсионной службе Кореи ― 3 и 7 процентов акций соответственно.

-18

Выручка Korean Air в 2023 году выросла до 22,5 трлн вон, или 12,24 млрд долларов США.

Крупнейший акционер авиакомпании, Hanjin KAL Group, также имеет тесные связи с правительством. Корейский банк развития, принадлежащий государству, контролирует более 10 процентов акций Hanjin KAL ― вот вам еще один инструмент влияния властей на Korean Air.

Такая уникальная структура собственности позволяет авиакомпании работать независимо и в то же время соответствовать стратегическим интересам Южной Кореи.

Еще одна отличительная черта Korean Air в том, что она предлагает своим работникам стать собственниками: 4,3 процентов акций контролируются сотрудниками авиакомпании. Такой подход мотивирует персонал, ведь его доходы напрямую зависят от коллективного успеха.

10. Vueling

-19

Испанский лоукостер Vueling, базирующийся в Барселоне, владеет парком из 125 узкофюзеляжных самолетов и обслуживает рейсы по 148 направлениям. Хотя штаб авиакомпании находится в Испании, 25,43 процентов акций ее материнской компании International Airlines Group (IAG) принадлежит правительству Катара.

С одной стороны это дает Vueling статус частной компании, с другой ― она время от времени оказывается заложницей стратегических интересов правительства Катара. Но самое главное, положение Vueling в группе IAG позволяет ей извлекать выгоду из ресурсов одного из крупнейших авиационных конгломератов в мире.

-20

Поддержка правительства Катара через его долю в IAG обеспечивает Vueling финансовую стабильность и доступ к неиссякаемым ресурсам внутри группы авиакомпаний. Это позволяет Vueling расширять свою деятельность и поддерживать конкурентоспособные цены, что имеет решающее значение на тесном рынке бюджетных авиаперевозок. Кроме того, нахождение Vueling в группе IAG означает, что она может напрямую и без ограничений взаимодействовать с другими авиакомпаниями группы, повышая свою операционную эффективность и качество обслуживания клиентов.

Несмотря на ярко выраженную бюджетную модель, Vueling является заметным и важным игроком на европейском авиационном рынке.

Выручка лоукостера в 2023 году составила 8,1 млрд евро

-21