Вообразите себе сценку — встречаются на плацу прапорщик и генерал. Генерал говорит низшему по званию: «Знай своё место, быдло! У меня вона какие погоны, а твои — смех один!» На что прапорщик отвечает: «Зато я красивый и меня девки любят!» После чего генерал в слезах и соплях бежит жаловаться папе, который у него маршал: «Папаня, меня нижестоящие военнослужащие не уважают!!! Отправь их всех на гауптвахту, позязя!...»
Или другую сцену — в переговорном зале большой корпорации встречаются главный менеджер и мелкий клерк, при этом менеджер смотрит на клерка как на ничтожное насекомое и произносит брезгливо: «Иди копируй отчёт на ксероксе, жалкая тварь!» На что клерк отвечает: «А зато я ни дискотеке зажигаю, а тебе танцевать пузо мешает!» И менеджер убегает с воплями: «Я акционерам жаловаться буду, тебя уволят и засудят!!!»
Очень «жизненно» и «реалистично», не правда ли? А ведь в современном фэнтези средневековая аристократия и её отношения с простолюдинами часто показаны в намного более смешном и нелепом виде. Особенно этим грешит аниме, но и западные книги, фильмы и особенно сериалы ничуть не лучше. Аристократ как правило чванлив и гнусен, всегда и всюду хвастается своей родословной, постоянно пристаёт ко всем молодым девицам, в особенности кухаркам и поломойкам, в бою труслив, командовать толком не умеет и вообще существо бесполезное, а скорее даже вредное. Зато положительный персонаж, если он случайно окажется аристократом, совсем напротив — добр, мил, помогает бедным старушкам переходить дорогу и всегда спасает девушек от персонажей отрицательных, вызывая последних на дуэли и побеждая, притом только честно и очень благородно.
Вышеописанная картина, с точки зрения настоящих средневековых реалий, является полным бредом. Начать с того, что приставать к служанке для аристократа… ну, всё равно, как если бы в современности сын и наследник директора корпорации грязно домогался до бомжихи. Разница в статусах, на самом деле, даже больше. Вменяемый современный человек понимает, что любого молодого богача, пусть даже и не красавца, толпой осаждают претендентки на его богатство. И никаких посторонних, тем более низкоранговых самок, они к телу предмета своих вожделений никогда не допустят. Было ли так же в Средневековье?
В Средневековье было совсем иначе. Прежде всего, высокородный аристократ при нормальных обстоятельствах видел простолюдинов только издали. Его окружал круг равных ему по знатности, а в быту — прислуга, причём потомственная, служащая его роду много поколений. Если этот аристократ где-нибудь в тёмном углу поимел одну из служанок, та не просто не возражала, а была ужасно рада шансу заполучить сына-бастарда от самого лорда. Даже если господин его не признает своим (а бывали случаи, когда такие дети и официальными наследниками становились, к примеру если от законной жены детей не было или они все поумирали), всё равно обеспечит содержанием, причём по меркам слуг — очень немалым. Да и статус матери пусть и непризнанного сына самого лорда, уже сам по себе многое значил в иерархии слуг.
Допустим, аристократ внезапно захотел одну из служанок, а та воспротивилась его домогательствам. В фэнтези (особенно анимешном, или в дамских романах) он будет её всячески преследовать, заваливать подарками (которые она, конечно, презрительно отвергнет), а если лорд окажется мерзавцем, то попытается отловить бедняжку наедине и попытается взять силой. В реальности, случись вдруг у господина приступ похоти, он в самом деле мог бы пристать к прислуге. Та, скорее всего, ему не откажет. Если откажет, лорд просто пожмёт плечами и пойдёт к другой служанке, или не служанке, а горожанке, крестьянке и т.д. Но, скорее всего, просто небрежно бросит слугам: «Добудьте на вечер какую-нибудь, покрасившее и не ломучую». И те найдут, делов-то.
Допустим, лорду захотелось не кого попало, а данную конкретную служанку. Что он сделает в этом случае? Например, предложит ей стать его конкубиной. То есть официальной любовницей. Если будет стараться в постели, то служанка имеет шансы стать аж фавориткой (это очень немало, во всяком случае если лорд в самом деле богат и знатен). Если она через какое-то время надоест лорду, то в самом худшем случае её в итоге ждёт какой-нибудь ценный подарок. Который, с точки зрения прислуги, стоит целое состояние, она за всю жизнь честным трудом даже и десятой части не заработает. Но допустим, девица попалась гордая и все предложения отвергла. Что тогда?
Любого богатого аристократа обычно окружает не только родовая и личная прислуга, но также толпа разнообразных прихлебателей — разорившихся дворян, просто проходимцев (вроде Фигаро в комедии Бомарше) и тому подобной публики. Собственно, вся их работа и заключается в разрешении подобных житейских ситуаций. Впрочем, порой и личные слуги у лордов были сущими разбойниками. Вспомним классику, то бишь «Трёх мушкетёров». А конкретно — слугу Портоса по имени Бонифаций. Не помните такого? Неудивительно, ведь обычно его называли бандитским погонялом «Мушкетон». И был этот слуга потомственным грабителем с большой дороги.
То есть высокородному господину обычно служат не только надменные дворецкие и услужливые лакеи (лакеев тоже иногда набирали из такой публики, которая умела при случае набить морду и прочие места любому,
на кого господин покажет), но также жулики, мошенники и даже бандиты. Которые не просто были рады услужить, но ловили мельчайшие намёки своего лорда, чтобы немедленно и качественно выполнить любое его желание. Самый услужливый вознаграждался, а нерасторопно и выгнать могли, без всякого выходного пособия и пенсии. Вся эта свита отлично знала, к кому конкретно их повелитель неравнодушен в данный момент. Аристократу даже не надо было ничего приказывать, прихлебатели и так всё отлично понимали. И умели уговаривать, причём без всякого насилия, одним лишь добрым словом (и заряженным мушкетоном у виска матери непонятливой девицы).
Все эти реалии жизни настоящей исторической аристократии не являются тайной за семью печатями, они отлично показаны в литературе, причём не только исторической, но и приключенческой — авторами тех времён, когда эта самая аристократия цвела и пахла. Увы, в современности мало кто описывает её такой, какой она была на самом деле. Даже не потому, что авторам лень копаться в источниках, а по другой причине. И причина эта — читательский спрос. Увы, современные читатели не хотят исторической правды, а хотят чтоб их любимые комплексы пощекотали. И не просто так, а в антураже «дорохо-бохато», то бишь симпатишно-аристократишно…