Найти в Дзене

«Жемчужина Серебряного века: трагическая судьба усадьбы Новый Кучук-Кой»

Привет, меня зовут Анастасия и я являюсь аттестованным экскурсоводом города Севастополя. На этом канале я делюсь интересными историями Крыма и Севастополя, а также делюсь красотой полуострова. Таврическая губерния перед революцией была настоящим оазисом дворянских усадеб. Только представьте: более 1100 крупных и мелких поместий украшали этот благодатный край! Каждое из них было не просто домом — это были целые миры, созданные с любовью и заботой. Дворянские усадьбы были особенными. В них жила своя неповторимая атмосфера, созданная руками и душой их владельцев. Здесь всё имело значение: Каждое поместье было уникальным произведением искусства. Владельцы вкладывали душу в создание своего идеального мира, передавая традиции из поколения в поколение. Они создавали не просто дома — они создавали целые миры, где: ✔️ Искусство переплеталось с природой; ✔️ Культура становилась образом жизни: ✔️ Красота была не просто декором, а философией существования. К сожалению, эта удивительная система ц
Оглавление

Если вы не видели разрушающиеся балясины и скульптуры на фоне серебристого моря, поросшие мхом израсцы садовых украшений среди реликтовых растений, обваливающиеся стены с колоннами и заросшие тропинки к былым цветникам с экзотическими растениями, то вы не видели настоящий Крым…

Парковое. Крым
Парковое. Крым

Крымские усадьбы: как создавалась уникальная культура частного владения

Привет, меня зовут Анастасия и я являюсь аттестованным экскурсоводом города Севастополя. На этом канале я делюсь интересными историями Крыма и Севастополя, а также делюсь красотой полуострова.

Таврическая губерния перед революцией была настоящим оазисом дворянских усадеб. Только представьте: более 1100 крупных и мелких поместий украшали этот благодатный край! Каждое из них было не просто домом — это были целые миры, созданные с любовью и заботой.

Усадьбы Южного Берега. Конец XIXв.—начало ХХ в.
Усадьбы Южного Берега. Конец XIXв.—начало ХХ в.

Уникальная культура быта

Дворянские усадьбы были особенными. В них жила своя неповторимая атмосфера, созданная руками и душой их владельцев. Здесь всё имело значение:

  • Архитектура дома;
  • Оформление интерьера;
  • Воспитание детей;
  • Ведение хозяйства;
Чаир-Лар (Усадьба М.Е. Шмигельского — семейного врача Кузнецовых) пгт. Санаторное Большой Ялты
Чаир-Лар (Усадьба М.Е. Шмигельского — семейного врача Кузнецовых) пгт. Санаторное Большой Ялты

Каждое поместье было уникальным произведением искусства. Владельцы вкладывали душу в создание своего идеального мира, передавая традиции из поколения в поколение. Они создавали не просто дома — они создавали целые миры, где:

✔️ Искусство переплеталось с природой;

✔️ Культура становилась образом жизни:

✔️ Красота была не просто декором, а философией существования.

Усадьба первого владельца Симеиза И.С. Мальцова
Усадьба первого владельца Симеиза И.С. Мальцова

К сожалению, эта удивительная система ценностей была разрушена революционными событиями. Но память о ней живёт в исторических документах, старых фотографиях и рассказах очевидцев.

Я же хочу рассказать об истории одной из самых ярких усадеб Таврической губернии и её владельцах — о «Новом Кучук-Кое»(1902-1913 гг.) .

Вид на усадьбу «Новый Кучук-кой», 1913г. Усадьба ранее принадлежала петербургскому «железному торговцу» Растеряеву, территорию усадьбы поделили на три равные части:  «Старый Кучук-Кой»- В.С. Сергееву, просто «Кучук-Кой» - Анне Карповой и, наконец, «Новый Кучук-Кой» - Якову Евгеньевичу Жуковскому
Вид на усадьбу «Новый Кучук-кой», 1913г. Усадьба ранее принадлежала петербургскому «железному торговцу» Растеряеву, территорию усадьбы поделили на три равные части: «Старый Кучук-Кой»- В.С. Сергееву, просто «Кучук-Кой» - Анне Карповой и, наконец, «Новый Кучук-Кой» - Якову Евгеньевичу Жуковскому

Как рождается настоящее искусство

Знаете это удивительное чувство, когда находишь свой уголок на земле, где душа раскрывается, словно цветок под лучами солнца? Именно так произошло с выдающимся меценатом Яковом Жуковским, чья история до сих пор восхищает всех, кто интересуется искусством и красотой.

Представьте себе: уютный уголок, где каждый камень, каждое дерево рассказывает свою историю. Место, где искусство переплетается с природой, создавая неповторимую симфонию красоты. Именно такую мечту воплотил в жизнь наш герой, превратив обычный участок земли в настоящий шедевр садово-паркового искусства.

Я. Е. Жуковский (справа) с племянником Евгением Цитовичем в Новом Кучук-Кое. Фото 1912г. Архив Жуковских
Я. Е. Жуковский (справа) с племянником Евгением Цитовичем в Новом Кучук-Кое. Фото 1912г. Архив Жуковских

Крым как источник вдохновения

В начале прошлого века Яков Жуковский, увидев на Южном берегу ароматные, реликтовые деревья в объятиях тёплого моря, навсегда очутился в плену этого головокружительного пейзажа.

Как человек с тонким вкусом и пылкой душой, он увидел в этих местах не просто живописные пейзажи, а настоящий холст для создания чего-то поистине грандиозного.

Чёрное море, Парковое. Крым
Чёрное море, Парковое. Крым

История одного грандиозного проекта

Якову Жуковскому судьба подарила возможность воплотить свои самые смелые мечты в реальность.

Всё началось с простой, но великой идеи — создать оазис красоты на берегу моря. И это не просто слова — это стало делом жизни одного удивительного человека. Он не просто построил дом — он создал настоящий шедевр архитектуры и ландшафтного дизайна.

Заброшенная усадьба Новый Кучук-Кой. Переход с росписью П.В. Кузнецова
Заброшенная усадьба Новый Кучук-Кой. Переход с росписью П.В. Кузнецова

Искусство в каждой детали

Масштаб проекта поражал воображение:

за декор и интерьер отвечали художники, чьи имена сегодня звучат как легенда: Виктор Замирайло, ученик Врубеля, Евгений Лансере, Павел Кузнецов, Пётр Уткин.

Они не просто украшали стены — они вплетали в интерьеры свои миры.

Прихожая дома в Новом Кучук-Кое, акварель П. Уткина, 1912 год. Из собрания Государственного Русского музея
Прихожая дома в Новом Кучук-Кое, акварель П. Уткина, 1912 год. Из собрания Государственного Русского музея

Вера Мазюкевич, девочка, выросшая в этом доме, вспоминала:

«…как в синей комнате по фризу шли женщины с фруктами в руках, головы их были вывернуты назад, будто они смотрели в прошлое. В кабинете Жуковского на жёлто-лимонных стенах мерцали медальоны Лансере, окрашенные в тёплые, почти янтарные тона. Гости, приезжавшие сюда, останавливались в светлой комнате с бордюром из стилизованных волн, а за окном их встречал виноград, оплетавший перголу».
Столовая в Новом Кучук-Кое. Рисунок П. Уткина, 1912 год. Из собрания Саратовского музея им. А. Н. Радищева
Столовая в Новом Кучук-Кое. Рисунок П. Уткина, 1912 год. Из собрания Саратовского музея им. А. Н. Радищева

Снаружи дом оживал во флоральном декоре — ярче всего проявилось в мозаиках и майоликах фасада главного дома. Мозаичный фриз очень красив. Он решен в голубых, розовых и золотых тонах, в овалах расположены синие цветы и колосья. 

Главный дом усадьбы Новый Кучук-Кой. Южный фасад.
Главный дом усадьбы Новый Кучук-Кой. Южный фасад.
Фрагмент мозаики П.В. Кузнецова
Фрагмент мозаики П.В. Кузнецова

Кузнецов создал панно для главного дома и эскизы майолики.

Майолика Кузнецова продумана до мелочей — из жёлто-коричневых плодов вырастают побеги, виноградные гроздья клонятся к земле. В нижней части ярко сияет синяя как море кайма.

Главный дом усадьбы Новый Кучук-Кой. Западный фасад. Майолики П.В. Кузнецова
Главный дом усадьбы Новый Кучук-Кой. Западный фасад. Майолики П.В. Кузнецова

Благодаря заботам людей, Новый Кучук-Кой всё хорошел, год от года наполнялся новым содержанием.

Сначала дома для людей, затем наружные цветники, парапеты лестниц, балюстрад украсились майоликовыми изразцами.

По имени владельца — Якова Евгеньевича, лестница было названа «лестницей Иакова» в честь библейского персонажа (Бытие, 28, 12.) — небесного покровителя Жуковского
По имени владельца — Якова Евгеньевича, лестница было названа «лестницей Иакова» в честь библейского персонажа (Бытие, 28, 12.) — небесного покровителя Жуковского

Изразцы украшали бассейны, лестницы и скамейки. 

Скамейка. Изразец для украшения парка
Скамейка. Изразец для украшения парка

Был создан уникальный ландшафтный парк:

✔️Изысканные лестницы и величественные колонны;

✔️Динамичные скульптуры, оживляющие пространство;

✔️ Цветники с редкими растениями — их создание плод коллективного творчества художников, садовников и самих владельцев.

Каждый элемент этого удивительного комплекса был продуман до мелочей, создавая неповторимую симфонию красоты, где архитектура гармонично сливалась с природой.

В парке Я. Е. Жуковского. Рождение Нимфеи, скульптор А. Матвеев
В парке Я. Е. Жуковского. Рождение Нимфеи, скульптор А. Матвеев

Дендрофлора усадьбы насчитывала около 100 видов экзотических растений.

Душистые аллепские сосны, увитые розами и жимолостью, крупные экземпляры юкки, бананов, агавы, махровые соцветия олеандров, миндаля, лилий, резеды и многих других представителей флоры источали утром, вечером и ночью дурманящий аромат.

Сосна аллепская — крайне свето- и теплолюбивый вид: может расти в условиях только субтропического климата. В возрасте 25–30 лет дерево чётко отклоняет ствол на юг или юго-запад, как бы ровно не высаживали саженец. Поэтому аллепскую сосну часто называют «сосна-компас», или «пьяная сосна».
Сосна аллепская — крайне свето- и теплолюбивый вид: может расти в условиях только субтропического климата. В возрасте 25–30 лет дерево чётко отклоняет ствол на юг или юго-запад, как бы ровно не высаживали саженец. Поэтому аллепскую сосну часто называют «сосна-компас», или «пьяная сосна».

Новый Кучук-Кой прославился творчеству знаменитых художников, входивших в объединение «Голубая Роза», и благодаря созданным для парка произведениям выдающегося скульптора XX века Александра Терентьевича Матвеева.

А. Т. Матвеев и Т.Г. Мазюкевич (домашняя учительница супруги Якова Жуковского - Л. М. Жуковской) с дочерью Верой. Фото 1912г.
А. Т. Матвеев и Т.Г. Мазюкевич (домашняя учительница супруги Якова Жуковского - Л. М. Жуковской) с дочерью Верой. Фото 1912г.

Поэзия в камне: как скульптуры А. Матвеева воплотили мечты о прекрасном

Творчество Константина Бальмонта, обогатившее русскую поэзию неисчерпаемым богатством образов, удивительным образом перекликается с творениями скульптора А. Матвеева. В каждой скульптуре, украшающей этот дивный ансамбль, можно увидеть отголоски поэтических строк, где:

* Гранит и мрамор оживают

* Формы и линии сплетаются в танце

* Пространство и время сливаются воедино

«Юноша», «Нимфея», «Задумчивый», «Купальщица» мраморные копии.
«Юноша», «Нимфея», «Задумчивый», «Купальщица» мраморные копии.

Через призму искусства раскрывается особая атмосфера этого места. Скульптуры, созданные с тонким пониманием красоты, словно пронизаны духом поэзии, где:

✔️Каменная вязь рассказывает свои истории;

✔️Морские бризы играют с формами;

✔️Солнечные лучи рисуют новые образы на поверхности скульптур.

«Спящие мальчики». Мраморная копия. А.Н.Черницкий, 1967г.
«Спящие мальчики». Мраморная копия. А.Н.Черницкий, 1967г.

Скульптуры Александра Матвеева добавляли всей усадьбе ощущение завершённого мира — не просто парка, не просто дома, а целой вселенной, где всё было продумано до последнего листа.

Этот удивительный симбиоз архитектуры, скульптуры и природы создаёт неповторимую атмосферу, где каждый элемент наполнен глубоким смыслом и поэтическим вдохновением.

П.С. Уткин. Новый Кучук-Кой. Вид усадьбы. 1913. Государственная Третьяковская галерея
П.С. Уткин. Новый Кучук-Кой. Вид усадьбы. 1913. Государственная Третьяковская галерея

Судьба усадьбы: от величия к упадку

Трагическая страница в истории этого удивительного места началась с приходом советской власти. Бывшие владельцы, вложившие душу в создание этого прекрасного уголка, были безжалостно изгнаны из своих домов и оказались на улице.

Усадьба Жуковского, 1912г.
Усадьба Жуковского, 1912г.

Новый этап в жизни усадьбы ознаменовался организацией пансионата «Криворожский горняк». Парк, некогда бывший местом вдохновения и творчества, превратился в место отдыха для трудящихся.

После распада СССР судьба усадьбы приняла печальный оборот. Территория перешла в частные руки, и начался период, омрачённый:

• Незаконным строительством;

• Разграблением уникальных скульптур;

• Утратой культурного наследия.

Сейчас территория парка находится в частном владении. На небольшую территорию парка можно ещё попасть.

Дача Жуковских после пожара в 1987г.
Дача Жуковских после пожара в 1987г.

Утраченная красота: трагедия культурного наследия

Особую горечь вызывает утрата скульптурных шедевров, созданных учениками А. Матвеева в 1960-х годах. Эти произведения искусства стали не просто заменой утраченных во время Великой Отечественной войны оригиналов — они превратились в неотъемлемую часть культурного кода усадьбы, в живой рассказ о таланте и мастерстве их создателей.

Пётр Уткин. Лестница и колонна со статуей в парке Кучук-Кой. Бумага, акварель, 1912 г.
Пётр Уткин. Лестница и колонна со статуей в парке Кучук-Кой. Бумага, акварель, 1912 г.

Каждое произведение было наполнено глубоким смыслом и художественной ценностью.

А за всем этим — море. Его синяя гладь отсвечивала серебром, а воздух был напоён смолой сосен, можжевельника и сладким ароматом цветов. Именно ради таких впечатлений люди ехали сюда из Петербурга и Москвы, преодолевая сотни вёрст.

Сегодня мы можем лишь с грустью осознавать, что не сумели уберечь это бесценное сокровище в его первозданной красе. История этой усадьбы — пронзительный урок для всех нас.

Заброшенная усадьба «Новый Кучук-Кой», керамика П.В. Кузнецова
Заброшенная усадьба «Новый Кучук-Кой», керамика П.В. Кузнецова
«Новый Кучук-Кой так же бесценен для нашей памяти, так же нужен мировому искусству, как Абрамцево и Поленово. В мире существуют всего три садовых шедевра эпохи символизма – португальская Регалейра, испанский Парк Гуэль, крымский Кучук-Кой.
Первые два процветают, третий – медленно погибает», – заключил на конференции «Сады XX века» исследовавший имение доктор искусствоведения, член правления Общества изучения русской усадьбы Борис Соколов.
Пётр Уткин. Дом Жуковского, акварель, 1913 г.
Пётр Уткин. Дом Жуковского, акварель, 1913 г.

Меценат Яков Евгеньевич Жуковский

(1857-1926) - служил при министерстве финансов Российской империи, в чине статского советника, коллекционировал картины (среди которых - Врубель "Пан" и Левитан "Золотая осень", находящиеся ныне в Третьяковке).

Имел внушительное состояние, при этом ужин его мог состоять из луковицы и черного хлеба с чаем.

После революции Яков Евгеньевич стал служить новой власти в качестве финансиста, жил в Москве и приезжал к семье в Крым.

Яков Жуковский, 1905г.
Яков Жуковский, 1905г.

Его супруга - Любовь Михайловна Маркевич, внучка украинского историка Н. А. Марковича, закончила Бестужевские курсы, любила коллекционировать фарфор.

В первую мировую войну она с дочкой и сыном перебралась жить в парк.

Любовь Михайловна Жуковская. Фото середины 1880 года
Любовь Михайловна Жуковская. Фото середины 1880 года

В 1920 году, с приходом советской власти, в Крыму стали распределять частную собственность. Над усадьбой Жуковских нависла угроза передачи её в ведение южнобережного совхозного хозяйства.

Пётр Уткин. «В усадьбе Я. Е. Жуковского», холст, масло, 1912 г.
Пётр Уткин. «В усадьбе Я. Е. Жуковского», холст, масло, 1912 г.

В архивах сохранилась переписка Жуковского с Луначарским 1921 года, в которой он просил оказать содействие в сохранении Кучук-Коя, а также телеграммы крымским властям заведующей музейным отделом Наркомпроса Натальи Седовой (жены Троцкого), в которых она требует не трогать имение.

Благодаря такой заботе Любовь Михайловна некоторое время оставалась хранительницей Кучук-Коя и могла там жить.

Пётр Уткин. «Крымский этюд. Лунный», холст, масло, 1913 г.
Пётр Уткин. «Крымский этюд. Лунный», холст, масло, 1913 г.

Однако проект оборвался мгновенно: в 1926 году Любовь Михайловну выселили из имения в 24 часа, без вещей и одежды. Хозяйка доживала свою жизнь в Ялте, у дальних родственников - сестер Багратион.

Сын Жуковских Михаил, юноша призывного возраста, ушёл пешком в Севастополь, где поступил на артиллерийские курсы.

Сын Я.Е. Жуковского — Михаил Яковлевич (1906-1941), погиб в рядах Московского ополчения в декабре 1941 года
Сын Я.Е. Жуковского — Михаил Яковлевич (1906-1941), погиб в рядах Московского ополчения в декабре 1941 года

Понимая, что всё кончено, Яков Евгеньевич сумел забрать из дома несколько произведений станкового искусства и передать их вместе с документами по строительству дачи на хранение в Русский музей в Петрограде.

Сам же Жуковский не выдержал потери любимого детища и скончался от инсульта.

Пётр Уткин. «Парк усадьбы Я.Жуковского в Кучук-Кое», холст, масло, 1912 г.
Пётр Уткин. «Парк усадьбы Я.Жуковского в Кучук-Кое», холст, масло, 1912 г.

В крымской усадьбе «Новый Кучук-Кой»— слилось то, что волновало просвещенного русского в 1900-1910-х гг. — античная мифология и древняя история, Священное писание и современные литература и поэзия... Все это, с присущим каждой русской усадьбе индивидуализмом, было максимально приближено к семейным реалиям, увлечениям, вкусам и воспоминаниям владельца и близких ему людей.

Их духовный мир, причастный «вселенской» культуре, сплавил образы Нового Кучук-Коя в единое смысловое целое — драгоценное свидетельство отечественной усадебной культуры начало XX века.

Дорогие друзья!

От всего сердца благодарю за то, что нашли время познакомиться с моим контентом. Ваше внимание — лучшая награда за мои старания и вдохновение создавать что-то новое и интересное.

Если вам интересно узнавать новые факты о Севастополе, его истории и достопримечательностях, приглашаю вас в мой уютный уголок в VK! 

Там я регулярно делюсь информацией о своих экскурсиях, рассказываю увлекательные истории о городе и его окрестностях.

Открывая Севастополь | Городские экскурсии