- Если вы не видели разрушающиеся балясины и скульптуры на фоне серебристого моря, поросшие мхом израсцы садовых украшений среди реликтовых растений, обваливающиеся стены с колоннами и заросшие тропинки к былым цветникам с экзотическими растениями, то вы не видели настоящий Крым…
- Крымские усадьбы: как создавалась уникальная культура частного владения
- Уникальная культура быта
Если вы не видели разрушающиеся балясины и скульптуры на фоне серебристого моря, поросшие мхом израсцы садовых украшений среди реликтовых растений, обваливающиеся стены с колоннами и заросшие тропинки к былым цветникам с экзотическими растениями, то вы не видели настоящий Крым…
Крымские усадьбы: как создавалась уникальная культура частного владения
Привет, меня зовут Анастасия и я являюсь аттестованным экскурсоводом города Севастополя. На этом канале я делюсь интересными историями Крыма и Севастополя, а также делюсь красотой полуострова.
Таврическая губерния перед революцией была настоящим оазисом дворянских усадеб. Только представьте: более 1100 крупных и мелких поместий украшали этот благодатный край! Каждое из них было не просто домом — это были целые миры, созданные с любовью и заботой.
Уникальная культура быта
Дворянские усадьбы были особенными. В них жила своя неповторимая атмосфера, созданная руками и душой их владельцев. Здесь всё имело значение:
- Архитектура дома;
- Оформление интерьера;
- Воспитание детей;
- Ведение хозяйства;
Каждое поместье было уникальным произведением искусства. Владельцы вкладывали душу в создание своего идеального мира, передавая традиции из поколения в поколение. Они создавали не просто дома — они создавали целые миры, где:
✔️ Искусство переплеталось с природой;
✔️ Культура становилась образом жизни:
✔️ Красота была не просто декором, а философией существования.
К сожалению, эта удивительная система ценностей была разрушена революционными событиями. Но память о ней живёт в исторических документах, старых фотографиях и рассказах очевидцев.
Я же хочу рассказать об истории одной из самых ярких усадеб Таврической губернии и её владельцах — о «Новом Кучук-Кое»(1902-1913 гг.) .
Как рождается настоящее искусство
Знаете это удивительное чувство, когда находишь свой уголок на земле, где душа раскрывается, словно цветок под лучами солнца? Именно так произошло с выдающимся меценатом Яковом Жуковским, чья история до сих пор восхищает всех, кто интересуется искусством и красотой.
Представьте себе: уютный уголок, где каждый камень, каждое дерево рассказывает свою историю. Место, где искусство переплетается с природой, создавая неповторимую симфонию красоты. Именно такую мечту воплотил в жизнь наш герой, превратив обычный участок земли в настоящий шедевр садово-паркового искусства.
Крым как источник вдохновения
В начале прошлого века Яков Жуковский, увидев на Южном берегу ароматные, реликтовые деревья в объятиях тёплого моря, навсегда очутился в плену этого головокружительного пейзажа.
Как человек с тонким вкусом и пылкой душой, он увидел в этих местах не просто живописные пейзажи, а настоящий холст для создания чего-то поистине грандиозного.
История одного грандиозного проекта
Якову Жуковскому судьба подарила возможность воплотить свои самые смелые мечты в реальность.
Всё началось с простой, но великой идеи — создать оазис красоты на берегу моря. И это не просто слова — это стало делом жизни одного удивительного человека. Он не просто построил дом — он создал настоящий шедевр архитектуры и ландшафтного дизайна.
Искусство в каждой детали
Масштаб проекта поражал воображение:
за декор и интерьер отвечали художники, чьи имена сегодня звучат как легенда: Виктор Замирайло, ученик Врубеля, Евгений Лансере, Павел Кузнецов, Пётр Уткин.
Они не просто украшали стены — они вплетали в интерьеры свои миры.
Вера Мазюкевич, девочка, выросшая в этом доме, вспоминала:
«…как в синей комнате по фризу шли женщины с фруктами в руках, головы их были вывернуты назад, будто они смотрели в прошлое. В кабинете Жуковского на жёлто-лимонных стенах мерцали медальоны Лансере, окрашенные в тёплые, почти янтарные тона. Гости, приезжавшие сюда, останавливались в светлой комнате с бордюром из стилизованных волн, а за окном их встречал виноград, оплетавший перголу».
Снаружи дом оживал во флоральном декоре — ярче всего проявилось в мозаиках и майоликах фасада главного дома. Мозаичный фриз очень красив. Он решен в голубых, розовых и золотых тонах, в овалах расположены синие цветы и колосья.
Кузнецов создал панно для главного дома и эскизы майолики.
Майолика Кузнецова продумана до мелочей — из жёлто-коричневых плодов вырастают побеги, виноградные гроздья клонятся к земле. В нижней части ярко сияет синяя как море кайма.
Благодаря заботам людей, Новый Кучук-Кой всё хорошел, год от года наполнялся новым содержанием.
Сначала дома для людей, затем наружные цветники, парапеты лестниц, балюстрад украсились майоликовыми изразцами.
Изразцы украшали бассейны, лестницы и скамейки.
Был создан уникальный ландшафтный парк:
✔️Изысканные лестницы и величественные колонны;
✔️Динамичные скульптуры, оживляющие пространство;
✔️ Цветники с редкими растениями — их создание плод коллективного творчества художников, садовников и самих владельцев.
Каждый элемент этого удивительного комплекса был продуман до мелочей, создавая неповторимую симфонию красоты, где архитектура гармонично сливалась с природой.
Дендрофлора усадьбы насчитывала около 100 видов экзотических растений.
Душистые аллепские сосны, увитые розами и жимолостью, крупные экземпляры юкки, бананов, агавы, махровые соцветия олеандров, миндаля, лилий, резеды и многих других представителей флоры источали утром, вечером и ночью дурманящий аромат.
Новый Кучук-Кой прославился творчеству знаменитых художников, входивших в объединение «Голубая Роза», и благодаря созданным для парка произведениям выдающегося скульптора XX века Александра Терентьевича Матвеева.
Поэзия в камне: как скульптуры А. Матвеева воплотили мечты о прекрасном
Творчество Константина Бальмонта, обогатившее русскую поэзию неисчерпаемым богатством образов, удивительным образом перекликается с творениями скульптора А. Матвеева. В каждой скульптуре, украшающей этот дивный ансамбль, можно увидеть отголоски поэтических строк, где:
* Гранит и мрамор оживают
* Формы и линии сплетаются в танце
* Пространство и время сливаются воедино
Через призму искусства раскрывается особая атмосфера этого места. Скульптуры, созданные с тонким пониманием красоты, словно пронизаны духом поэзии, где:
✔️Каменная вязь рассказывает свои истории;
✔️Морские бризы играют с формами;
✔️Солнечные лучи рисуют новые образы на поверхности скульптур.
Скульптуры Александра Матвеева добавляли всей усадьбе ощущение завершённого мира — не просто парка, не просто дома, а целой вселенной, где всё было продумано до последнего листа.
Этот удивительный симбиоз архитектуры, скульптуры и природы создаёт неповторимую атмосферу, где каждый элемент наполнен глубоким смыслом и поэтическим вдохновением.
Судьба усадьбы: от величия к упадку
Трагическая страница в истории этого удивительного места началась с приходом советской власти. Бывшие владельцы, вложившие душу в создание этого прекрасного уголка, были безжалостно изгнаны из своих домов и оказались на улице.
Новый этап в жизни усадьбы ознаменовался организацией пансионата «Криворожский горняк». Парк, некогда бывший местом вдохновения и творчества, превратился в место отдыха для трудящихся.
После распада СССР судьба усадьбы приняла печальный оборот. Территория перешла в частные руки, и начался период, омрачённый:
• Незаконным строительством;
• Разграблением уникальных скульптур;
• Утратой культурного наследия.
Сейчас территория парка находится в частном владении. На небольшую территорию парка можно ещё попасть.
Утраченная красота: трагедия культурного наследия
Особую горечь вызывает утрата скульптурных шедевров, созданных учениками А. Матвеева в 1960-х годах. Эти произведения искусства стали не просто заменой утраченных во время Великой Отечественной войны оригиналов — они превратились в неотъемлемую часть культурного кода усадьбы, в живой рассказ о таланте и мастерстве их создателей.
Каждое произведение было наполнено глубоким смыслом и художественной ценностью.
А за всем этим — море. Его синяя гладь отсвечивала серебром, а воздух был напоён смолой сосен, можжевельника и сладким ароматом цветов. Именно ради таких впечатлений люди ехали сюда из Петербурга и Москвы, преодолевая сотни вёрст.
Сегодня мы можем лишь с грустью осознавать, что не сумели уберечь это бесценное сокровище в его первозданной красе. История этой усадьбы — пронзительный урок для всех нас.
«Новый Кучук-Кой так же бесценен для нашей памяти, так же нужен мировому искусству, как Абрамцево и Поленово. В мире существуют всего три садовых шедевра эпохи символизма – португальская Регалейра, испанский Парк Гуэль, крымский Кучук-Кой.
Первые два процветают, третий – медленно погибает», – заключил на конференции «Сады XX века» исследовавший имение доктор искусствоведения, член правления Общества изучения русской усадьбы Борис Соколов.
Меценат Яков Евгеньевич Жуковский
(1857-1926) - служил при министерстве финансов Российской империи, в чине статского советника, коллекционировал картины (среди которых - Врубель "Пан" и Левитан "Золотая осень", находящиеся ныне в Третьяковке).
Имел внушительное состояние, при этом ужин его мог состоять из луковицы и черного хлеба с чаем.
После революции Яков Евгеньевич стал служить новой власти в качестве финансиста, жил в Москве и приезжал к семье в Крым.
Его супруга - Любовь Михайловна Маркевич, внучка украинского историка Н. А. Марковича, закончила Бестужевские курсы, любила коллекционировать фарфор.
В первую мировую войну она с дочкой и сыном перебралась жить в парк.
В 1920 году, с приходом советской власти, в Крыму стали распределять частную собственность. Над усадьбой Жуковских нависла угроза передачи её в ведение южнобережного совхозного хозяйства.
В архивах сохранилась переписка Жуковского с Луначарским 1921 года, в которой он просил оказать содействие в сохранении Кучук-Коя, а также телеграммы крымским властям заведующей музейным отделом Наркомпроса Натальи Седовой (жены Троцкого), в которых она требует не трогать имение.
Благодаря такой заботе Любовь Михайловна некоторое время оставалась хранительницей Кучук-Коя и могла там жить.
Однако проект оборвался мгновенно: в 1926 году Любовь Михайловну выселили из имения в 24 часа, без вещей и одежды. Хозяйка доживала свою жизнь в Ялте, у дальних родственников - сестер Багратион.
Сын Жуковских Михаил, юноша призывного возраста, ушёл пешком в Севастополь, где поступил на артиллерийские курсы.
Понимая, что всё кончено, Яков Евгеньевич сумел забрать из дома несколько произведений станкового искусства и передать их вместе с документами по строительству дачи на хранение в Русский музей в Петрограде.
Сам же Жуковский не выдержал потери любимого детища и скончался от инсульта.
В крымской усадьбе «Новый Кучук-Кой»— слилось то, что волновало просвещенного русского в 1900-1910-х гг. — античная мифология и древняя история, Священное писание и современные литература и поэзия... Все это, с присущим каждой русской усадьбе индивидуализмом, было максимально приближено к семейным реалиям, увлечениям, вкусам и воспоминаниям владельца и близких ему людей.
Их духовный мир, причастный «вселенской» культуре, сплавил образы Нового Кучук-Коя в единое смысловое целое — драгоценное свидетельство отечественной усадебной культуры начало XX века.
Дорогие друзья!
От всего сердца благодарю за то, что нашли время познакомиться с моим контентом. Ваше внимание — лучшая награда за мои старания и вдохновение создавать что-то новое и интересное.
Если вам интересно узнавать новые факты о Севастополе, его истории и достопримечательностях, приглашаю вас в мой уютный уголок в VK!
Там я регулярно делюсь информацией о своих экскурсиях, рассказываю увлекательные истории о городе и его окрестностях.