Найти в Дзене

"Почему мне важно всё доводить до конца?" Узнаем ваш вариант!

КНИГИ! Дочитываете неинтересную книгу до конца, просто потому что "ну, не бросать же"? ФИЛЬМЫ! Удерживаете себя за просмотром фильма, который уже с самого начала был воспринят как сомнительное удовольствие? ПРОЕКТЫ! Не можете оставить проект, не приносящий вам удовольствие, и движет вами лишь мысль "столько вложено, как я могу! Тогда уж до конца!"
И так далее! И все эти истории сопровождает один важный нюанс: отсутствие каких-либо обязательств перед кем-то другим: например, договорился с другом обсудить фильм; или проект входит в ваши рабочие обязанности, — эти варианты уже не подходят под тему статьи. Т.е. ваше решение не связано никакими обязательствами и договорённостями, кроме как перед самим собой. И, как обычно, я начну с нудного того, что... причин может быть множество и точную можно найти лишь при общении с вами. Но раз вы уже тут и заинтересовались темой, то давайте посмотрим на распространённые варианты. Стремление завершать начатое встречается довольно часто. В основе этого
Оглавление

КНИГИ! Дочитываете неинтересную книгу до конца, просто потому что "ну, не бросать же"?

ФИЛЬМЫ! Удерживаете себя за просмотром фильма, который уже с самого начала был воспринят как сомнительное удовольствие?

ПРОЕКТЫ! Не можете оставить проект, не приносящий вам удовольствие, и движет вами лишь мысль "столько вложено, как я могу! Тогда уж до конца!"

И так далее!

И все эти истории сопровождает один важный нюанс: отсутствие каких-либо обязательств перед кем-то другим: например, договорился с другом обсудить фильм; или проект входит в ваши рабочие обязанности, — эти варианты уже не подходят под тему статьи. Т.е. ваше решение не связано никакими обязательствами и договорённостями, кроме как перед самим собой.

Откуда ОНО берётся?

И, как обычно, я начну с нудного того, что... причин может быть множество и точную можно найти лишь при общении с вами. Но раз вы уже тут и заинтересовались темой, то давайте посмотрим на распространённые варианты.

Стремление завершать начатое встречается довольно часто. В основе этого поведения лежит множество психологических причин, где зачастую (если не всегда) намешаны социальные и культурные установки.

  1. Скажу сразу, что феномен, известный как "эффект Зейгарник", на мой взгляд, не про данные ситуации, как может казаться. Суть его заключается в том, что люди склонны лучше запоминать незавершённые задачи, чем завершённые, переживая при этом некоторое напряжение. На практике это, действительно, как правило подтверждается. При этом, как по мне, только лишь этого (самого факта незавершённости) недостаточно. Человек ведь почему-то заставляет себя продолжать. Согласитесь, что не все свои начатые дела мы стремимся заканчивать. А что же в остальных случаях? Что движет нами через такое продолжение насильственного характера?
  2. Страх неудачи, стыда и перфекционизм: "Если я брошу начатое, то это будет воспринято как поражение" (тут интересно, кстати, кем именно: вами или окружающими). Перфекционисты особенно уязвимы к этой ситуации, ведь для них важно доводить дела до идеала, даже если это не приносит удовольствия или пользы. Это важно: удовольствие и польза уходят на второй план и перестают влиять на решение об окончании дела. Те самые "перфекционисты" умеют это как никто другой. Невозможность завершить задачу в их восприятии означает недостаток дисциплины или силы воли. И даже понимание того, что стремление всегда доводить дело до конца может подталкивать человека к выгоранию, не является уважительной причиной, чтобы оставить начатое. Настолько важен факт окончания. Важнее состояния, чувств и переживаний. "Просто закончи уже наконец и свободен". Как правило в глубине души в этом месте много боли, много злости и страха перестать следовать жёсткому правилу всё доводить до конца.
  3. "Но я ведь уже так много сделал!" Многие склонны продолжать инвестировать (время, силы, материальные ресурсы) в дело только потому, что уже в него что-то вложили: "Если я уже потратил несколько часов на книгу, то не хочу «выкидывать» эти часы впустую, даже если читать её скучно" (а сколько будет потрачено впустую, если продолжить? Или уже тогда не "впустую"?). Вопрос в этом месте от меня такой: а какую пользу приносит чтение в скуке, постоянных отвлечениях (мозг-то не обманешь, он будет соблазняться на что-то поинтереснее и поважнее)? А если мы ещё и ругаем себя за то, что не можем закончить? (камень в огород эволюционных механизмов психики, что они не могут сгенерировать интерес к тому, что нам зачем-то "НАДО ЗАКОНЧИТЬ").

Устрою тут небольшую паузу и обращусь к тем, кто видит себя в этой статье.

Предлагаю вам немного поосознавать себя в этой ситуации и поисследовать вот что:

  • С какими чувствами связано это ощущение? Желание/мысли бросить начатое. Там может быть страх (чего или кого?), злость (на кого/на что?), море обиды, стыда, грусти и т.д. В этом вы найдёте ответ на вопрос: "С чем, каким переживанием, я выбираю не сталкиваться, когда заставляю себя продолжать до конца?"
  • И каким я себя вижу и называю, когда не заканчиваю начатое? Я не закончил, бросил, не доделал — я тогда какой? Ваш вариант/ ленивый/ глупый/ недисциплинированный/ недостойный и т.д. Может быть что угодно, важен именно ваш ответ. Далее можно повспоминать, кто вас так называл/ относился к вам в детстве за то, что вы не доделывали до конца. Такой разбор поможет понять, чьё отношение к недоделанным делам вы в себя "впитали", присвоили. Когда это становится понятным — происходит разделение: это было отношение такого-то человека. Хочу ли я дальше следовать такому же видению, так относиться к себе? Или мне хотелось бы как-то иначе воспринимать себя в ситуации, когда я не хочу заканчивать?

И тут как раз мы переходим к самому основному пулу возможных причин:

4. Социальные и культурные нормы. Воспитание и общественные нормы могут подталкивать нас к убеждению, что бросать начатое — это плохо. Например, нас учат с детства, что нужно завершать дела, быть дисциплинированными и ответственными. «Не сдавайся, пока не добьёшься цели», — говорят учителя и родители. Это прививается нам с ранних лет и часто воспринимается как что-то само собой разумеющееся. Однако это не учит быть внимательным к себе и оценивать свои силы и возможности. И если этим навыкам нас не учат в другом месте, тогда мы бьёмся до конца, выматываемся, убиваемся, лишь бы завершить дело, поскольку более важного (например, нас самих) просто нет: только возможный страх бросить и столкнуться с последствиями (самобичевание или ожидаемое негативное отношение других).

Что интересно, но подобный вариант поведения как правило прослеживается и во многих других сферах жизни (помимо книг, фильмов или личных проектов):

- "Не хочу увольняться со скучной и неинтересной работы, потому что уже 20 лет на неё потратил, жалко времени".
Тут может быть важным осознание, что опыт никуда не денется, а время не вернуть, что может увеличить ценность и привлекательность перемен. Плюс ко всему, в этом как правило ещё и сильный страх самих перемен: "Так-то у меня есть стабильность, пусть и не радующая меня, а там что? Я же не знаю".

- "Не хочу уходить из "пустых" отношений, потому что "с одной/одним и на всю жизнь", как бы тяжело ни было".
Усвоенные в детстве правила управляют нашей жизнью, если их не осознать. А жизнь в это время уходит.

Заключение

Стремление завершать начатое может иметь как положительные, так и негативные последствия. С одной стороны, это демонстрирует вашу дисциплину и ответственность (кстати, кому важно это видеть и ради чего?), с другой — приводит к потере времени и энергии на ненужные или неинтересные задачи.

Чтобы научиться управлять этим стремлением, важно развивать осознанность, уметь отпускать и не бояться менять планы. Жизнь изменчива, и наши интересы со временем могут меняться, что нормально (хоть это и может пугать, да). Позволяя себе гибкость (осознанно выбирать, что я довожу до конца и ради чего, а что могу оставить), мы освобождаем пространство для новых идей, более привлекательных возможностей и дальнейшего роста с удовольствием и ощутимой для себя пользой.

Спасибо за внимание к себе!