Английская Премьер Лига заслуженно считается самым интересным футбольным чемпионатом в мире. Её смотрят около миллиарда людей по всей Земле, благодаря чему АПЛ является самой богатой лигой планеты. И несмотря на то, что soccer, как американцы называют эту игру, не является в Штатах спортом номер 1, в английском футболе сегодня огромное количество заокеанских инвесторов.
На американском спорте можно заработать баснословные деньги. Но для того, чтобы, к примеру, купить клуб НФЛ, вроде Dallas Cowboys или Cleveland Browns , тебе нужно быть миллиардером, чье состояние должно в десятки раз превышать ценник. Тем временем, войти в английский футбол стоит намного дешевле, а прибыль может оказаться в разы выше... Поэтому сегодня мы поговорим об американской экспансии в английский футбол. Почему сейчас так много заокеанских миллиардеров покупают клубы на туманном Альбионе? Как работает этот бизнес? Почему у кого-то получается, а у кого-то нет?
Щедрые вливания средств позволяют клубам подписывать самые громкие имена, показывать зрелищный футбол и получать солидные доходы. Впрочем, порой инвесторам наплевать на традиции и историю...
Кто от этого выиграет - сама игра или ее богатые владельцы?
Даже невзирая на то, что за океаном люди традиционно предпочитают другие виды спорта, Английская Премьер-лига и там в числе самых популярных соревнований. Доходы только от трансляций приносят АПЛ 4 миллиарда долларов в сезон. Это с большим отрывом самый высокий показатель в Европе, несмотря на то, что лучшие футболисты поколения, вроде Месси, Роналду и Неймара играли в других лигах.
В Штатах достаточно неплохо развивается собственный чемпионат - Major League of Soccer, или просто МЛС. Тем не менее, американцы вдвое охотнее следят за играми АПЛ, нежели за национальной лигой. И всё же, почему Английская Премьер-лига стала таким лакомым кусочком именно для американских инвесторов?
По сути, в МЛС есть определенный пул команд, и доход от телетрансляций делится между ними равными долями. Команды из верхней части таблицы получают не намного больше в сравнении с аутсайдерами. В АПЛ же целая система лиг, состоящая из четырех профессиональных дивизионов, а также целой системы любительских лиг. Так что, теоретически, если вы завтра решите создать команду, примерно через 10 лет уже сможете попасть в Премьер лигу. Разумеется, на практике намного сложнее проходить дивизион за дивизионом, но такой путь возможен. И, конечно, нельзя не упомянуть о том, что в АПЛ за каждой клубной эмблемой стоит вековая история, чего нет у американских команд.
Алекс Уэбб - Колумнист, Bloomberg Opinion:
Достаточно иногда даже взглянуть на названия команд. Возьмем Арсенал. Изначально эта команда представляла Вулвич Арсенал, военную базу, находившуюся на южном береге Темзы. Астон Вилла - клуб, за который болею я. У нас была в свое время команда по крикету. Игроки как-то собрались и решили, что им нужно чем-то заниматься, чтобы оставаться в форме не только летом, но и зимой. Так вот, встретились они в Астон Вилле, то есть, в деревеньке на окраине Бирмингема, под названием Астон. Так и назвали команду.
Так что, сегодня Премьер лига- это огромный бизнес. И, пожалуй, главная причина, почему Английская лига так привлекает инвесторов из США- это то, что стоимость клубов АПЛ достигла заоблачных пределов. Этому очень поспособствовало расширение аудитории клубов за счет болельщиков по всему миру.
Удивительно, но именно американская модель сделала Английскую Премьер-лигу такой успешной и позволила ей завоевать лидирующие позиции в мире. В начале 90-х клубы начали коллективно вести переговоры по продаже прав на показ их матчей. До этого каждый договаривался индивидуально: Манчестер Юнайтед, Арсенал и вообще, любая команда сама вела переговоры с телевещателями. Но затем они поняли, что будет более эффективно, если они объединят усилия. Так и образовалась Английская Премьер-лига.
Всё это еще связано с приходом на рынок Руперта Мёрдока, который пытался внедрить спутниковое телевидение в Великобритании. Он сразу заметил, с какой страстью англичане любят футбол. И он понял, что если ему удастся заполучить права на показ матчей, это обеспечит его телекомпании огромную аудиторию. И с тех пор как АПЛ была образована в 1992-м году, стоимость прав на показ ее матчей возросла в 60 раз. То есть, 31 год назад в среднем стоимость показа одной игры была 600 тысяч фунтов. В прошлом сезоне эта сумма равнялась 9-ти миллионам за один матч. Цифры просто невероятные!
Алекс Уэбб - Колумнист, Bloomberg Opinion:
Они увидели возможность сколотить состояние на этом. То есть, можно купить средний клуб за пару сотен миллионов. А из низших дивизионов команды стоят и того дешевле. А теперь сравни с тем, какая стоимость клубов, скажем, в НФЛ. Там франшиза стоит порядка 2-х миллиардов долларов. Огромная разница.
Кто же владельцы?
Самыми известными американскими владельцами являются, пожалуй, Глейзеры. В США они владеют клубом Tampa Bay Bucks, а в Англии купили Манчестер Юнайтед. Провернули Глейзеры это достаточно хитро : взяли кредит на покупку МЮ, а затем повесили его на клуб. С тех пор им было достаточно поддерживать команду на плаву, а лучше с Лигой Чемпионов, чтобы такой супер популярный бренд приносил большую прибыль, часть из которой шла бы на выплату обязательств по кредиту, а остальное - можно выводить в собственные карманы.
Мягко говоря, Глейзеров в Манчестере не любят, и для многих британских фанатов они являются олицетворением всех американских инвесторов. Как ни странно, бурный финансовый рост может совпасть с ухудшением спортивных результатов. Так что, если вы хотите пример хороших американских владельцев, можно вспомнить главных врагов Ман Юнайтед - Ливерпуль. Команда из красной части Мерсисайда в последние годы находится явно на подъеме. И он начался после того, как клуб приобрела компания Fenway Sports Group. Она же владеет бейсбольной командой Boston Red Sox.
Питер Мур - Бывший исполнительный директор Ливерпуля:
Группа новых владельцев понимала, что успех может прийти только после терпеливой и кропотливой работы над всеми направлениями в футбольном клубе.
Питер Мур:
Меня просто поразило, когда я разговаривал с Майком Гордоном ( президент Fenway Sports Group), он сказал, что не они владеют Ливерпулем. Их компания только купила экономические права на ведение бизнеса от имени футбольного клуба. Он сказал, что клубом владеют фанаты. И, знаешь, я не чувствовал никакого их вмешательства в текущие дела клуба. Они улучшили инфраструктуру, привнесли научный подход. То есть, пригласили узкоспециализированных специалистов и аналитиков данных, которые просканировали тысячи футболистов как на рынке, так и в команде, чтобы выбрать наилучшее сочетание игроков.
В АПЛ пару лет назад появился еще один важный человек, и у него как раз очень глубокие знания в американском футболе, а также успешный многолетний опыт управления бизнесом в кремниевой долине. И он честно признается, что не впитывал любовь к футболу с молоком матери.
Парааг Марате - Президент компании 49ers Enterprises:
Лет 10 назад я начал подыскивать подходящий футбольный клуб. Чтобы вы понимали, тогда я даже не знал толком, как выглядит футбольный мяч.
Парааг Марате - президент компании 49ers, которая купила долю в клубе Лидс Юнайтед в 2018-м. Тем самым американская франшиза планировала расширить своё портфолио. Надо сказать, Лидс и сам является прославленной франшизой, но в последние годы переживали непростые времена в Чемпионшипе, и лишь в 2020-м они вернулись в высший дивизион.
В 2016-м еще один клуб из второго дивизиона, Вулверхэмптон Уондэрэрз был приобретен за 63 миллиона долларов. Вскоре они вышли в АПЛ, и на сегодняшний день оцениваются приблизительно в 10 раз выше.
Битва за выживание
Как видим, схема получения многократной прибыли через повышение в классе, работает. Но раз кто-то выходит в высший дивизион, то кто-то другой оттуда вылетает. Американский элитный спорт с такой концепцией попросту не знаком. А вот в Англии всё иначе: три последние команды АПЛ каждый год понижаются в классе.
Парааг Марате - Президент компании 49ers Enterprises :
Да, вылет из АПЛ - это серьезная угроза, и здесь нужно выдерживать здоровый баланс. Потому что существует прямая связь между покупкой классных футболистов, способных решать серьезные задачи, и непосредственно, победами и высокой позицией клуба в таблице. Но в то же время, есть риск того, что можно серьезно потратиться на трансферном рынке, и всё равно вылететь. И тогда у клуба могут наступить большие проблемы. Поэтому, этот фактор очень существенный, и его постоянно нужно держать в уме. Пару лет назад стоимость клуба была другой, нежели сегодня. И это крайне сложная задача - найти ту самую золотую середину между тратами и экономией.
Как мы знаем, после трех лет в элите Лидс всё же рухнул в Чемпионшип в этом году, и случай, когда большие клубы вылетали из АПЛ и не возвращались, разумеется, не единичный. Для многих фанатов битва за выживание едва ли не такая же захватывающая, как чемпионская гонка.
Алекс Уэбб - Колумнист, Bloomberg Opinion :
Если ты покупаешь английский клуб, его стоимость очень сильно зависит от спортивных показателей команды. В США дела обстоят полностью иначе. Владельцы американских клубов избавлены от таких рисков, потому что знают, что если у команды вдруг случился плохой сезон, то она получит первый выбор на драфте. А это, в свою очередь, позволит ей хорошо усилиться на предстоящие сезоны. В АПЛ ты проводишь один плохой сезон, вылетаешь - и моментально теряешь большинство доходов.
Естественно клубы по-разному справляются с последствиями вылета из элиты. Кто-то сразу же падает еще ниже, и так может рухнуть вся структура клуба.
Алан Пэйс - Владелец фирмы AKL Capital :
Мы в нашей бизнес среде всё время говорим о важности спортивных результатов. То есть, чем лучше выступает команда, тем выше прибыль. Да и вообще, это же звучит очень здраво. Если твой клуб недостаточно хорош на футбольном поле, ему не место в элите. И это супер интересно и очень круто, когда команды повышаются и понижаются в классе в зависимости от их спортивных показателей.
Что же такого особенного в английском футболе?
В первую очередь, мировая популярность бренда. Это радикально отличает футбол от любого американского спорта. Аудитория АПЛ - порядка миллиарда человек. Ни у одного американского спорта и близко нет такой популярности. Теперь представьте, как интересно попробовать монетизировать этот миллиард аудитории. Это настоящий вызов - попытаться применить опыт и знания, полученные во время работы с американским спортом, - в английском футболе. Можно ли успешно перенести эту модель в самую большую лигу мира? И откровенный ответ - да, это возможно. Есть одно сходство между футболом в Европе и американским футболом в колледжах США - это то чувство общности, страсти, которое объединяет людей. На игры собирается весь город, толпа бурлит в ожидании стартового свистка. Если проехать 30-40 километров от Манчестера в Бёрнли , там всё население будет болеть только за местный клуб.
Алан Пэйс и его американская фирма AKL Capital также зашли на рынок АПЛ. Они купили Бёрнли, команду из города на севере Англии в 50-ти километрах от Лидса.
Бёрнли - крохотный город, где каждый знает каждого. И уж тем более там сложно было утаить от людей покупку клуба американцами. Как же там приняли новых владельцев?
Алан Пэйс - Владелец фирмы AKL Capital:
Забавно, но сделку мы завершили во время самоизоляции, так что, нам не пришлось встречаться с толпами фанатов. Ну, пока никто мой дом не сжег, и меня на вилы не поднял.
Нет оснований считать, что AKL станут плохими управленцами для Бёрнли, но поскольку покупка совершалась с использованием заимствованных средств, как Глейзеры в Манчестере, фанаты были обеспокоены и даже вышли на протесты.
Дэвид Элье - Репортер, Bloomberg News:
Если бы я был фанатом Бёрнли, я бы нервничал, честно вам скажу. Потому что с новыми владельцами этот клуб из финансово стабильного превратился в предприятие-должник. В АПЛ они получали каждый сезон по 100 миллионов фунтов от телевещателей, у них было на счетах еще 40 миллионов. Последние годы они постоянно боролись за выживание в элите, и когда они всё же вылетели в 2022-м, то недополучили огромную сумму бонусов. Как следствие, они не смогут подписывать качественных футболистов, и могли бы застрять в Чемпионшипе надолго.
Если заглянуть на форум фанатов Бернли, с лёгкостью можно обнаружить очень много скепсиса касаемо прихода в клуб инвесторов из США. Особенно в отношении того, как была оформлена сделка.
Алан Пэйс - Владелец фирмы AKL Capital:
Ну, я могу привести такую аналогию. Вот, увидел ты дом, да? Он тебе понравился, но ты заметил, что он нуждается в ремонте. Но ты берешь на него ипотеку, потому что понимаешь, что можешь довести его до ума. Ты покупаешь этот особняк, и потихоньку начинаешь его ремонтировать, по мере возможности вливая в него деньги. Да, мы взяли кредит на покупку, мы не скрываем. Но скажите, многие ли из нас могут позволить себе купить дом сразу, без кредита и ипотеки? Так живут все!
Купить клуб ради сериала?
А вот следующий клуб, про который мы расскажем далее, вообще не ожидал прихода мессии из-за океана. И речь идет не просто об американских бизнесменах. На сей раз в дело вступили знаменитости из мира кино, Райан Рейнолдс и Роб Макэлхенни.
Дэвид Элье - Репортер, Bloomberg News:
Если ты начинаешь с самых низов, у тебя есть шикарная возможность выстроить успешный клуб с нуля.
Рексхэм - крошечный клуб, всю свою историю скитающийся по низшим лигам. В среднем на их игры ходит всего по 5000 зрителей, что, впрочем, не так плохо для команды из пятого дивизиона. Еще в 2021-м они занимали 111-е место в рейтинге английских клубов. Так что, до заветных миллионов от телетрансляций в АПЛ этой команде еще очень далеко.
Алекс Уэбб - Колумнист, Bloomberg Opinion:
Райан Рейнолдс и Роб Макэлхенни хотят написать историю. Им как будто нужен красивый сценарий. И представьте, это будет словно голливудская сказка - вытащить клуб из самых низов, проходя дивизион за дивизионом. Мимо такого сериала не пройдет никто.
Естественно, такое можно будеть продать и Netflix, и Amazon. У этой команды совсем крошечная годовая выручка: около 2-3х миллионов фунтов. Давайте сравним с тем, что Netflix покупает сценарии по цене в несколько сотен миллионов фунтов. Продаёте один такой сценарий - и только представьте, насколько можно увеличить доход клуба всего одной сделкой. Это очень интересный и нестандартный подход к бизнесу, и он, разумеется, притягивает внимание к самой команде.
Невозможно не согласиться : идея просто шикарная. В той же Англии в последнее время стриминговые платформы просто забиты сериалами про спорт. Спортивные документальные фильмы стоят меньше, чем показ игр, но их актуальность в разы больше. Главное - чтобы они были привлекательны для телевещателей. И плюс в том, что телекомпании требуют, чтобы в сценарии были подъемы и падения, то есть, победы и поражения. Что полностью соответствует концепции любого футбольного клуба.
Для большинства клубов медиа активность - лишь сопутствующие мероприятия. Для Рексхэма - это ключевая часть коммерческих доходов. Помимо всего прочего, они предлагают размещать ваше имя на футболках, внутри стадиона, а самые щедрые партнеры смогут лично поработать со звездным дуэтом владельцев клуба.
Питер Мур - Бывший исполнительный директор Ливерпуля :
Я разговаривал с Робом Макэлхенни, и он просто поразил меня. Он сказал, что хочет сделать что-то вроде Санта Барбары. Как и все мы, за время самоизоляции он просмотрел десятки фильмов на Netflix, и однажды наткнулся на документальный сериал под названием “Сандерленд навсегда”. Он сказал, что посмотрел его и пришел в неописуемый восторг. И его больше привлекли не футбольные перипетии, а люди. Их страсть и эмоции, с которыми они относятся к своему клубу. И он сказал: “я знаю этих людей. Это такая же история, как с Филадельфией, когда команда была в упадке, и весь город переживал это как одно большое общее горе”. Так он позвонил Райану Рейнолдсу и сказал, что им нужно купить футбольный клуб.
Голливудские звезды - такие же люди как и мы. Райан и Роб поняли, что их знаний в футболе им не хватит, чтобы исполнить свою задумку, и они нашли себе консультанта. Да не простого, а такого, который в свое время управлял топ-клубом, а также сам жил в Рэксхеме!
Питер Мур - Бывший исполнительный директор Ливерпуля:
Я там вырос, я там играл в футбол за сборную школ Рексхэма на домашнем стадионе клуба. Если я не играл сам, то смотрел матчи Рексхэма. Как раз в то время у нас была отличная местная команда, которая добралась до второго дивизиона Англии. Их так и называли - “гроза авторитетов”. Несколько раз Рексхэму удавалось на родном стадионе выбивать большие клубы из розыгрыша кубка Англии. Самым известным, пожалуй, был матч с Арсеналом. К сожалению, в наши времена у клуба огромные проблемы. Скажу открыто, Рексхэм стоял на грани банкротства и исчезновения.
Для фанатов Рексхэма новые владельцы были словно манна небесная. Ниже падать команде уже было некуда, так что, на американцев смотрели однозначно как на спасителей, которые подарили надежду на возрождение и на новые славные вехи в истории. Только вдумайтесь, насколько популярен футбол, если две голливудские звезды покупают клуб только ради то го, чтобы снять о нем сериал.
Питер Мур - Бывший исполнительный директор Ливерпуля:
Футбол - это достаточно простой благотворный цикл. Ты зарабатываешь как можно больше, инвестируешь в команду, которая добывает новые победы, что, разумеется нравится спонсорам. Они начинают платить тебе больше, и ты снова инвестируешь эти финансы в команду, покупаешь новых футболистов, которые способны уже выиграть для тебя лигу или даже еврокубки. Спонсоры любят ассоциироваться с глобальным успехом. И они снова начинают платить тебе еще больше. Вот так всё взаимосвязано.
Конечно, всё это красивые схемы для больших и успешных европейских лиг, но какое это влияние имеет на широкие массы? Дети и без миллиардных вливаний с радостью гоняют мяч во дворе. Так что, остался важный и немного наивный вопрос: портит ли большой бизнес эту прекрасную игру?
И еще, каждый из вас слышал, что пару лет назад топ-клубы попытались объединиться в Суперлигу, чтобы каждый из них получил еще больший кусок этого финансового пирога. И здесь возникает еще один вопрос: сможет ли английский футбол пережить эту американизацию?
Алекс Уэбб - Колумнист, Bloomberg Opinion :
Я думаю, если ты спросишь у любого футбольного фаната, нравится ли ему система с выбыванием и повышением в классе, он тебе ответит “да”. Потому что это добавляет перчинку в соревнования. Битва за выживание - это битва за репутацию клуба. И стоит тебе проиграть всего одну игру, как ты на многие годы выбываешь из элиты и погружаешься во мрак. Я понимаю желание владельцев клубов объединиться в лигу без выбывания, с постоянным пулом участников. Так они хотят стабилизировать рыночную стоимость своих брендов и иметь стабильный прогнозируемый доход на многие годы вперед. И поскольку идея в том, что в Суперлиге были бы лучшие клубы со всей Европы, она бы привлекала еще большую зарубежную аудиторию. Но такое вряд ли может понравиться фанатам самих клубов-участников такой лиги. Не всякий может позволить себе каждую неделю ездить на игры своего клуба из Мюнхена в Мадрид или Милан. Это дорого. Так что, это выглядит привлекательно для инвесторов, но фанаты против такой идеи.
Разумеется, такой турнир исключит сказочные сценарии, подобные тому, что написал Лестер Сити. Этот клуб прошел путь от третьего дивизиона до чемпиона АПЛ всего за 7 лет. В 2015-м году на победу лис в чемпионате Англии коэффициент был равен пяти тысячам. Так букмекеров еще никто не разорял. Кто знает, быть может, впереди еще много ненаписанных красивых сценариев. Не исключено, что уже скоро мы увидим Рексхэм в Премьер Лиге. Кстати, в этом году они уже вышли в Лигу Два.
А что вы думаете по этому поводу? Делитесь своим мнением в комментариях! Спасибо за прочтение!