Фонетические явления – это процессы, происходящие со звуками речи, которые изменяют их качество или количество. Эти изменения могут быть обусловлены как историческими процессами развития языка, так и особенностями произношения в конкретных условиях.
Основные фонетические явления в русском языке:
1. Чередование звуков:
- Чередование гласных:Корневые (бег – бегать, вода – водичка)
Суффиксальные (город – городок, день – денечка)
Окончаний (стол – стола, лес – леса) - Чередование согласных:Озвончение и оглушение на стыках слов и морфем (сделать – сделать, сдать – сдать)
Смягчение согласных перед передними гласными (мой – мойка, кот – котик)
2. Редукция гласных:
Ослабление звучности безударных гласных, что приводит к их качественным изменениям.
3. Ассимиляция:
Приспособление одного звука к другому по какому-либо признаку.
- По месту образования: контаминация (дверь – д[в’]ерь)
- По способу образования: ассимиляция по звонкости-глухости (сделать – сделать)
- По мягкости-твердости: смягчение согласных перед передними гласными (мой – мойка)
4. Диссимиляция:
Противоположный процесс ассимиляции – уподобление одного звука другому с целью различия. Например, в слове "интеллигентный" второй [т] произносится более твердо, чтобы отличить его от первого.
5. Диэреза:
Разделение одного звука на два. Например, в слове "пою" звук [о] произносится как [ау].
6. Протеза:
Добавление звука в начале слова. Например, в слове "история" звук [и] появился в результате протезы.
7. Эпентеза:
Добавление звука внутрь слова. Например, в слове "солнце" звук [н] появился в результате эпентезы.
8. Метатеза:
Перестановка звуков в слове. Например, в слове "волос" первоначально был порядок звуков волосъ.
Факторы, влияющие на фонетические процессы:
- Исторические изменения языка: звуковые законы, действующие в языке на протяжении его развития.
- Социальные факторы: диалектные особенности, профессиональные жаргоны.
- Индивидуальные особенности речи: темп речи, произносительные нормы.
Знание фонетических явлений важно для:
- Изучения истории языка: позволяет проследить эволюцию звуковой системы языка.
- Овладения орфографией: помогает правильно писать слова.
- Изучения иностранных языков: позволяет сравнивать звуковые системы разных языков.
- Коррекции речи: помогает исправлять дефекты речи.
Примеры заданий:
- Почему в слове "вода" чередуются гласные?
- Чем отличаются звуки [к] и [к']?
- Какие фонетические процессы происходят при произношении слов "молоко" и "солнце"?