«Kinder, Küche, Kirche» – «дети, кухня, церковь» – так еще полтора века назад определялась роль женщины. С тех пор много воды утекло. Женщины водят многотонные грузовики, руководят огромными компаниями и даже государствами. Теперь женщина – не только мать и супруга. Но так ли это хорошо и полезно для самой женщины? Беседуем с протоиереем Алексием Кагириным, настоятелем храма святителя Николая Чудотворца в деревне Мокрое Можайского района Московской области.
– Отец Алексий, давайте поговорим о роли женщины в современном обществе. Изначально женщина прежде всего – это супруга, хранительница домашнего очага, мама. Если посмотреть на современное общество, то женщина – это и политик, и бизнесмен, и яркий общественный деятель. Не противоречит ли это замыслу Бога о роли женщины?
– Мне кажется, что в Православной Церкви женщина занимает совершенно исключительное место. Господь захотел доверить первое благовестие даже не апостолам, а Женам Мироносицам. Единственный человек, о котором Церковь говорит, что этот Человек – честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим. Матерь Божия станет выше ангелов херувимов и серафимов, так что женщина занимает совершенно невероятное место в Церкви. Но, к сожалению, достаточно часто и мужчины, и женщины забывают, что невероятная высота положения женщины в Православной Церкви иерархична. Мы видим эту иерархию даже внутри Святой Троицы: Отец не полностью равен Сыну, Сын равен Отцу по существу. Очевидно, что они находятся с Отцом в иерархических отношениях. Так же и Дух Святой. Это очень важная вещь. Пожалуйста, женщина может быть и бизнесвумен, и великим организатором, может быть царицей Тамарой или царицей Екатериной. Но когда она при этом понимает свое иерархическое место, тогда, действительно, в любом положении, в любой ее позиции к ней приходит великий успех.
Государыня Екатерина II своих максимальных достижений достигла при Григории Александровиче Потемкине, который был ее невенчанным супругом и практически управлял государством от ее имени. Все остальные периоды ее царствования тоже, конечно, славные, но не сравнимы с царствованием времен Григория Александровича Потемкина. Еще раз: слава, честь и величие женщины наступают тогда, когда она принимает свою иерархическую позицию, свое иерархическое положение.
– Батюшка, то, что Вы говорите, это безусловно. Но если мы говорим про женщину, которая хочет себя реализовать на деловой или политической сцене, то она должна быть впереди. Она априори не может быть за кем-то. Или Вы считаете, что возможно соблюдение правила иерархичности даже в амбициозных планах женщины?
– Да! Даже тогда, когда женщина занимает в глазах общественности более высокое положение, чем ее муж. Даже тогда, когда женщина зарабатывает гораздо больше денег, чем ее муж. Во всех этих обстоятельствах женщина глубоко внутри ощущает свою иерархическую ценность. «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38). Через мужа разговаривает с ней Христос. Если она это слышит, чувствует, если она не закрывает листьями, как Ева в раю, свои уши, то тогда у нее и в самых великих свершениях, светских и деловых, наступают совершенно другие обстоятельства.
Она сражается, она борется, она выступает, даже, может быть, в мужской роли, но внутри у нее тишина и покой, потому что она находится в иерархии. Она не пытается занять чужое место, собственно, что и случилось с Евой в раю. Она попыталась оспорить свое место, перехватить инициативу. Она стала мужу объяснять, что правильно, а что неправильно. Из-за этого случилось великое несчастье.
– Мне кажется, когда женщина начинает бороться за равноправие с мужчиной, она отметает идею, что она должна стоять за ним. Женщина в принципе жаждет общественного признания ради того, чтобы не оказаться за мужской спиной. Чтобы прежде всего самой себе доказать, что она независимая.
– К сожалению, в той стране, в том социальном обществе, в котором мы жили до начала 90-х годов, в высшей степени приветствовалось и в доктрину было заложено стирание различий между мужским трудом и женским. Это такое диавольское подражание словам апостола Павла, что во Христе нет ни мужчин, ни женщин (см.: Гал. 3: 28). На самом деле никакая успешная карьера, никакое успешное социальное положение, никакие победы не помогут, не заменят человеку богообщения. А богообщение может наступить только в правильном понимании своего иерархического положения.
Брак – вообще иерархическая конструкция. Сейчас это не так, это оспаривается. Бывают такие браки, когда люди сознательно договариваются, подписывают даже документы какие-то, что они просто живут вместе. Но понятие иерархичности заключается в том, что муж слушается Бога, жена слушается мужа, дети слушаются родителей. Если это понятие утрачено, то появляется какая-то ювенальная юстиция, когда дети подают в суд на родителей, потому что они не купили им шоколадку.
– Все меньше женщина хочет подчиняться, мы не умеем смиряться перед мужским словом, перед мужской волей, перед мужем, который транслирует слово Господа и слово священное. И со смирением сложно.
– И у мужчины сложно, и у женщины сложно. Ни у мужчин, ни у женщин нет ни целомудрия, ни смиренномудрия, ни терпения, ни любви, к сожалению. В Евангелии написано, что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24: 12) Когда мы видим ужасные, совершенно невероятные по отрицательной энергии вещи, происходящие вокруг нас, на наших глазах, мы утрачиваем самое главное – доверие к Небесному Отцу. Господи, если Ты есть, как может такое происходить? Как могут так страдать маленькие дети или старики? Этого не может быть, если Бог есть. Бог отвечает на это распростертыми на Кресте руками. Он все это зло уже принял на Себя. Всё то зло, которое есть в мире, – это свободное произволение человека, которое не переступает даже Господь. А если Бог Всемогущий, может ли быть что-то такое, чего Он не может? Но Он не только не может, Он не хочет переступать через человеческую волю, потому что Он хочет от человека любви.Современные богословы даже говорят, что в раю Бог не давал заповедь Адаму о любви. Он хотел, чтобы эту заповедь он открыл сам. И когда человек видит похожего на него, такого же, как он, человека, его сердце исполняется тем, что мы называем любовью. Про других существ, которых к нему Бог приводил и которым он давал имена, Адам говорил: «Это жираф, это кит, это лев, это лошадь, но это не я». А когда он видел другого человека, он сказал: «Это я! Это такое же, как я, существо». И испытав то, что мы называем любовью к другому человеку, он проникся благодарностью и любовью к Тому, Кто всё это сотворил. Бог не давал человеку заповеди любви в раю, но он божественной педагогикой эту любовь себе открыл. Дело ведь не в том, чтобы женщина слушалась мужчину. Дело в том, чтобы женщина слушалась Бога.
– Женщина слушает Бога, когда, желая общаться с Ним, идет в монастырь.
– Самое высокое, что может быть в жизни любого мужчины и женщины, – это уже непосредственное богообщение. Собственно, цель и брака, и монашества одна и та же – стяжание богообщения, стяжание Духа Святого, попытка соединения с Богом настолько, насколько это возможно человеку. Человек как вилка без розетки. Она может быть сколько угодно красивой, но если она не соединена с источником, то никакого смысла, никакого толка от этой вилки нет. Некоторые женщины говорят: «Я тоже человек». Это ужасная ошибка. Женщина не тоже человек. Женщина – человек. И это очень важно и для женщины, и для мужчины. Не осознавать себя в споре и пререкании с кем-то, а ощущать свою божественную самодостаточность. Бог создал этого человека. Бог захотел, чтобы человек появился на свет.
– Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам говорит, если можете не жениться, не женитесь. При этом для женщины все-таки свойственно быть замужем, свойственно быть мамой, свойственно быть супругой, хранить домашний очаг. Почему, когда женщина выбирает путь монашества, это так остро воспринимается современным обществом?
– Они как дезертиры. По-английски «пустыня» – «desert». Тех, кто уходил в пустыню, называли дезертирами. Это же обидное слово. Как будто человек уклоняется от выполнения общественных обязанностей, от выполнения своих социальных функций. Император Петр Алексеевич запрещал женщинам до 50 лет принимать монашество. Пока они могли бы рожать ему солдат, они не должны быть монахинями. А когда они естественным образом утрачивают детородные способности, пожалуйста, могут делать, что хотят. Очень важно понимать, что иерархическое положение женщины, – это вовсе не зависимость от мужа, это зависимость от Бога в первую очередь.
– От Бога, но транслируемого через мужа, правильно я понимаю?
– Может быть, через сына, через отца. В некоторых арабских странах женщина не может появиться на улице без сопровождения родственника мужского пола. Женщина, находясь в обществе других людей, требует некоторой защиты. Это хорошо, когда рядом с ней любящие люди: сын, или отец, или муж. В этом нет ничего обидного.
– Мне кажется, у некоторых женщин возникает сложность быть замужем, потому что она априори сильнее. И у нее не получается быть за мужской спиной, потому что рядом только слабые мужчины. И это проблема не столько женщины, сколько всего общества. У нас есть мужественные женщины и женственные мужчины.
– К сожалению, мы наблюдаем, что сейчас очень много молодых людей недостаточно мужественных в силу объективных обстоятельств: достаточно много мальчиков воспитывается в семьях мамами и бабушками или старшими сестрами. А мужское влияние достаточно часто отсутствует. Понятно, что в каком-то смысле это травмирует человека. Но Бог наш есть Бог Всемогущий. И мы рассматриваем не эту некоторую ущербность в воспитании, а верим Богу. Если мужчина захочет, если он полюбит по-настоящему, конечно, станет настоящим мужчиной, защитником, на которого можно положиться, кому можно верить, кому можно доверять, надеяться и кого можно любить. Это все-таки не социальный вопрос, а вопрос многочисленных выборов, которые делает человек в течение своей жизни. Если мужчина, даже воспитанный при недостатке мужского влияния, захочет каким-то образом восполнить этот недостаток при помощи Бога, конечно, Господь пойдет ему навстречу.
– Иногда женщина сталкивается с моментом, что рядом нет сильного мужчины, но при этом она не готова уйти в монастырь. Ведь очень многие неправильно говорят, что уйдут монастырь от кого-то или от чего-то.
– Ни в коем случае, это ужасная ошибка.
– Да, мы уходим в монастырь из-за любви к Богу.
– Да, единственная причина, по которой можно принимать монашество, – это любовь.
– Но вот не встретился сильный мужчина, пока еще нет такой любви в сердце к Богу, и женщина не идет в монастырь. Она одна, и это ее сознательный выбор. Она не хочет замуж, потому что не за кого, она и в монастырь не уходит. И вновь сталкивается такая женщина с непониманием, осуждением. К сожалению, в моем близком окружении есть женщина, которая не вышла замуж и сознательно туда не хочет, не встретился ей такой мужчина, на нее смотрят косо. Как ей на это реагировать? Она очень переживает, плачет. Она ничего плохого не сделала, она не живет в блуде. Она верующий человек, ходит в храм.
– Что же, это ее особый путь, совершенно не похожий на другие, и в этом нет ничего оскорбительного и плохого. Бог этого человека призвал в мир. Бог так устроил, что почему-то у него нет семьи и детей. В конце концов, если она страдает и мучается от незавершенности своей социальной роли, есть огромное количество детей, которые брошены и никому не нужны. Если она примет такое решение, она вполне может взять ребенка из детского дома.
– Отец Алексий, попрошу Вас истолковать одну фразу, которая у многих женщин, у которых по самым разным причинам нет детей, вызывает если не панику, то серьезное беспокойство. Апостол Павел говорит, что женщина спасается чадородием (см.: 1 Тим. 2: 15).
– Что касается того, что женщина спасается чадородием, – это хорошая мысль. В каком смысле? Это тяжелая нагрузка – иметь детей. Это просто стресс с утра до вечера. Когда человек ходит на работу, он с работы пришел и отдыхает. А когда у женщины маленькие дети, если их еще много, и они погодки, то это стресс постоянный. Это очень тяжело. Через это, конечно, человек спасается. Но женщина, поскольку она не тоже человек, а человек, спасается все-таки Спасителем. И Спаситель предлагает разным людям разные пути спасения. Есть такие, о которых мы знаем. А есть такие, о которых мы не знаем. Иногда человек в своем одиночестве спасается, может быть, даже успешнее, чем другой, который живет в шумном семейном сообществе.
Да, женщина спасается и чадородием тоже, но не только чадородием. Повторю: женщина спасается в первую очередь Спасителем нашим Господом Иисусом Христом.
– Поговорим об актуальной, увы, сегодня теме. О женщинах, которые сознательно отказываются от деторождения. Что может заставить женщину принять такое достаточно неестественное решение?
– Это глубокая ошибка, которая в огромном количестве случаев может заставить человека, который, когда достигнет возраста невозможности деторождения, глубоко сожалеть о том, что с ним приключилось. «Когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли».
Мне кажется, что это гормональные явления, неправильно понимаемые. В живой природе есть ситуации, например, при наступлении засухи и голода у рыбок или других существ выключается этот механизм. Они не плодятся не потому, что не хотят плодиться, а потому, что наступили неблагоприятные условия. Но как только они проходят, живые существа наверстывают упущенное.
Конечно, можно сказать Богу, что я не буду в этот страшный мир, где все страдают, где очень тяжело, рождать еще одно страдание, еще одно мучение. Но мне кажется, что это глубокая нравственная ошибка, глубокое нравственное повреждение. Оно потом очень больно может человека настигнуть в другом возрасте, когда у него будут другие мысли, другие ощущения.
Женщина, например, сейчас учится в институте или занимается каким-то удивительным, чудесным проектом и говорит своему супругу: «Давай мы с тобой пока повременим, сейчас не будем рожать деток, но мы обязательно потом их родим». Это одна история. А когда человек сам себя оскопляет, это ужасная ошибка. Я знал одного мужчину, в браке у него было трое детей, и он решил сделать себе такую операцию, после которой у него больше никогда не будет детей. В конце концов эта семья распалась.
Бог ничего плохого человеку не дал. Другое дело, что всякое, что Господь дал, можно употребить во зло. Самое главное таинство Православной Церкви совершается при участии вина. Стало быть, с точки зрения Бога, вино – это благо. И как это соотносится с тем, что есть огромное количество пьяниц и алкоголиков? Это же не Божий замысел об этом. Но человек может Божий дар превратить во зло. Божественную свободу обратить во зло, Божественную любовь обратить во зло, Божественные дары пищи обратить во зло. Это вовсе не значит, что это является злом по существу. Человек настолько свободный по существу, что он может сражаться даже с Богом.
– Есть другая категория женщин. Это женщины «яжемать», как их сейчас называют, для которых ребенок – это главное. Они циклятся на ребенке, залюбливают его, затаптывают его «я». При этом женщина во главе своей семьи должна все-таки видеть мужа. Этот перекос в сторону ребенка неправильный?
– Да. У Клайва Стейплза Льюиса есть трактат, который называется «Любовь». И там многое посвящено материнской любви, которая иногда бывает просто чудовищной. Которая убивает ребенка, которая не отпускает ребенка, даже по достижению уже весьма зрелого, иногда и преклонного возраста. Зачем тебе нужна эта самка, когда у тебя есть я? Это просто что-то страшное и невероятное. Мы уже говорили, что любовь может тоже употребляться во зло. Любовь может стать чудовищным эгоизмом, когда я думаю, что я люблю кого-то, а на самом деле я люблю только отражение себя самого в этом человеке. Я думаю не о его интересах, а о том, как я свои собственные проекты реализую через этого человека. Использую тем самым ребенка для реализации своих неосуществленных возможностей. Это ужасная вещь, конечно.
– В этом случае страдает и ребенок, и супруг, который оказывается без женского внимания, и женщина.
– Конечно. У такой женщины все, что она строила, рушится на глазах. Ребенок в конце концов бунтует, проклинает ее, потому что она ограждала его свободу, она не давала ему развиваться должным образом, она 25 невест от него отшила, а теперь он никому не нужен. Она теряет мужа, теряет ребенка и теряет себя саму, потому что ребенок от нее ушел, и у нее ничего больше нет. Это опять же нарушение иерархии. Если бы такая мама все-таки смотрела на Небесного Отца, она училась бы у Него и отношениям с ребенком тоже. Брала бы пример, как относится Бог Отец к Божественному Сыну. Как относится Бог Сын к Своей Пречистой Матери? Если бы это все женщина впитывала, внимательно рассматривала, то такой ужасной ошибки, как подмена любви родительским эгоизмом, она бы не совершила.
– Когда Вы смотрите на современное общество и на распределение в нем мужских и женских ролей, какие чувства у Вас возникают? Недоумение, сожаление, опасение за будущее? Ведь все идет совершенно не так, к чему призывает нас Господь. Ведь мы все перевернули с ног на голову.
– Брак как иерархическая конструкция, несомненно, терпит поражение в современном обществе. Я недавно видел рекламу, где счастливая женщина на фоне новостройки обнимает собачку. Пока еще в нас сохраняется здравый смысл, очевидно, что на месте собачки должен был быть ребенок. А собачка гораздо удобнее: гораздо меньше ответственности, гораздо экономнее, практичнее и безопаснее. Институт материнства, институт отцовства терпят поражение в современном обществе. Мы видим в людях страх перед другим человеком, страх брать на себя ответственность за другого человека.
Люди хотят жить только в свое удовольствие. Как говорится, жизнь ведь одна, и надо прожить ее так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Если исходить из этой фразы, то надо брать от жизни по максимуму, а там посмотрим, что будет дальше.
– Но это история, ведущая в никуда...
– Да, человек остается в конце концов, как старуха у разбитого корыта.
– Как воспитать правильное понимание женщиной ее положения в обществе и в Церкви?
– У каждого человека есть свое предназначение, своя иерархия. И этот совершенно невероятный дар деторождения, который Бог дал только женщине, никто у нее отнять не может. Кроме нее самой, конечно. Везде работает удивительная и всегда благая воля Божия. Даже мысль человеческая в голове не зарождается без того, чтобы об этом не узнал Господь, поэтому, конечно, и брак, и присутствие в нашей жизни таких замечательных существ, как женщины, – это великое украшение человеческой жизни.
– Главное, чтобы женщина еще научилась ценить себя, любить и не стремиться занять чужое место, а чтобы ей было хорошо на своем.
– Правильно любить. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 39). Так вот, надо себя научиться любить правильно.
– А что Вы подразумеваете под словом «правильно»?
– Увидеть в каждом мгновении жизни участие Бога: в печалях, в скорбях, в радостях и в счастье. Это и называется научиться любить себя правильно. Что я не сам по себе человек, я постоянно нахожусь на ладони, я в отеческих руках. Он меня может даже отпустить на сторону далече, даже свиней пасти. Есть такое предание, что отец, отпуская блудного сына, попросил одного из самых верных своих слуг постоянно приглядывать за ним. Не шпионить, а приглядывать, чтобы с блудным сыном не случилось непоправимого. Он был в полной свободе, но все-таки постоянный пригляд от отца за ним происходил. Это про каждого человека. Куда бы я ни повернул, куда бы я ни забрел, как бы я ни злился сейчас, что у меня, например, колесо спустило в самый неподходящий момент, мне нужно чуть-чуть остановиться и увидеть, что спущенное колесо – это тоже святая и всегда благая воля Божия. Господь, быть может, уберег меня от аварии. А за то время, пока я буду чинить колесо, авария рассосется.
– «Помоги, Господь, принять Твою благую волю обо мне». Мне кажется, это самая правильная молитва и самая нужная.
– Да будет воля Твоя.
Беседовала Наталья Рязанцева