Найти тему
NEBUMAGA

«Субстанция» – причины гениальности фильма и секрет «идеальной» груди Сью

Оглавление

В этом году в мировом и, что важно в наших реалиях, российском прокате появился фильм, разительно отличающийся от большинства современных картин – хоррор «Субстанция» с Деми Мур (Элизабет) и Маргарет Куолли (Сью). Особенность его в наличии настоящего художественного замысла, правильной концепции, грамотно использованных психо-приёмов, а также «говорящих» деталей – от ярко-жёлтого пальто главной героини, напоминающего яичный желток, до параллели омерзительно-смачно показанной еды – с увядающей, израненной человеческой плотью. Все механизмы, необходимые для создания объекта искусства, а не очередного вирусного продукта собраны в этой ленте как сложный конструктор без универсальной инструкции.

-2

В чём идея «Субстанции»?

Постараюсь обойтись без ярких спойлеров, поэтому аккуратно опишу идею ленты: молодость нельзя вернуть/купить, равно как нельзя заставить «их» (кого-то) полюбить себя, если не испытываешь этого чувства к собственной персоне. Вместе с тем, когда любовь к себе сильна, ни один липкий и поверхностный человек не заставит тебя добровольно искалечиться, лишь бы получить его одобрение.

Мысленно разбирать повествовательные приемы «Субстанции» – настоящее удовольствие, настигающее тебя после просмотра фильма. Здесь и целая коллекция метафор, а также не скрытых сравнений, параллелей, невероятная работа с цветом и блестящая гипорболизация – фееричное доведение мысли до абсурда в конце фильма. Всё ради чего? Для раскрытия проблем эйджизма и нормализации применения жестоких методов на пути к лучшей версии себя.

Стоп-кадр из фильма «Субстанция»
Стоп-кадр из фильма «Субстанция»

Красота Мур и грудь Куолли

Весь фильм я мысленно задавала себе этот логичный экзистенциальный вопрос: смогла бы ли я ближе к 60 годам, например, отдать свое тело на такой научный произвол, чтобы подарить жизнь юной замене – другому Я? Ещё весь фильм думала: как на самом деле красива Деми Мур. Настолько красива, что сквозь возраст и опыт видится мне более привлекательной в классическом понимании красоты, чем девушка вдвое младше неё, несмотря на безусловную интересность и задорность Маргарет Куолли. Тут можно сказать, что я тоже заложник эйджистских взглядов, раз такой параметр как возраст при оценке внешних данных играет для меня роль. А, может, это просто сухой и объективный взгляд на биологический ресурс человека.

Стоп-кадр из фильма «Субстанция»
Стоп-кадр из фильма «Субстанция»

И, всё же, есть люди настолько красивые и обаятельные, что им этот критерий очень долго не мешает быть истинным бриллиантом на фоне каждых новых юных поколений, а особенно – на фоне тех из них, кто злоупотребляет визуальным «усовершенствованием» себя. Очевидно, неспроста для роли старшей героини была выбрана Деми Мур в её отличной форме. Так подчеркивается безумие женщин в их маниакальном желании быть красивее и застрять навеки в одной возрастной категории.

Кстати, Куолли (Сью) в отличие от Деми (Элизабет) понадобились накладки-протезы на грудь, чтобы довести параметры тела до совершенства. Да-да, этот пышный бюст, подснятый много раз и со всех ракурсов, увы, не настоящий. Как же парадоксальна и символична эта правка, внесённая создателями фильма во внешность актрисы, исполнившей идеальную версию героини. Безусловно, грудь Мур тоже не родная, но и не к её героине по сюжету предъявляются высочайшие эстетические требования.

-5

Нет тела – нет комплексов

Очень интересно, что последней «реинкарнацией» Элизабет Спаркл, а вернее финальным вакцино-продуктом совсем юной Сью стало чудовище. Подобное развитие сюжета – некий аналог причинно-следственной цепи в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, где старуха хотела быть всё круче да богаче, и, когда желания её достигли точки абсурда, всё развалилось. Однако в произведении Александра Сергеевича хотя бы получилось вернуться к исходнику. В жестоком мире режиссера и сценариста «Субстанции» Корали Фаржеа ненасытного героя нужно придать обязательному возмездию.

Хочется сказать, что не эйджизм ключевая проблема картины, а нелюбовь к себе. В ленте есть много символов той самой ненависти к собственному «Я», один из них – огромный портрет Элизабет в гостиной. С развитием сюжета и усугублением нелюбви фотографию сперва просто убирают, затем, поняв, что от себя не уйти, портрет подвергают порче.

Стоп-кадр из фильма «Субстанция»
Стоп-кадр из фильма «Субстанция»

Ещё один громкий символ нелюбви – записка в букете: «Они тебя полюбят». Фраза отражает внутреннюю слепоту героини, её остервенелое желание заслужить чью-то любовь. При этом свою целостность с другой «Я» она не осознает, очень скоро начиная с ней соперничать, подставлять, спуская себя вниз по шкале приоритетов.

Лишь попав в оболочку урода Элизабет разрешает себе освободиться от накипевших обид на общество, объективизирующее, равнодушное к личным чувствам и тем самым травмирующее. По сути, её истязало то самое общество. По сути, финальный вариант главной героини – продукт, порождённый обществом. Вероятно, смерть на аллее славы – полный катарсис в свободе от тела, а значит от мирских забот и простых женских комплексов.

Стоп-кадр из фильма «Субстанция»
Стоп-кадр из фильма «Субстанция»

Взглянуть на сюжет можно и иначе, осудив героиню, вцепившуюся в тёплое место на ТВ, при этом будучи давно состоявшейся звездой, и перекрывающую дорогу юным девочкам, которым тоже ой, как непросто начинать свой путь. Но это уже совсем другая история.

Вывод оставлю таким: вчерашняя или сегодняшняя Вы, 20-летняя, 40-летняя, 80-летняя – это абсолютно точно всегда Вы. И все эти «Вы» – единое целое, достойное любви и свободы от чужих мнений.

Кстати, в реальной жизни безумных способов омоложения и преображения тоже предостаточно: кто-то клеит на грудь камни, кто-то пьёт мышьяк. Обо всех этих сомнительных бьюти-приёмах, которые не стоит повторять – читайте здесь.