Намасте, друзья! Индия- это страна, где не только очень любят романтизировать отношения между мужем и женой или влюбленными парами, но и семье в целом, а в частности - роли в ней женщин, а также вековым традициям, уделяется большое внимание. 20 и 21 октября 2024 года эта удивительная и колоритная страна отмечала невероятно красивый и трогательный праздник Карва Чот (Карва Чоутх/Karwa Chauth). В этот день замужние женщины соблюдают пост, отказываясь от воды и еды, тем самым желая мужу долгой и успешной жизни. Ритуал символизирует преданность жен своим мужьям и готовность испытывать лишения во имя их благополучия. Всё так, как и должно быть.
Незамужние девушки, которые помолвлены или же просто влюблены, а также те, кто находится в поисках своей второй половины и мечтают о серьезных отношениях, тоже часто соблюдают этот пост.
Празднование фестиваля приходится на месяц Картика по индийскому календарю (конец октября - начало ноября). Картик ки чаутх — четвертые сутки убывающей после полнолуния, за 9 дней до праздника огней — Дивали. Слово Карва означает "горшок" (маленький глиняный горшочек с водой). В священных писаниях на санскрите этот праздник называется Карака Чатуртхи, Карака означает глиняный кувшин для воды, а Чатуртхи — четвёртый день лунного индуистского месяца.
Карва Чоут в основном отмечается в северной и северо-западной Индии. Почему так? Военные кампании часто проводились раджпутами (жителями этих регионов страны) в отдалённых местах, и мужчины-воины оставляли своих жён и детей дома, отправляясь на войну. Их жёны постоянно молились о их благополучном возвращении.
Раджпуты ("сыновья раджей") - этно-сословная группа в составе варны кшатриев/воинов в северной Индии и Пакистане.
Ритуалы во время Карва Чоут
Женщины начинают готовиться к празднику за несколько дней до него, покупая украшения (шрингары), драгоценности, предметы для пуджи (молитвы), матти (кондитерские изделия), хну для мехенди и украшенные для пуджи тхали (тарелки).
Последнюю трапезу они принимают перед рассветом (еду должна приготовить свекровь), а затем держат строгий пост (с восхода Солнца до восхода Луны), чтобы вся аккумулированная ими в этой аскезе энергия перешла их мужьям.
Во время соблюдения поста женщина обычно не занимается домашними делами. День проходит в общении с друзьями и родственниками. В некоторых регионах принято дарить и обмениваться расписными глиняными горшками (карвами), наполненными браслетами, лентами, домашними сладостями, косметическими средствами и небольшими изделиями из ткани (например, платками). Родители часто посылают подарки своим замужним дочерям и их детям.
В день праздника женщины наносят друг другу хну на руки и ноги, рисуют красивые мехенди, изображая тематические картины и символы, связанные с этим праздником.
Вечером устраивается церемония с участием женщин общины или семьи, на которую все участницы приходят в своих лучших нарядах (сари, лехенга-чоли, иногда-свадебных платьях или традиционных одеждах в зависимости от штата) и украшениях, они садятся в круг, наполняют горшочки карва водой, слушают катхи- легенды о празднике (рассказчицей обычно является пожилая женщина или священник, если он присутствует), проводят пуджу богине Карва Мата и Парвати, поют религиозные бхаджаны и традиционные песни. Наряды женщин часто бывают красными, золотыми, розовыми, жёлтыми или оранжевыми; эти цвета считаются благоприятными. В тхали лежит синдур (красная краска для окрашивания пробора замужней женщины), благовония, рис. Постящие женщины должны предложить лакомства свекрови, невестке и богам.
Когда восходит Луна (Чандра), женщины зажигают лампадку на тхали, берут специальное красиво украшенное сито, делают пуджу Луне (поют «Ом Чандрайе Намаха», брызгают в сторону Луны водой, бросают лепестки цветов, предлагают огонь и сладости), затем берут сито и смотрят сначала на Луну (Луна негативна в этот день, поэтому сито позволяет избежать ее влияния. Также можно вместо него использовать конец сари или же смотреть на отражение Луны в воде), а затем смотрят (тоже через сито) на лицо своего возлюбленного (при его отсутствии рядом – на фотографию), после чего освященную Луной воду из карвы частично отпивают, а остатки выливают на землю.
Завершающим ритуалом праздника выступает прекращение женского поста через угощение мужем жены. Сначала он дает ей воду, а потом кормит сладостями с пуджи (из своих рук), а также одаривает жену подарками в качестве благодарности за этот пост и, как следствие- за ее любовь и преданность. После чего женщина может полноценно поесть.
Интересно также, что Луна в индийской культуре ассоциируется с любимой девушкой, очень популярный эпитет- "луноликая" (чандрамукхи). А еще Луна- свидетель романтических встреч влюбленных. Поэтому она очень часто фигурирует в фильмах и на различных романтических изображениях.
Отражение праздника в культурной жизни
Карва Чоут - символ любви между мужем и женой- часто находит отражение в хинди фильмах и даже можно сказать, что именно благодаря Болливуду праздник стал очень популярным за пределами северной Индии.
Например, в фильме Dilwale Dulhania Le Jayenge/ Непохищенная невеста (1995 год, в гл. ролях- Шахрукх Кхан и Каджол) незамужняя девушка показывает свою любовь к парню, соблюдая пост ради него, а он в ответ тайно постится в знак солидарности, а также демонстрирует свою заботу о ней в течение дня и нарушает её пост, накормив её на восходе Луны.
В фильме Baghban /Любовь и предательство (2003 год, в гл. ролях- Амитабх Баччан и Хема Малини), муж уговаривает по телефону свою постящуюся пожилую жену нарушить пост, потому что их разлучили равнодушные дети. Тоже очень трогательный момент.
В новостях о знаменитостях иногда упоминается соблюдение поста незамужними женщинами, т.е. таким образом они публично дают понять, как много значит для них тот, ради кого они совершают Карва Чоут. Праздник широко используется и в рекламных кампаниях, например, в рекламном ролике Chevrolet мужчина демонстрирует свою заботу о жене, покупая автомобиль с люком в крыше, чтобы возить её всю ночь на Карва Чоут, до тех пор, пока она не увидит через люк Луну. Очень, очень романтично!)
Поскольку Карва Чоут празднуют женщины (мужчины полностью исключены из празднования фестиваля до восхода Луны, хотя от них ожидается, что они будут проявлять внимание и заботу о своих постящихся жёнах. А также потому, что тема красоты и нарядов занимает значительную часть дня), фестиваль считается событием, объединяющим женщин.
А в некоторых регионах Бенгалии, северо-восточной Индии и Бутана, существует особая традиция, согласно которой мальчики-подростки активно участвуют в празднествах и присоединяются к замужним женщинам в ритуалах поста. Считается, что эта практика символизирует коллективное стремление мальчиков найти подходящих спутниц жизни в будущем. В этой традиции есть и духовный элемент, поскольку считается, что это акт поклонения богине Парвати, которую почитают как символ супружеской гармонии и долголетия.
Легенды Карва Чоут
Легенда о Карве
Женщина по имени Карва была глубоко предана своему мужу. Однажды, когда ее супруг купался в реке, его схватил крокодил и он чуть не погиб в его пасти. Но Карва вовремя подоспела на помощь любимому, она связала крокодила хлопковой нитью и уговорила бога смерти Яму не забирать мужа. Боясь проклятий столь чистой и искренне любящей женщины, Яма забрал к себе крокодила, а супругам подарил долгую жизнь. Готовность Карвы противостоять богу смерти ради благополучия мужа стала символом женской преданности и самоотверженности. А также сильная любовь Карвы к мужу дала ей женскую духовную силу- Шакти.
Шакти — это концепция или олицетворение божественной женской созидательной силы, иногда называемой в индуизме «Великой Божественной Матерью». На земном плане Шакти наиболее активно проявляется через женское воплощение и креативность / плодовитость, хотя она также присутствует у мужчин в своей потенциальной, непроявленной форме.
История королевы Виравати
Прекрасная царица по имени Виравати была единственной сестрой семи любящих братьев. Она проводила свой первый Карва Чоут в качестве замужней женщины в доме своих родителей. Виравати начала строгий пост после восхода солнца, но к вечеру отчаянно ждала восхода Луны, страдая от сильной жажды и голода. Братья не могли видеть муки своей сестры и сделали зеркало в дереве пипал, которое создавало впечатление, что взошла Луна. Виравати увидела эту Луну и прервала пост. Как только она откусила первый кусочек, она чихнула. Во втором кусочке она нашла волос. А когда положила в рот третий кусок, тут же пришло известие, что её муж умер. Убитая горем, она проплакала всю ночь, пока её шакти не заставила богиню Парвати явиться и спросить, почему она плачет. Когда царица рассказала о своём горе, Парвати объяснила, что её обманули братья, и велела ей повторить пост с полной преданностью. Виравати повторила пост и Яма был вынужден вернуть её мужа к жизни.
В другом варианте этой истории братья, вместо изготовления зеркала, разжигают большой костёр за горой и обманывают свою сестру, убеждая её, что это Луна. Виравати нарушает пост, и ей сообщают, что её любимый муж умер. Она немедленно бежит в дом своего мужа, который находится довольно далеко, и на пути ей встречаются Шива и Парвати. Парвати раскрывает ей обман, отрезает себе мизинец, чтобы дать женщине несколько капель своей священной крови, и наставляет её быть осторожной в соблюдении полного поста в будущем. Виравати окропляет мёртвого мужа кровью Парвати, он возвращаются к жизни и супруги воссоединяются.
Легенда о Драупади
Вера в этот пост и связанные с ним ритуалы связана и с легендой о Драупади. Говорят, что Драупади (в индуизме земное воплощение Лакшми- супруги Вишну или, по более древним представлениям, Индры. Одна из главных женских фигур эпоса Махабхарата) тоже соблюдала этот пост. Однажды Арджуна отправился в Нилгири для покаяния, а остальные Пандавы столкнулись со множеством проблем в его отсутствие. Драупади в отчаянии вспомнила о Кришне и попросила о помощи. Кришна напомнил ей, что ранее, когда Парвати обратилась за советом к Шиве при схожих обстоятельствах, он посоветовал ей соблюдать пост. В некоторых версиях этой легенды Шива рассказывает Парвати историю Виравати, чтобы описать пост на Карва Чоут. Драупади последовала его совету и соблюдала пост со всеми его ритуалами. В результате Пандавы смогли преодолеть свои трудности.
Легенда о Сатьяване и Савитри
Когда Яма пришел за душой Сатьявана- изгнанного принца, его жена- принцесса Савитри стала умолять бога смерти даровать мужу жизнь. Однако Яма отказался это сделать, тогда принцесса перестала есть и пить и последовала за Ямой, который унес ее мертвого мужа. Яма сказал, что она может просить о любом другом благе, кроме сохранения жизни своего мужа. Савитри попросила благословить ее детьми. Яма согласился. Будучи пативратой (преданной) женой, Савитри никогда бы не позволила какому-либо другому мужчине стать отцом ее детей. У Ямы не было другого выбора, кроме как вернуть к жизни мужа Савитри.
Также нередко Карва Чот связывают с именами Шивы и Парвати. Именно Парвати много лет предавалась суровым аскезам, чтобы добиться своего возлюбленного – Шивы. В честь божественной пары часто проводят специальные пуджи в этот день.
***
В современном быстро меняющемся мире Карва Чоут имеет огромное значение как символ любви, преданности и верности. Хотя традиции и ритуалы этого праздника со временем несколько изменились, его суть осталась неизменной. Карва Чоут даёт парам возможность укрепить свою связь, выразить свою любовь и благодарность и отпраздновать священный институт брака. Он служит напоминанием о силе любви и самопожертвования, а также о важности бережного отношения друг к другу.
Верная, преданная и любящая жена - это сила семьи. Её поведение, мышление и отношение к мужу служит гармоничным связующим звеном, объединяющим её саму, её мужа и всю семью в единое целое. Можно предположить, что в Древней Индии этот праздник зародился как попытка укрепить брачные узы и сохранить семью, что по-своему способствует социальной гармонии. Также считается, что духовно укрепившись благодаря посту, женщина может защитить от болезни и смерти не только себя, своего мужа, но и все семью.
Спасибо, что дочитали. Всем добра и Любви!