Как правило, с попытками оправдывать Пожирателей Смерти мы сталкиваемся, когда таким образом пытаются оправдать определённые поступки того или иного персонажа, чаще всего Снейпа. К тому, стоит ли это делать, я ещё вернусь, но есть и другие случаи — когда оправдание ПС строится на подчеркивании пороков магического мира. Мол, разве это неправильно — устроить революцию, если общество несправедливо? Вопрос о том, к большей или к меньшей справедливости в общественной жизни стремились ПС, при этом почему-то не ставится.
В любом случае, тем, кто использует такого рода оправдания, кажется, что статус «стороны в войне» отменяет в отношении ПС обычные нравственные нормы. Якобы на войне, в том числе гражданской, позволено больше, чем в обычной жизни, и то, что в мирных обстоятельствах преступно и безнравственно, для «стороны в войне» по отношению к врагам вполне нормально. Ведь и другая сторона поступает по отношению к ним точно так же, не так ли?
Что ж, давайте посмотрим, что собой представляют ПС как «сторона в войне». И, прежде всего, как вообще выглядит гражданская война в магическом мире Британии.
Существуют две совершенно разные ситуации гражданских войн в различных обществах. Первая ситуация — когда в этом обществе по той или иной причине отсутствует легитимная власть, и различные политические силы пытаются её захватить и отстоять военным путем. Так, к сожалению, было в нашей стране после 1917 года. И тут действительно трудно выделить сторону, которая представляет собой правопорядок, и сторону, которая в рамках этого правопорядка преступна. По очень простой причине — прежний правопорядок рухнул, а новый пока не установлен.
А вторая ситуация — это когда в обществе есть легитимная власть, но против неё воюют мятежники. Причем мятежники могут на какое-то время захватить власть в обществе, но суть от этого не меняется: те, кто сражается против мятежников, действуют на стороне легитимной власти и существующего правопорядка, их задача — восстановление и защита, а не завоевание власти в том обществе, где власть и правопорядок разрушены.
Если мы с этой точки зрения посмотрим на гражданскую войну в магическом мире, то станет очевидным — там именно вторая ситуация. В особенности это касается первой войны, когда Волдеморту так и не удалось захватить власть хотя бы на какое-то время. Никаких «сторон в войне» в первую войну просто не существует: есть легитимная власть, силы правопорядка (авроры) и подразделение добровольцев (Орден Феникса), которые её защищают — и есть мятежники (Пожиратели Смерти), которые пытаются её захватить.
Мятеж — опаснейшее государственное преступление. Его участники могут быть помилованы и прощены легитимной властью, но по сути они преступники в рамках существующего правопорядка, причем виновные в особо тяжком преступлении. Моральным оправданием мятежа может быть крайняя несправедливость и жестокость, против которой восстали мятежники — но разве в «Гарри Поттере» мы видим именно такой случай?
Нет. Пожиратели Смерти борются вовсе не против жестоких и несправедливых порядков в магическом мире — они борются как раз за установление таких порядков. Нигде и ни в чем Пожиратели Смерти не стремятся смягчить участь граждан, улучшить их жизнь — они стремятся лишь к тому, чтобы жизнь части волшебников (маглорожденных) была полностью разрушена, а жизнь остальных стала более опасной, жестокой и несправедливой, чтобы, условно говоря, сильные могли пожирать слабых.
Соответственно, у ПС нет ни моральных, ни юридических оправданий, которые возможны для «стороны в гражданской войне». Они — мятежники, сражающиеся лишь за своё право угнетать и мучить других. У них ничего не отняли, они не сражаются за восстановление своих прав — они сражаются за то, чтобы отнять права у других, равных им волшебников.
Но давайте посмотрим на цели Пожирателей Смерти не с моральной, а с чисто политической точки зрения. Может быть, эти цели несли магическому миру благо?
Суть политической программы ПС вкратце можно свести к нескольким пунктам:
1) изгнать из магического мира маглорожденных:
2) не допускать в магический мир новых маглорожденных;
3) не допускать браков между волшебниками и маглами, а также волшебниками и представителями других волшебных рас;
4) чистокровные волшебники должны править и магическим миром, и маглами.
«— Твои... твои родители что, тоже были Пожирателями смерти?
— Нет, нет, но поверь мне, они считали, что Волан-де-Морт прав в идейном отношении. Они всей душой были за очищение расы волшебников, за избавление от магловской примеси, за то, чтобы у руля стояли чистокровные. И они не были в этом одиноки. Очень многие до того, как Волан-де-Морт показал себя во всей красе, полагали, что у него очень даже здравые идеи... Но когда родители увидели, на что он готов пойти ради власти, они струсили. Впрочем, я уверен, что они считали Регулуса, который сразу встал под его знамена, настоящим героем».
« … грязнить и развращать сознание детей чародеев профессору Бербидж было мало, поэтому на прошлой неделе она напечатала в «Ежедневном пророке» страстную статью, посвященную защите грязнокровок. Волшебники, говорит она, должны принять в свои объятия этих людишек, крадущих наши знания и нашу магию. Вырождение нашей чистой породы, уверяет профессор Бербидж, есть вещь самая желательная… она была бы лишь рада, если бы все мы спаривались с маглами … или же, вне всяких сомнений, с оборотнями»
« … хозяин Регулус был истинной гордостью семьи, знал свой долг перед именем Блэка, знал, в чем величие чистой крови. Много лет он беседовал с Темным Лордом, который собирался вывести волшебников из тени, чтобы они правили маглами и магловскими выродками. А когда ему исполнилось шестнадцать, хозяин Регулус присоединился к Темному Лорду».
Последний пункт нет смысла обсуждать — то, что это совершеннейший абсурд, показал ещё опыт Гриндевальда. Но по поводу первых трех пунктов некоторые читатели упоминают проблему мигрантов, приравнивая к ним маглорожденных. Казалось бы, для этого есть основания — их приводит Драко:
— Но они были из наших или нет?
— Они были волшебники, если ты об этом.
— Если честно, я не понимаю, почему в школу принимают не только таких, как мы, но и детей не из наших семей. Они ведь другие. Они по-другому росли и ничего о нас не знают. Представь, некоторые даже никогда не слышали о Хогвартсе до того дня, как получили письмо. Я думаю, что в Хогвартсе должны учиться только дети волшебников.
Но дело в том, что сам Волдеморт, которому служат Пожиратели Смерти, в этом отношении точно такой же, как маглорожденные. Он рос среди маглов и ничего не знал о магическом мире, пока Дамблдор не принес ему письмо в Хогвартс. Если делать акцент на том, кто как рос, то у Волдеморта не больше прав быть в магическом мире, чем у любого маглорожденного. Однако все эти чистокровные снобы охотно подчиняются тому, кто до 11 лет никогда не слышал о Хогвартсе, и носят на руке его тавро, как будто они его домашний скот.
Почему же он исключение? Потому что у него есть волшебная кровь, причем он потомок самого Салазара Слизерина? Но тут уже просто не может быть никакой логики: кровь никак не влияет на тот факт, что и Том Риддл, и Лили Эванс, и Гермиона Грейнджер — волшебники, причем волшебники сильные. Но Том и Гермиона до получения письма в равной степени не знали о магическом мире ничего. А Лили знала больше, чем Том, потому что дружила с Северусом Снейпом, волшебником-полукровкой, знавшим о магическом мире от матери. Северус, к слову, тоже рос «по-другому» - вне магического мира. Почему же Тома и Северуса, в отличие от маглорожденных волшебников, никто не приравнивает к «мигрантам»?
Но дело не только в этом. Проблема миграции в том, что мигранты не ассимилируются, не становятся такими же, как граждане той страны, в которую они приехали, ни в первом, ни во втором поколении. Когда работает «плавильный котел», происходит ассимиляция, проблемы нет. Но в магическом мире он прекрасно работает, и имя этому «плавильному котлу» - Хогвартс.
Дети из семей маглов, маглорожденные волшебники, поступают в Хогвартс в 11 лет. Семь лет подряд десять месяцев в году они проводят в магическом мире. Все их знания, интересы, социальные навыки целиком и полностью связаны с магией. Для магловского мира они отрезанный ломоть — они не подготовлены к полноценной жизни в нем. Именно в 11-17 лет формируется самосознание, в том числе в его социальных аспектах — и маглорожденные четко ассоциируют себя с волшебным миром и столь же четко проводят грань между собой и даже родными людьми из мира маглов. Это очень хорошо видно на примере Гермионы и её родителей, которых она магическим путем вынудила забыть, что у них вообще есть дочь, и отправила в Австралию. Разумеется, она заботилась о них — но ей даже в голову не пришло обсудить этот вариант с ними, как будто они не её родители, а дети, за которых она имеет право принимать решения. Сама же он осталась в магическом мире сражаться против Волдеморта. Очевидно, что её идентичность связана исключительно с магическим миром. Та же история и с Колином Криви, который погиб в битве за Хогвартс, и с Лили Эванс, и с Тедом Тонксом. Все эти люди умерли за мир волшебников, частью которого они были и осознавали себя. Что в это время происходило в мире маглов, их мало интересовало, если только это не было связано с магическим миром.
Итак, маглорожденные - однозначные волшебники по своей идентичности. Но они и фактически волшебники, вот в чем суть. Абсолютно неважно, кто их родители — важно только то, что они от природы маги. Магические способности — это эмпирический факт, не позволяющий сомневаться в том, к какому миру человек принадлежит по праву рождения.
Мы знаем, как Пожиратели Смерти пытались обойти этот факт — с помощью утверждения, что маглорожденные волшебники «украли магию» у живущих неподалеку волшебников.
— Когда вы пришли в Министерство, миссис Кроткотт, у вас отобрали палочку, — говорила Амбридж. — Восемь и три четверти дюйма, вишневая, с начинкой из шерсти единорога. Вы узнаете ее по описанию?
Миссис Кроткотт кивнула, вытирая глаза рукавом.
— Не могли бы вы сообщить нам, у какого волшебника или волшебницы вы отняли эту палочку?
— От-отняла? — снова заплакав, произнесла миссис Кроткотт. — Я не… я ни у кого ее не отнимала. Я ку-купила эту палочку, когда мне было одиннадцать лет. Она… она… она выбрала меня.
— О нет, — произнесла Амбридж, — нет, миссис Кроткотт, не думаю. Палочки выбирают только волшебников или волшебниц. А вы не волшебница.
Интересно, кому-либо из тех, кто утверждал, что магл может колдовать, используя палочку волшебника, приходило в голову, что в таком случае нет никакой разницы между маглами и магами? Взрослый маг без палочки колдовать не может. Если магл с палочкой может колдовать, то он ничем не отличается от волшебника. Но, как верно говорила Гермиона, многие волшебников совершенно не владеют логикой, что и делает их жертвами всякого рода манипуляторов.
Верил ли сам Волдеморт в то, что маглорожденные воруют магию у волшебников, как он это утверждал: «грязнокровок ... этих людишек, крадущих наши знания и нашу магию»? Что ж, Том Риддл, при всей его гениальной одаренности, отнюдь не отличается высоким интеллектом — только такой человек мог поверить в пророчество, в то, что семь крестражей спасут его от смерти, в силу крови врага, наконец, в то, что Старшая палочка принесет ему победу. Он темный мистик — такие люди способны поверить во что угодно, и в воровство магии тоже.
Но мы точно знаем, как звали человека, который был Пожирателем Смерти и при этом никак не мог верить ни во что подобное. Его звали Северус Снейп, и он точно знал, что маглорожденные не крадут магию. Он долго наблюдал, как маглорожденная волшебница Лили Эванс колдовала без всякой палочки. И он, в отличие от большинства волшебников, хорошо владел логикой. Соответственно, он не мог не понимать, что вся идеология ПС построена целиком на лжи.
Как бы то ни было, маглорожденные волшебники — маги. И традиция обучать их в Хогвартсе так же стара, как и сам Хогвартс. Единственный из четырех основателей Хогвартса, кто возражал против этого и не брал маглорожденных на свой факультет — Салазар Слизерин.
… школа «Хогвартс» основана более тысячи лет назад — точная дата неизвестна — четырьмя величайшими магами и волшебницами своего времени. Наши факультеты носят их имена. Годрик Гриффиндор, Пенелопа Пуффендуй, Кандида Когтевран и Салазар Слизерин. Они вместе выстроили этот замок, подальше от глаз дотошных маглов: в ту пору обычные люди страшились волшебства, поэтому колдунам и ведьмам приходилось прятаться. Довольно долгое время они жили в дружбе и согласии, искали способных молодых людей и учили их, как тогда могли, в этой самой школе. Ну а потом между Слизерином и остальными пробежала черная кошка. Слизерин требовал очень строгого отбора. Он считал, что секреты волшебства должны храниться в семьях чистокровных волшебников. Маглам он не доверял. В конце концов Слизерин и Гриффиндор совсем рассорились, и Слизерин покинул школу.
Более тысячи лет маглорожденные учатся в Хогвартсе — а после того, как был принят Статут, это означает, что магический мир забирает их к себе. И всё это время маглорожденные в магическом мире не создавали этому миру каких-либо проблем.
Более того, благодаря тому, что в магический мир приходили новые люди, этот мир продолжал существовать столь длительное время:
— Бессовестно так называть людей, — сказал Рон, дрожащей рукой отирая со лба капельки пота. — Грязная кровь! Это про кровь-то! Да сейчас большинство волшебников полукровки. Если бы мы не женились на маглах, мы бы давно все вымерли.
То есть приток в магический мир маглорожденных и браки волшебников с маглами — это не источник дестабилизации и разрушения магического мира. Напротив, это источник его стабильности и жизнеспособности в течение минимум десяти веков.
Зачем уничтожать то, что доказало свою состоятельность и эффективность на протяжении столь длительного времени, в угоду лживым предубеждениям? Это не «революционно» и не «консервативно», в этом нет ни блага, ни пользы. Это политический авантюризм, последствия которого для магического мира могут быть крайне губительными.
Итак, Пожиратели Смерти — мятежники, чьи цели дурны и в моральном, и в практическом отношении. А как насчет средств?
Среди читателей находится немало желающих выставить ПС в лучшем свете, изображая их методы чем-то вроде боевых действий. Мол, может, они и заблуждались, но честно сражались за свои идеалы.
Но это не так. От всех гражданских войн, которые мы знаем, война в магическом мире отличается как раз отсутствием регулярных боевых столкновений. Единственная известная нам битва, в которой участвовали Пожиратели Смерти — битва за Хогвартс, и в ней они были полностью разгромлены. Никаких других сражений ПС с аврорами или с Орденом Феникса, целью которых был бы захват определенного объекта или территории либо разгром сил противника, в книге нет.
А что есть вместо этого? А вместо этого есть то, что однозначно опознается как террористическая деятельность.
Представьте себе, что Волан-де-Морт силен, как раньше. Никто не знает его сторонников, кто на него работает, а кто нет. Известно только, что он полностью владеет своими слугами, они убивают и пытают и ничего с собой поделать не могут. Вам страшно за себя, за семью, за друзей. Каждую неделю приходят сообщения о новых убийствах, новых исчезновениях, новых замученных пытками...Министерство магии растерялось, там не знают, что делать, пытаются скрыть все от маглов, а маглов и самих убивают. Никто ничего не может поделать, ужас, паника... Вот как оно было.
То, что описывает Сириус — это однозначный террор, смысл его именно в том, чтобы запугать, дезориентировать, посеять панику, и в этой обстановке пытаться захватить власть.
Стало быть, Пожиратели Смерти отнюдь не воины. Они террористы, члены террористической организации. А это уже совершенно другое дело и в моральном, и в юридическом отношении. Воин сражается с другими воинами на поле боя. Террорист убивает и мучает мирных граждан или политических противников. Он просто негодяй и преступник, и никаких моральных оправданий тому, что он делает, не существует.
Поэтому большая часть магического мира и относится к Пожирателям Смерти с ненавистью и презрением. В них видят не просто врагов на войне — врага можно уважать, если он храбро сражается. В них видят шайку преступников, творящих насилие над всеми, кто не входит в число их сторонников. Этих преступников можно бояться, но их нельзя уважать — их методы, методы террора, являются исключительно подлыми и жестокими.
Но, возможно, Пожирателей Смерти отчасти оправдывает то, что их противники используют точно такие же методы?
Тут важно понимать, чьи действия служат поводом, а чьи — реакцией. Кто начал террор в ответ на террор другой стороны — Пожиратели Смерти или сторонники легитимной власти?
У нас есть однозначный ответ на этот вопрос — продолжение рассказа Сириуса:
В такое вот время и становится ясно, кто на что способен, кто хороший, а кто плохой. Не знаю, может, методы Крауча и были хороши в самом начале. Его быстро повышали по службе, и он начал настоящую охоту на сторонников Волан-де-Морта. Мракоборцам дали новые полномочия, они чаще стали убивать, чем арестовывать. И не одного меня без суда передали дементорам. Крауч отвечал жестокостью на жестокость, разрешил применять против подозреваемых Непростительные заклинания. Можно сказать, он сделался таким же беспощадным и жестоким, как и те, кто были на стороне Волан-де-Морта. У него были свои сторонники, многие считали, что он поступает верно, много кто из волшебников хотел, чтобы он занял пост министра магии.
Террор Крауча — а мы можем назвать террором то, что он делал, государственным террором, направленным против террористов-мятежников — был ответом на террор, развязанный Пожирателями Смерти. И многие одобряли такой ответ, поскольку просто не видели иных способов справиться с террором.
Но надо понимать, что государственный террор как ответ на террор мятежников абсолютно легитимен. Можно спорить о том, насколько он морально оправдан — Сириус не одобряет методы Крауча, и он явно не один такой — но силы правопорядка вправе применять насилие в отношении преступников. Вопрос лишь в том, не злоупотребляют ли они при этом своими правами.
А как насчет добровольцев, защищающих правопорядок — членов Ордена Феникса? Довольно часто можно встретить точку зрения, что Орден — такое же «незаконное вооруженное формирование», как Пожиратели Смерти. Но так ли это?
Во-первых, не очень понятно, откуда вообще берётся понятие «незаконного вооруженного формирования» применительно к магическому миру. Вооруженными в магическом мире являются все волшебники по факту наличия у них палочки, это надо понимать. Никаких запретов на изучение боевых заклинаний в магическом мире нет, в отличие от запрета на Непростительные. В магомире волшебникам в принципе запрещено объединяться, например, для самозащиты или защиты других людей? Нет, об этом нам тоже ничего не известно. Вот что действительно запрещено — создавать организации для свержения или захвата власти. Собственно, в этом Фадж и подозревает Дамблдора в пятой книге. Он же отрицает возрождение Волдеморта — значит, для чего Дамблдор может создавать какие-либо формирования? Только для того, чтобы свергнуть законную власть в его, Фаджа, лице :))
Но во время первой войны никому и в голову не приходило отрицать существование Волдеморта. И власть была рада любой помощи добровольных вооруженных формирований, потому что авроры не справлялись с Пожирателями Смерти, их было слишком много. Плюс они ещё и накладывали Империо на других людей, как школьный приятель Снейпа Мальсибер:
Мальсибер... применял заклятие Империус... многих людей превратил в страшных злодеев…
Поэтому Орден Феникса в принципе не может рассматриваться как «незаконное формирование» - у него не было никаких противоправных целей и задач. А идея о том, что право на легитимное насилие есть только у государства, но не у граждан, неприменима к чрезвычайным ситуациям. Когда территорию захватывает враг, граждане создают партизанские отряды — и это легитимно. Когда в городе свирепствуют бандиты, а полиция бессильна, граждане создают отряды самообороны, дежурят на улицах, задерживают преступников - и это легитимно. Право на необходимую оборону — это право, которое люди могут реализовывать не только индивидуально, но и коллективно. Поэтому приравнивание Ордена Феникса к Пожирателям Смерти по признаку нелегитимности совершенно необоснованно.
Но, может быть, методы Ордена Феникса ничем не отличаются от методов Пожирателей Смерти? Может быть, Орден Феникса тоже занимался террором?
В том-то и дело, что в книгах нет ни единого примера, когда члены Ордена Феникса применяли насилие к Пожирателям Смерти вне ситуации нападения Пожирателей Смерти на кого бы то ни было. Напротив, примеров нападений Пожирателей Смерти, которые заканчивались убийствами, очень много:
… это Марлин Маккиннон, ее убили через две недели, ее и всю ее семью. Это Фрэнк и Алиса Долгопупсы...Лучше смерть, чем то, что с ними произошло... А это Эммелина Вэнс, ты ее знаешь... Это, разумеется, Люпин... Бенджи Фенвик, ему тоже досталось, мы кусочки только потом отыскали... Посторонитесь-ка чуть-чуть, — попросил он, ткнув в карточку пальцем, и фигурки на первом плане сдвинулись одни вправо, другие влево, сделав лучше видимыми тех, кто сидел дальше. — Это Эдгар Боунс, брат Амелии Боунс, его они тоже прикончили вместе с семьей, выдающийся был волшебник... Стерджис Подмор — батюшки, какой молодой он здесь... Карадок Дирборн, исчез через полгода, тело мы так и не нашли... Хагрид — этот, конечно, какой был, такой и остался... Элфиас Дож, ты его видел, я и забыл, что он тогда носил эту дурацкую шляпу. Гидеон Пруэтт... чтобы расправиться с ним и с его братом Фабианом, понадобилось пять Пожирателей смерти, братья погибли как герои... — Аберфорт, брат Дамблдора, — это был единственный раз, когда я его видел, странный тип... Это Доркас Медоуз, Волан-де-Морт убил ее лично... Сириус — он еще не отрастил тогда длинные волосы... Ну, и... вот, я думаю, кто тебя заинтересует!
У Гарри перевернулось сердце. Сияя улыбками, на него смотрели отец и мать. Между ними сидел малорослый человечек с водянистыми глазками, в котором Гарри мгновенно узнал Хвоста — того, кто выдал Волан-де-Морту их местонахождение и тем самым способствовал их гибели.
Грюм показывает Гарри фотографию первого состава Ордена Феникса — и погибших на ней больше, чем оставшихся в живых. Всех этих людей убили Пожиратели Смерти. Но ни одного Пожирателя Смерти, убитого членами Ордена Феникса в первую войну, нет. Всё, кто был убит, убиты аврорами:
Розье и Уилкис — этих двоих убили мракоборцы за год до падения Волан-де-Морта
Волдеморт, правда, говорит о троих - «трое погибли, служа мне»- но кто третий, неизвестно. Возможно, Мальсибер, который был арестован аврорами — мы не видим его после возрождения Волдеморта.
Как бы то ни было, ни один Пожиратель не был убит членами Ордена Феникса. О том, что ОФ не применял насилие к мирным людям и к маглам, думаю, можно не говорить.
Стало быть, методы Ордена Феникса не имеют ничего общего с методами Пожирателей Смерти.
Но тогда что может служить оправданием ПС? И главное, зачем их оправдывать?
Возвращаясь к тому, с чего мы начали: ПС оправдывают либо из симпатии к персонажам, которые были Пожирателями Смерти, либо из антипатии к персонажам, которые сражались против Пожирателей Смерти, либо имеет место одновременно и то, и другое.
Но ни симпатия, ни антипатия не повод искажать образ персонажа, каким он задуман автором — а в случае оправдания ПС или утверждений, что другая сторона, Орден Феникса, ничем от них не отличается, такое искажение неизбежно, поскольку две стороны в данном случае задают систему моральных координат, в рамках которой и происходит развитие характеров персонажей. Разумеется, речь вовсе не о том, что на стороне Ордена Феникса все идеальны, а на стороне ПС все негодяи — картина намного сложнее. Но движение персонажа в сторону от Волдеморта и ПС — это всегда движение в лучшую сторону (Малфои), а если он идет против Волдеморта и ПС (Снейп, Регулус Блэк) — ещё и в сторону героизма. А движение в сторону от ОФ — движение в худшую сторону (Мундунгус Флетчер), если же персонаж при этом движется от ОФ к ПС — в сторону нравственного падения (Питер Петтигрю). Отрицая, что между сторонами есть разница с моральной точки зрения, мы обессмысливаем весь сюжет ГП.
Но понимание того, что такое ПС, важно и для оценки отдельных поступков персонажа в рамках его личной истории. В особенности это касается такого персонажа, как Северус Снейп.
Членство Снейпа в ПС — это не просто трагическая ошибка. К сожалению, оно означает, что юный Северус, как пишут в детективных романах, встал на преступный путь. Это так независимо от того, совершил ли он сам, лично, какое-либо преступление. Потому что любая преступная организация, в том числе террористическая, действует как единое целое. И чем бы ты в ней ни занимался, будучи её активным участником, ты автоматически являешься преступником.
Очень жаль, кстати, что многие люди у нас об этом явно не знают. Да, неважно, кто ты в банде — мелкая шестерка, информатор, изготовитель орудий преступления, лекарь — пока ты член банды, ты преступник. Пока Снейп был Пожирателем Смерти, он был преступником и террористом. Он перестал им быть в тот момент, когда начал работать против Пожирателей Смерти в качестве шпиона Ордена Феникса:
Северус Снегг был когда-то Пожирателем Смерти. Но примкнул к нам задолго до падения Лорда Волан-де-Морта и, пойдя на огромный риск, стал нашим агентом. Сейчас он такой же Пожиратель Смерти, как я.
Дамблдор высказывается абсолютно точно не только с моральной, но и с юридической точки зрения: член преступной организации, который, рискуя жизнью, работает против этой преступной организации, перестает быть преступником в глазах закона. Да и в нравственном плане он теперь скорее герой, чем преступник.
Но это так лишь в том случае, если он не совершил никаких других преступлений, кроме членства в преступной организации как такового. За них он отвечает отдельно. В том числе и за соучастие — а соучастником преступлений является и тот, кто, как Руквуд или Снейп, передает руководителю преступной организации информацию, которая затем используется им для совершения преступлений.
Поэтому утверждения типа «Снейп не обязан был спасать Лили» основаны на явном непонимании роли Снейпа в той истории с убийством Поттеров. Пока он не пришел к Дамблдору спасать Лили, он был соучастником готовящегося Волдемортом убийства трех человек, включая грудного младенца. И только то, что он сделал всё от него зависящее для их спасения, вывело его из числа соучастников этого убийства. А вот Питер Петтигрю как раз стал его соучастником, когда сдал Волдеморту Фиделиус.
Человек и юридически, и морально обязан не быть преступником, в том числе соучастником преступления. И если, с учётом уже совершенных им деяний, он может перестать им быть, только рискуя жизнью — значит, он обязан рискнуть жизнью ради того, чтобы не стать соучастником убийства нескольких человек.
Другое дело, у человека, который стал членом преступной организации, довольно быстро атрофируется чувство долга в отношении кого бы то ни было, кроме членов этой организации (и это в самом лучшем случае). Но отсутствие у кого-либо субъективного ощущения долга не означает, что гражданские и нравственные обязанности у него исчезают. Снейп, коль скоро он подставил людей под смертельный удар, передав пророчество, был нравственно и юридически обязан их спасать. И то, что к выполнению этой обязанности его побудила любовь, а не чувство долга, не повод для восторгов, впрочем, как и для обличений. Скорее, повод для сожаления о том, что человек, способный самоотверженно любить, позволил себе морально деградировать до такого уровня, когда соучастие в убийстве ребенка само по себе не представляется ему чем-то ужасным.
Но восприятие такого падшего состояния как нормального, более того, предположение, что Снейп, если бы он не любил Лили, мог бы и дальше оставаться на том же уровне, и его жизнь сложилась бы вполне благополучно — это страшное заблуждение. Во-первых, он неизбежно пал бы гораздо ниже — как справедливо заметил отец Браун у Честертона, «можно держаться на одном уровне добра, но никому никогда не удавалось удержаться на одном и том же уровне зла. Это путь ведет под гору». Во-вторых, Снейп просто человек не того типа, который может быть благополучным в состоянии моральной деградации. Он слишком одарен в духовном отношении, чтобы нравственное падение не обернулось для него трагедией. Мы знаем такие примеры в литературе — Макбет, Раскольников, Роман Хлудов в «Беге» Булгакова. Душа, в которой изначально жили благородные устремления, корчится под бременем совершенного зла. Как можно желать такой участи любимому персонажу? Нравственная гибель гораздо более ужасная и мучительная вещь, чем безответная любовь, чувство вины и даже одиночество.
Нравится это кому-то или нет, но в ГП есть правая и неправая в моральном отношении стороны. «Правая» не значит абсолютно идеальная и святая — в книге против зла встают обычные несовершенные люди. Но то, что они имеют мужество сражаться против него, несомненно, делает их лучше. И это касается ВСЕХ, кто вступил в борьбу против Волдеморта и ПС, независимо от того, насколько они симпатичны нам и друг другу. Давайте попробуем быть справедливыми к ним и не оправдывать ту злую силу, ради победы над которой многие из них отдали жизнь. В том числе и те, кто сами когда-то были частью этой силы, но восстали против неё. Не надо лишать смысла пройденный ими путь раскаяния, трудный и героический. Это не лучший способ почтить их память, честное слово.