Начну я пожалуй с цитаты человека, из-за которого выходит эта статья.
"Я живу в том мире где про Брайана Ино знает 5 человек."
По этой причине я и хочу познакомить вам с этим великим человеком.
Я решил. Я хочу создавать музыку, которую будут слушать и сегодня, и в будущем, которая позволит расширить горизонты понимания музыки в целом. В окружающем пространстве музыка не имеет границ, чтобы мой слушатель не осознавал, что было музыкой, а что нет, и где проходила эта грань. Музыка окружает нас повсюду, любые посторонние звуки во время прослушивания записи — тоже часть этого. Музыка существует везде и во всем, у нее нет ни начала, ни конца. Она порождает ощущение бесконечности. - Брайан Ино
Биография
Брайан Ино (Brian Eno) - музыкант, имя которого стало синонимом новаторства в музыке. Изобретатель стиля ambient и нескольких популярных течений электронной музыки. В 70-х годах он носил туфли с пайетками и парик в группе Roxy Music, в 80-х прославился как продюсер пластинок Talking Heads, Genesis и множества знаковых музыкантов, в 90-х изобел музыку для заставки Windows и жанр комбинированной инсталляции, работал с U2 и Coldplay. С ним сотрудничают и дружат Дэвид Бирн, Роберт Фрипп, Дэвид Боуи, Пол Саймон, Элвис Костелло и тысячи инди-музыкантов со всех концов света.
Именно так описывают его Звуки.Ру в одном из интервью.
Брайан Ино родился 15 мая 1948 года в Англии, в городе Вудбридж. Его семья была глубоко верующая, из-за чего родители отправили его учиться в колледж Святого Иосифа. А после, для получения профессии, он поступил в Ипсвичскую школу, что в будущем помогло Брайану в его карьере композитора.
Чем основывался юный Ино при поступлении — непонятно, но, как мы знаем, его тянула страсть к саморазвитию и увеличению способов восприятия всего вокруг. Даже несмотря на то, что в других учебных учреждениях упор был на специальные технические дисциплины, тяга Брайана к творчеству была слишком велика, чтобы просиживать жизнь в офисе.
В одном из интервью британец поделился, что в стенах школы он встретился с композитором Корнелиусом Кардью, который и заинтересовал нашего героя экспериментами в музыке, открыв для Брайана целый новый мир. Из-за этого тот через 2 года покидает учебное заведение, чтобы подать заявку в школу искусств в Винчестере. По его ожиданиям, там его могли научить тому, к чему он так тянулся.
К сожалению эта школа основывалась только на традиционной музыке, из-за чего Брайну чуть ли не в тайне приходилось экспериментировать с музыкой.
Преподаватели скептически относились к тому, что делает Ино, но даже не смотря на все упреки от них, вместе с друзьями он организовывает группу "Maxwell Demon", благодаря которой к британца первая песня, которая была единственной на долгое время, и только в начале 70-ых годов у творца начала появляться профессиональная музыка благодаря коллективу "Roxy Music", где Брайан играл на клавишных, но никогда не хотел себя сравнивать с клавишником.
Есть видео с одного из выступлений группы, его можете посмотреть тут.
https://www.youtube.com/watch?v=XCzhAeukF1A
Становление сольной карьеры.
Наверное простой обыватель интернета знает Брайана Ино по альбому "Before And After Science", но знали ли вы что первый альбом Брайана под названием "Here Come the Warm Jets", который он кстати выпустил в 1973-ем году, вошел в список 500 величайших альбомов всех времен по версии журнала Rolling Stone?
После выхода первого альбома, в следующие 5 лет Брайн выпускает еще несколько работ, а именно "Another Green World" и "Discreet Music". После которых выходит легендарная серия альбомов "Ambient", которая хоть и не зародила одноименный жанр, но после нее Брайн Ино официально стал основоположником жанра.
Последующие альбомы были все интереснее и интереснее, все больше людей помогали Ино в их создании, например как Джон Хопкинс и Лео Абрахамс в соавторстве альбома "Small Craft on a Milk Sea", или как над сборником "Someday World" работал участник одного из культовых электронных проектов "Underlord", а именно Карл Хайд.
Да, альбом «Small Craft on a Milk Sea» возник как совместный импровизационный сет с Йоном Хопкинсом и Лео Абрамсом. Эти два музыканта – прирожденные импровизаторы. Но многое было доделано позже, в студии. Хотя все равно мы стремились сохранить свежесть импровизации. И, надеюсь, нам это удалось. - Брайан Ино
Работа с последний настолько сильно воодушевила обоих, что сразу же через месяц это дуо выпускает альбом "High Life".
Музыка Брайана цепляла абсолютно каждого слушателя, из-за чего в дальнейшем ему поступали разные заказы от огромных компаний и киностудий, например он успел поработать с Microsoft, записал звук включения и выключения компьютера для Windows 95 в 90-ых годах. Так же в 84-ом году он записал саундтрек для фильма "Дюна", в 2004-ом для фильма "Пиджак" и в 2009-ом для "Милые Кости".
Создание творений.
Техническая часть.
Брайан в интервью 95-ого с Филом Уордом из Future Music поделился тем, как он создает музыку, что использует и почему он это использует.
Главный инструмент нашего героя, это его Yamaha DX7, который он использует с его же слов, как диктофон.
Я использую его, чтобы запоминать вещи. В основном, я использую его как диктофон. Я просто сажусь и играю – обычно без метронома, барных линий или чего-то подобного. Затем я могу слушать и работать над звуком исполнения, а не над его нотами. Я не клавишник, и я никогда не смогу повторить исполнение чего-либо дважды, поэтому я импровизирую. Я получаю свежесть импровизации, но более аналитическую работу по получению правильного звука для этого музыкального произведения я делаю после события. У меня есть DAT. Обычно я намерен закончить всё, что делаю, за один присест. С секвенсором я могу работать над одной вещью только в течение дня.
Брайан относиться к эмбиенту, как к "самой незапарной музыке", из-за чего он всегда старается придерживаться плану "создать композицию, в которой очень высокие художественные цели с минимумом технической суеты", и даже к своему артистичности он подходит с научной точки зрения, что по общему признанию - удел хорошего клавишника.
Ино любит рассуждать про современные синтезаторы ставя в пример его любимый инструмент, гитару.
Дело в том, что гитара – это не цифровой инструмент. Клавишные, которые преобладают в электронной музыке, являются цифровыми. Они цифровые в том смысле, что у вас есть одна нота, а рядом с ней другая – они разбиты на отдельные биты. Даже если на гитаре есть лады, ни один гитарист не играет только на ладах. Любой игрок всегда плавно перемещается по нотам. Игроки на синтезаторах нечасто этим занимаются.
В видео Брайана для BBC Click, мы можем видеть то, насколько он трепетно подходит даже к самым маленьким проектам, можно даже сказать что он видит работу в DAW как множество математических расчетов.
Если откатиться назад по времени, а именно в 72-ой год, когда Ино записывал альбом "Discreet Music", то мы можем услышать и увидеть на некоторых фотографиях то, что он использовал портативный аналоговый моносинтезатор EMS Synthi AKS. Вообще Брайан большой фанат синтезаторов EMS, в той же песне "Heroes" Дэвида Боуи, он использовал EMS VCS3, но это было до 80-ых, ведь только тогда появился его любимый синтезатор Yamaha DX7.
Кстати все желающие теперь с легкостью могут использовать синтезатор EMS Synthi с фото, ведь компания Arturia выпустила его программную версию, найти вы ее можете под названием Synthi V.
Я создал Discreet Music, используя (по сегодняшним меркам) примитивные инструменты ранней электронной музыки: синтезатор AMS с простым секвенсором, графический эквалайзер (который позволяет изменять тембр выходного сигнала синтезатора), Gibson Echoplex и два магнитофона Revox. Все эти инструменты были довольно ненадёжными. Синтезатор имел тенденцию постепенно расстраиваться по мере прогрева, и в любом случае клавиатура не была стандартной «равномерно темперированной», как на любом современном синтезаторе: вы начинали работать с ним, настраивая октавы, что, наряду со скользящим тембром, оставляло некоторую свободу для вариаций. Графический эквалайзер немного износился, и некоторые его регуляторы потрескивали, поэтому я не использовал эти частотные диапазоны во время записи композиции. В Echoplex использовалась магнитная лента, которая довольно хаотично вращалась вокруг нескольких головок воспроизведения. Лента была старой и не воспроизводила высокие частоты; «ворчание и треск», возникающие из-за проскальзывания ленты, создавали мягкий и нерегулярный эффект хорового сопровождения. — Брайан Ино
Далеко не отходя от этого альбом можно вспомнить то, как Брайан любит играться со скоростью своих произведений, ведь технологии из прошлого не всегда могли позволить увеличивать или наоборот замедлять продолжительность так, как захочет автор.
«У меня есть теория, что, как создатель, вы склонны вкладывать в два раза больше, чем вам нужно как слушателю. Это симптом современного производства. Вот почему старые записи интересны, потому что у них часто нет этой проблемы. С оборудованием, которое у вас есть сегодня, вы склонны затыкать каждую дыру… вы всегда ищете этот заряд, поэтому вкладываете всё больше и больше, чтобы его получить. Но как слушатель вы гораздо менее требовательны… вы можете воспринимать вещи, которые намного проще, намного более открытые и намного медленнее. Часто случалось, что я создавал произведение и в итоге замедлял его вдвое. Примером может служить Discreet Music: это половина скорости, с которой оно было записано». — Брайан Ино
Вообще, как настоящие экспериментатор Ино просто обожал создавать странные и сложные конструкции лишь для того, что бы это звучало так, как хочет он сам.
Именно так что для вышеупомянутого "Discreet Music", что и для "(No Pussyfooting)" Ино Брайан игрался с леточными магнитофонами, например он записывал гитару для Роберта Фриппа сразу на два таких магнитофона, которые перезаписывали звук с одного на другой.
Брайан Ино таким способом обнаружил, что использование двух лупов разной длинны создает эффект фазирования, при котором каждый повтор дает разные вариации звучания.
Брайан начал писать альбом «Music for Airports» во время того, когда он работал с Дэвидом Боуи, а именно над альбомом "Low", из-за чего половина альбома была записана на студии Конни Планка, самого легендарного продюсера краут-рока, а начал он с записи нот, которые он услышал в исполнении трех певиц, которое после так же прогнал через магнитофон.
«Music for Airports», по крайней мере, одна из её частей, структурно очень, очень проста. Там есть вокальные партии, которые исполняют три женщины и я. Одна из партий повторяется каждые 23 1/2 секунды. На самом деле это длинная петля, которая проходит вокруг ряда трубчатых алюминиевых стульев в студии Конни Планк. Следующая самая низкая петля повторяется каждые 25 7/8 секунды . Третья — каждые 29 15/16 секунды или что-то в этом роде. Я имею в виду, что все они повторяются в циклах, которые называются несоизмеримыми, — они вряд ли снова синхронизируются. - Брайн Ино
Брайан Ино ранее записывал Before and After Science и Cluster & Eno в студии Конни Планк и впоследствии записал там же Q. Are We Not Men? A: We Are Devo! группы Devo.
При создании альбома «Music for Airports» наш герой экспериментировал с маленькими частями разных музыкальных записей, для этого он отбирал или протяжные ноты, или фразы из 3-ех или 4-ех нот, зацикливая их в зависимости от длинны ленты, на которые они были записаны. Из-за разной длительности этих лент получались очень интересные пересечения звуков и различные их вариации.
«Конкретное произведение, о котором я говорю, было записано с помощью целой серии очень длинных магнитофонных лент, длиной в пятьдесят, шестьдесят, семьдесят футов. Их было двадцать две. На одной ленте была всего одна фортепианная нота. На другой — две фортепианные ноты. На третьей — группа девушек, поющих одну ноту в течение десяти секунд. Есть восемь лент с голосами девушек и около четырнадцати лент с фортепиано.
Я просто запустил все эти циклы и позволил им настраиваться так, как они хотят, и на самом деле результат очень, очень хорош. Интересно то, что это звучит совсем не механически и не математически, как можно было бы подумать. Звучит так, будто какой-то парень сидит и играет на пианино с довольно сильным чувством. Интервалы и динамика «его» игры звучат очень хорошо организованно. Это был пример того, как почти не нужно вмешиваться.
Мышление .
Я не хотел что бы музыка считалась абстрактным набором звуков, она должна олицетворять места которые ты посещал, передавать звуковую палитру которую ты ощущал там. Я назвал эту концепцию "пейзажи воображения" - Брайан Ино
В фильме "Звуковые ландшафты" Брайан подробно объясняет то, как видит создание музыки, то как видит саму музыку, приводя множество аналогий с ноткой чего-то художественного. (Цитата в начале статьи и в начале этой подглавы - фразы Брайана из этого фильма)
Сейчас я считаю что мое творческое кредо - постоянно балансировать на грани понимания слушателя, потому что одна из главных задач в карьере любого деятеля искусство - стать уникальным в своем роде, занять особую нишу. Я думаю что это не самое интересное в моем творчестве, многим удавалось добиться этого... Ты хочешь узнать что они чувствовали оказавшись на вершине?.. Даже если не стремишься к этому, это как жизнь на Северном Полюсе. Одно дело знать где он находится, а одно дело не все из нас захотят туда поехать, так же и в музыке.
Постоянно творя, Брайан пытался нащупать границы восприятия. Это, по его мнению, расширяет возможности в создании музыки.
Приведём в пример цитату в начале этой подглавы: ссылаясь на эти слова, Ино говорит, что никогда не делал музыку, основываясь на смеси из огромного количества странных звуков.
На тот момент, когда Ино отталкивался от теоретической основы, он говорил, что то, как ты используешь эту основу, не должно проявляться, ведь это может загрузить слушателя тем, что знать ему не обязательно. Но при этом она дарит тебе те решения, которые без неё ты не смог бы предпринять.
Главное вдохновение Брайана — мир вокруг, его разнообразие, большое количество организмов, живущих в нём. Такое отношение ко вселенной помогает ему работать над музыкой.
Ты видишь картину Джексона Поллока, а потом рядом с ней абсолютно такую же. Тебя это шокирует, ведь ты понимаешь, что одну из них нарисовали хаотичными мазками по холсту, а вторую выполнили тонкой кисточкой. Вот разница восприятия между свободным художеством и скрупулезным точечным копированием. Глядя на одну из них, ты видишь свободное художество, а смотря на две картины сразу, ты чувствуешь, что тут есть некий заговор... Мне нравится создавать такое впечатление о своих работах.
Создавать свободные творения легко, но чтобы скопировать их требуется большой набор разных навыков и талантов... Что-то вроде рассказов о том, что существует другой мир... Мир аккуратности, точности и обмана. Мне нравится, что присутствует обман.
Я хочу и создавать сам... и копировать.
Брайан Ино в России
Еще в далеком 1987-ом году, Брайан прибыл в СССР, где познакомился по его словам с "необъяснимой, но уникальной бандой", с "Звуки Му". После того как наш герой помог написать одноименный альбом, про гениальность нашего Петра Мамонова начали говорить в западных странах, называя "Звуки Му" - "настоящим русским безумием"
Однако, Брайан признался, что в сборнике не рассчитывал увидеть то безумие, с которого началось его знакомство с российскими коллегами, даже не смотря на то, что Мамонов подошел к делу со всей ответственностью.
«Это нечто жуткое, словно он явился в наш мир из Средневековья! Но в этом его феномен и заключается». - Брайан Ино про Петра
В Британии пластинка вышла в 1989 году, а вот в России этот процесс затянулся аж до 1998-го. Вот что вспоминал Александр Липницкий о работе с Ино:
«С Брайаном фантастически легко работать! Он не будет диктовать вам свои правила, указывать и навязывать своё видение. Он даёт абсолютную творческую свободу, лишь изредка мягко намекая, как можно сделать лучше. Пока что это лучший продюсер, с которым нам довелось поработать».
В 1997 году Ино с семьей жил в Санкт-Петербурге. В 2010-м в Большом зале Санкт-Петербургской консерватории композитор представил свой проект под названием «77 миллионов картин», а также прочитал лекцию о культуре.
Во время проживания в Северной столице англичанин открыл для себя Бориса Гребенщикова* и коллектив «Аквариум». А в 2018 году уроженец Вудбриджа участвовал в записи альбома российского исполнителя под названием «Время N» — играл на клавишных в песне «Крестовый поход птиц».
Однако Гребенщиков, при всём уважении к Ино, не готов создавать с ним какой-либо совместный проект. В своём интервью лидер «Аквариума» сказал:
«Брайан сыграл у меня на альбоме «Время N», чем, бесспорно, оказал мне честь. Но я не рассматриваю никаких совместных проектов. Мне совершенно не нужно постороннее участие. Я пишу песни, и я знаю, как они должны звучать. Мне не нужны лишние ссоры. Я работал со многими продюсерами, и мне приходилось прощаться с ними, так как начинается непонятная «делёжка» в духе: «Это лучше сделать так, а это так». Спасибо, но справлюсь сам».
На Западе СМИ то и дело затрагивают тему любви Ино к России. На вопрос, почему он так хочет, чтобы о русском роке и Санкт-Петербурге в частности узнало как можно большее количество людей за рубежом, Брайан ответил:
«Россия – очень, очень интересное место, потому что в течение 70 лет эта страна развивалась как своего рода параллельная культура. Не наше, не зависящее от нас, а отдельное, высококультурное общество. Вы знаете, иногда мне кажется, что на Западе неправильная точка зрения касаемо России, типа: «О, мы выиграли холодную войну». Я уверен, что если не начать что-то делать, истинная история может быть забыта...»
Роджер Ино
Мало кто знает о Брайне, а тем более о его брате, Роджере Ино.
В 1983 году он впервые принял участие в записи альбома «Аполлон» со своим братом Брайаном Ино и канадским продюсером и музыкантом Дэниелом Лануа в студии Лануа на Грант-авеню в Гамильтоне, Онтарио. Его первый сольный альбом «Голоса» вышел в 1985 году.
Хотя Ино в основном известен как пианист, он является мультиинструменталистом и певцом, что продемонстрировано в его более поздних сольных альбомах и совместных работах. Помимо своего брата, он работал с несколькими ключевыми артистами, включая Билла Нельсона, No-Man, Лола Хаммонда, Мадса Арпа, Питера Хэммилла, Гауди, Тима Боунесса и Майкла Брука. Самым успешным из них, вероятно, стал его совместный с Кейт Сент-Джон альбом The Familiar.
Ино иногда выступает с концертами и пишет саундтреки. Большая часть его музыки использовалась в фильмах, в том числе «Для всего человечества», «Девять с половиной недель», «Тёплый летний дождь» и «Пиджак», а треки использовались в рекламе, в том числе для Nissan и Японских железных дорог.
Ино записывал сольные альбомы и открыл интернет-магазин на британском интернет-лейбле Burning Shed. В 2007 году он участвовал в записи альбома Mid/Air Dive Index, совместного музыкального проекта композитора и продюсера Уилла Томаса.
Дискография Роджера насчитывает 34 релиза. В это число входит "Apollo: Atmospheres and Soundtracks", ведь он является неотъемлемой его частью.
Вне музыки.
Ино - настоящий творец. В фильме "Звуковые ландшафты" который я упомянул выше, Брайан так же делится его любовью к работе с видеоматериалами и светом.
Британец понимал, что когда он начинал работать с видео, это абсолютно бесполезно с коммерческой точки зрения и начал заниматься этим ради интереса. Индустрия развивалась, а наш герой все еще пытался привлечь внимание публики к своим работам, ведь у него получилось с музыкой в какое-то время.
С давних пор световые эффекты привлекали Ино своим технологическим подходом, ведь
Вместо того, что-бы использовать машины только для постоянного воспроизводства, можно задействовать их ради чего-то нового, генерировать разнообразие, а не выполнять однотипные задачи.
Мне нравиться, когда мышление зрителя становиться неотъемлемой частью творческого процесса. Искусство стоит выше других стандартов качества, здесь важна духовная взаимосвязь между зрителем и произведением или инсталляцией. -Брайан Ино
Наше время.
Брайан все так же продолжает радовать нас своими композициями, коль на момент написания статьи набралось 215 его релизов, и самой новой его работой считается коллаборационная EP "Sushi. Roti. Reibekuchen", которую он написал совместно с Хольгер Шюрингом (покинул нас 5ого сентября 2017ого года) и Питером Швальм.
Не смотря на свой возраст, мы наблюдаем то как Ино остается таким же заинтересованным своим делом человеком, ведь его продуктивности могут позавидовать многие другие композиторы, ведь за прошлый год он выпустил 6 больших релизов, и каждый из них получился довольно интересный. Например "Foreverandevernomore" 2022'ого года, крутой альбом где Брайан вернулся в слушателю с вокальной музыкой, или совместный релиз с Fred again под названием "Secret Life" 2023'его года, который многие называют релизом "наставника и ученика", но не для того что бы как то оскорбить Фредрика Гибсона, а что бы констатировать факт. Ведь будучи 16-ти летним Фредрик часто ходил к Ино на репетиции своей группы (в которую входили такие музыканты, как Энни Леннокс).
Так же наш герой преуспел и в других видах искусства, выпустив свой лимитированный проигрыватель виниловых пластинок под названием "Turntable II", стоимость которого на минуточку составляет 2 миллиона рублей. И нет, не подумайте что это какой-то обычный черный ящик который бы стоял у нас на полке, сам Брайан называет его произведением искусства.
Проигрыватель сделан из акриловых светодиодных ламп и во время работы меняет цвет, переходя от оранжевых и красных оттенков к неоновым розовым и зеленым, напоминающим о ночном клубе, - этот процесс Ино называет «цветовыми пейзажами».
В этом году Гэри Хаствит предоставит миру документальный фильм про героя этой статьи, о чем гласит новость на официальном сайте Брайана, на котором еще можно сделать предзаказ OST альбома, в который входит 17 композиций, включая 3 неизданные композиции.
Мое мнение.
Я люблю Брайана Ино и буду любить его еще долго. Он один из главных моих идейных вдохновителей, особенно альбом Before And After Science.
Его подход к созданию музыки очень вдохновляет, особенно пока писал эту статью узнал что-то новое для себя.
То что в России мало людей знает про Брайана это оказалась правда, хотя из-за его значимости я думал иначе, но увидев ни одно интервью на 300 просмотров понял, что очень хочу поделится со своей аудиторией историей этого прекрасного человека.
Интересные факты.
- Брайан всегда хотел быть другим, не только по мышлению, но и внешнее, заметить это можно по тому, что в молодости он любил одеваться в женскую одежду.
- Он никогда не считал себя музыкантом, ведь у него не было нужного образования.
- Будучи молодым он любил гулять собирая технику с помоек, перепаивал и записывал разные звуки на диктофон с этой же техники.
- Брайан не знал не то как пишутся ноты, не то как они читаются и он придумал свою графическую партитуру. (Картинка ниже)
- При написании серии альбомов "Music for Films" Брайан держал в голове, что в фильмах музыка чаще всего играет тогда, когда ничего не происходит, ради того что бы дополнить картину и прикольно слушать эту музыку в повседневной жизни, ведь ощущения от нее совсем другие нежели от обычной.
Дискография*
- 1973 — Here Come the Warm Jets
- 1973 — Taking Tiger Mountain (By Strategy)
- 1975 — Another Green World
- 1975 — Discreet Music
- 1977 — Before and After Science
- 1978 — Ambient 1: Music for Airports
- 1978 — Music for Films
- 1980 — Ambient 2: The Plateaux Of Mirror
- 1982 — Ambient 4: On Land
- 1983 — Music for Films Volume 2
- 1983 — Apollo: Atmospheres and Soundtracks
- 1983 — Rarities
- 1985 — Thursday Afternoon
- 1991 — My Squelchy Life
- 1992 — Nerve Net
- 1992 — The Shutov Assembly
- 1993 — Neroli
- 1994 — Headcandy
- 1997 — Lightness: Music for the Marble Palace
- 1997 — Extracts from Music for White Cube
- 1997 — The Drop
- 1999 — Kite Stories
- 1999 — I Dormienti
- 2000 — Music for Civic Recovery Centre
- 2001 — Compact Forest Proposal
- 2003 — January 07003
- 2003 — Curiosities Volume I
- 2005 — More Music for Films
- 2005 — Another Day on Earth
- 2006 — 77 Million Paintings
- 2010 — Making Space
- 2010 — Small Craft on a Milk Sea
- 2011 — Drums Between the Bells
- 2012 — Lux
- 2016 — The Ship
- 2017 — Reflection
- 2018 — Music for Installations
- 2019 — Apollo: Atmospheres and Soundtracks (Reissue)
- 2020 — Film Music 1976 - 2020
- 2021 — Film Music: Voices & Words - EP
- 2021 — Film Music: Europa
- 2021 — Film Music: Science / Fiction
- 2022 — FOREVERANDEVERNOMORE
- 2023 — The Ship EP
- 2024 — Eno OST
Источники
- «На каком-то далеком пляже (Жизнь и эпоха Брайана Ино)» Дэвид Шеппард
Прочее
Борис Гребенщиков* признан иноагентом на территории РФ
Дискография* - В разных источниках написаны разные даты выпуска некоторых релизов, но я решил придерживаться информации с сайта discogs и genius. Да, дискография не полная, но выписывать 200+ релизов извините нет не сил, не время.
Отдельная благодарность.
М.А.К. мимесис - за идею и помощь в написание этой статьи.