(Осторожно спойлеры) Я писал эту статью под впечатлением от просмотра, поэтому она отличается от предыдущих.
Третья часть вышла спустя целых 16 лет после второй части и не возымела такой популярности как предыдущие фильмы.
Но такой разрыв в выпуске лишь идет на пользу сюжету, как мне кажется, актеры постарели как и их герои на экране. Изменилось мировоззрение персонажей и их поступки.
Третий фильм по замыслу является эпилогом всей истории. И здесь главной темой является искупление Майкла и попытка исправить ошибки прошлого и очистить свое имя под конец жизни.
В сюжете важную роль играет церковь, а точнее Ватикан и институт религиозных дел. Майкл стал отдаляться от незаконного бизнеса вроде казино и борделей и открыл фонд имени Вито Корлеоне, а также начал примиряться с детьми, женой и своим прошлым. В начале фильма Майкла одаривают высшей наградой Ватикана за его помощь Сицилии. А руководитель банка Ватикана просит помощи у бывшего мафиозного Дона, взамен обещая прощение грехов и очищение имени. Однако даже здесь Майкл ошибся и попал к тем священникам, которые заботятся о деньгах, а не просто верят в бога и служат во благо людей. Бывшие союзники пытаются ограбить и предают Майкла. Поначалу Дон старается решить все мирным путем и порицает решения семьи в те дни когда он лежал в больнице. Затем Майкл даже, впервые за 30 лет, исповедуется у будущего папы римского. Но после того как киллер убивает близкого и давнего друга Дона Томмасино, Корлеоне отдает власть внебрачному сыну своего старшего брата – Винченцо Мансини. Винченцо решает все проблемы тем же способом, что и сам Майкл 20 лет назад. Когда вся семья находится в театре и смотрит оперу, где играет сын Майкла – Тони, боевики мафии устраняют всех врагов. Кому-то Конни Корлеоне дарит отравленные канноли, архиепископа убивают прямо в церкви, а Дона Лукези убивают его собственными очками.
Но киллер, убивший Томмасино, все же настигает Майкла. Однако он промахивается и убивает единственную дочь Корлеоне, которую он очень сильно любил. Обезумев от горя, Майкл истошно кричит прямо на лестнице театра в Палермо.
Сцена в театре сопровождается помпезной и эпической музыкой из оперы и оперным пением, нагнетая напряжение. А вопль Майкла Корлеоне доводит до слез, вызывая сопереживание к антигерою.
И потом мы видим уже пожилого Майкла, вспоминающего свою жизнь и семью. Он сидит в одиночестве на вилле в Италии и умирает тоже в одиночестве. В отличие от Вито, который умер во время игры с внуком, смерть Майкла никто не замечает и даже собаки, бегающие рядом, не понимают что их хозяин умер.
Попытка искупления грехов оборачивается еще большими проблемами и горем в жизни Майкла. Порой грехи могут быть настолько тяжкими, что их очень тяжело искупить. Священник в исповеди говорил, что Майкл может исправиться, но он не хочет этого по-настоящему.
Фильм был перемонтирован в 2020 году и получил название «Крестный отец: эпилог. Смерть Майкла Корлеоне». Новая версия получила куда большее принятие, за счет того что Коппола сместил фокус на тему искупления в разы сильнее.
И этот фильм я считаю важным включить в список для обязательного просмотра.
10/10
Мой телеграм канал, где много всего интересного: