Помните обрядовую игру в жаворонков? Чтобы весна быстрее пришла, пекли из теста «птичек», а дети либо подбрасывали их в воздух, либо привязывали к ниткам и изображали полет. Так и здесь – изображение полета. И люди, из которых, как из теста, лепят то, что считается приоритетным в данную эпоху.
«Жаворонки на нити» - как бы перевернутая сторона историй о стахановцах (вспомните, например, наш поистине абсурдный фильм «Светлый путь», где все возведено в крайнюю степень – неграмотная Таня победила всех «вредителей», передовичкой стала, орден Ленина получила, и жила долго и счастливо как следствие всех своих подвигов).
Фильм, снятый по рассказам известного, я бы даже сказала, культового чешского писателя Богумила Грабала в конце 60-ых, свет увидел только в 1990 году, и сразу же получил высшую награду Берлинского кинофестиваля – «Золотой медведь».
А тогда, в 1969-ом, он стал одним из последних в «новой волне» чешского кинематографа, такая сатира на социальный строй, сдобренная черным юмором. Иржи Менцель успел снять фильм до введения цензуры, но схлопотал запрет на дальнейшую работу на несколько лет, а сами «Жаворонки» были отправлены на полку как символ «пражской весны» и чрезмерного свободолюбия и дерзости.
🎬Жаворонки на нити (1969)
Skřivánci na niti
Итак, 50-ые, Прага, район Кладно, сталелитейные заводы, где сортировкой металлолома занимается бригада разнорабочих на добровольно-принудительной основе. За свои взгляды и образ жизни они приговорены искупать вину таким вот образом: ударно трудиться на благо общества. И делать вид, что все это им по душе, разумеется.
Но производственные подвиги - последнее, что занимает их мысли. Профессор философии, прокурор, предприниматель, парикмахер, саксофонист, молочник и повар. Они цитируют Канта и Шопенгауэра, рассуждают о языке, на котором говорит Бог, красоте женского тела и правах человека, ведь рядом сними трудятся милые и изящные женщины, осуждённые за попытку нелегально пересечь границу.
Их такие разные судьбы теперь переплавлены в одну, по желанию новой власти.
«То, что вы здесь видите, будет переплавлено в высококачественную сталь. Из этой стали мы произведем тракторы, чтобы вспахивать наши поля. Произведём стиральные машины, чтобы вы могли стирать ваши грязные спецовки… Это наши работники. В основном буржуазного происхождения. Их мы тоже переплавим, в людей нового типа.
Это саксофонист. Он здесь, потому что мы отменили саксофон, как буржуазный инструмент. Вот профессор философии, бывший библиотекарь из Праги. Его послали работать в промышленность, потому что он отказался уничтожать упадническую западную литературу…»
И так далее – парикмахер попал на завод потому, что «из пяти парикмахеров трое должны быть здесь», прокурор ввиду несовпадений представлений о правосудии с «правильными» представлениями, повар, который ранее отказывался работать по субботам из-за религиозных обычаев. Он и сейчас отказывается, а в выговоры бригадира заворачивает столовые приборы при сервировке стола на обеденный перерыв. Но зато пытается устроить личную жизнь и даже женится. Правда, его невеста – отбывает срок, и на церемонии присутствует её тётка. А когда молодая супруга освобождается, в тюрьму попадает сам повар…
Все они должны исправить свое буржуазное происхождение и буржуазные же замашки. Бригады – мужская и женская, разбирают груды металла, среди которых встречаются иконы и кресты. Все они должны научиться мыслить по-новому, но справляются с этой задачей, конечно, выборочно. Те, кто не смог перестроится, исчезает из Кладно без следа…
«Есть теория двойного удара. Если рабочий меня ударит, меня могут посадить за то, что я его спровоцировал. Но если я ударю рабочего, это расценят как тяжкое телесное повреждение, даже если это будет простая пощёчина».
Несомненные плюсы фильма:
- Визуально очень красиво – режиссеру и оператору браво. Так изысканно, тонко и со вкусом показать металлолом – это надо талант иметь. Великолепные крупные планы и не менее великолепные виды сверху.
- Музыкальное сопровождение – идеально в тон настроения.
- Классные диалоги и мысли, и, собственно, и сам сюжет в целом – как судьба буржуа, так и бригадира со смотрящим.
- Хорошая актерская игра вообще всех персонажей
Смотреть или нет – смотреть!
Правда, не тем, кто считает, что «вот раньше хорошо было – цензура все непотребное запрещала». Остальным настоятельно рекомендую.