Найти в Дзене
КиноБуква

«Жаворонки на нити» - малоизвестный чехословацкий киношедевр, который 20 лет был запрещен к показу

Помните обрядовую игру в жаворонков? Чтобы весна быстрее пришла, пекли из теста «птичек», а дети либо подбрасывали их в воздух, либо привязывали к ниткам и изображали полет. Так и здесь – изображение полета. И люди, из которых, как из теста, лепят то, что считается приоритетным в данную эпоху. «Жаворонки на нити» - как бы перевернутая сторона историй о стахановцах (вспомните, например, наш поистине абсурдный фильм «Светлый путь», где все возведено в крайнюю степень – неграмотная Таня победила всех «вредителей», передовичкой стала, орден Ленина получила, и жила долго и счастливо как следствие всех своих подвигов). Фильм, снятый по рассказам известного, я бы даже сказала, культового чешского писателя Богумила Грабала в конце 60-ых, свет увидел только в 1990 году, и сразу же получил высшую награду Берлинского кинофестиваля – «Золотой медведь». А тогда, в 1969-ом, он стал одним из последних в «новой волне» чешского кинематографа, такая сатира на социальный строй, сдобренная черным юмором.
Оглавление

Помните обрядовую игру в жаворонков? Чтобы весна быстрее пришла, пекли из теста «птичек», а дети либо подбрасывали их в воздух, либо привязывали к ниткам и изображали полет. Так и здесь – изображение полета. И люди, из которых, как из теста, лепят то, что считается приоритетным в данную эпоху.

«Жаворонки на нити» - как бы перевернутая сторона историй о стахановцах (вспомните, например, наш поистине абсурдный фильм «Светлый путь», где все возведено в крайнюю степень – неграмотная Таня победила всех «вредителей», передовичкой стала, орден Ленина получила, и жила долго и счастливо как следствие всех своих подвигов).

Фильм, снятый по рассказам известного, я бы даже сказала, культового чешского писателя Богумила Грабала в конце 60-ых, свет увидел только в 1990 году, и сразу же получил высшую награду Берлинского кинофестиваля – «Золотой медведь».

А тогда, в 1969-ом, он стал одним из последних в «новой волне» чешского кинематографа, такая сатира на социальный строй, сдобренная черным юмором. Иржи Менцель успел снять фильм до введения цензуры, но схлопотал запрет на дальнейшую работу на несколько лет, а сами «Жаворонки» были отправлены на полку как символ «пражской весны» и чрезмерного свободолюбия и дерзости.

🎬Жаворонки на нити (1969)

Skřivánci na niti

«Жаворонки на нити», 1969год, режиссер Иржи Менцель. Коллаж автора канала
«Жаворонки на нити», 1969год, режиссер Иржи Менцель. Коллаж автора канала

Итак, 50-ые, Прага, район Кладно, сталелитейные заводы, где сортировкой металлолома занимается бригада разнорабочих на добровольно-принудительной основе. За свои взгляды и образ жизни они приговорены искупать вину таким вот образом: ударно трудиться на благо общества. И делать вид, что все это им по душе, разумеется.

Кадр из фильма «Жаворонки на нити», 1969год, режиссер Иржи Менцель
Кадр из фильма «Жаворонки на нити», 1969год, режиссер Иржи Менцель

Но производственные подвиги - последнее, что занимает их мысли. Профессор философии, прокурор, предприниматель, парикмахер, саксофонист, молочник и повар. Они цитируют Канта и Шопенгауэра, рассуждают о языке, на котором говорит Бог, красоте женского тела и правах человека, ведь рядом сними трудятся милые и изящные женщины, осуждённые за попытку нелегально пересечь границу.

Их такие разные судьбы теперь переплавлены в одну, по желанию новой власти.

«То, что вы здесь видите, будет переплавлено в высококачественную сталь. Из этой стали мы произведем тракторы, чтобы вспахивать наши поля. Произведём стиральные машины, чтобы вы могли стирать ваши грязные спецовки… Это наши работники. В основном буржуазного происхождения. Их мы тоже переплавим, в людей нового типа.
Это саксофонист. Он здесь, потому что мы отменили саксофон, как буржуазный инструмент. Вот профессор философии, бывший библиотекарь из Праги. Его послали работать в промышленность, потому что он отказался уничтожать упадническую западную литературу…»

Кадр из фильма «Жаворонки на нити», 1969год, режиссер Иржи Менцель
Кадр из фильма «Жаворонки на нити», 1969год, режиссер Иржи Менцель


И так далее – парикмахер попал на завод потому, что «из пяти парикмахеров трое должны быть здесь», прокурор ввиду несовпадений представлений о правосудии с «правильными» представлениями, повар, который ранее отказывался работать по субботам из-за религиозных обычаев. Он и сейчас отказывается, а в выговоры бригадира заворачивает столовые приборы при сервировке стола на обеденный перерыв. Но зато пытается устроить личную жизнь и даже женится. Правда, его невеста – отбывает срок, и на церемонии присутствует её тётка. А когда молодая супруга освобождается, в тюрьму попадает сам повар…

Все они должны исправить свое буржуазное происхождение и буржуазные же замашки. Бригады – мужская и женская, разбирают груды металла, среди которых встречаются иконы и кресты. Все они должны научиться мыслить по-новому, но справляются с этой задачей, конечно, выборочно. Те, кто не смог перестроится, исчезает из Кладно без следа…

«Есть теория двойного удара. Если рабочий меня ударит, меня могут посадить за то, что я его спровоцировал. Но если я ударю рабочего, это расценят как тяжкое телесное повреждение, даже если это будет простая пощёчина».

Несомненные плюсы фильма:

  • Визуально очень красиво – режиссеру и оператору браво. Так изысканно, тонко и со вкусом показать металлолом – это надо талант иметь. Великолепные крупные планы и не менее великолепные виды сверху.
  • Музыкальное сопровождение – идеально в тон настроения.
  • Классные диалоги и мысли, и, собственно, и сам сюжет в целом – как судьба буржуа, так и бригадира со смотрящим.
  • Хорошая актерская игра вообще всех персонажей

Смотреть или нет – смотреть!

Правда, не тем, кто считает, что «вот раньше хорошо было – цензура все непотребное запрещала». Остальным настоятельно рекомендую.

Птицы
1138 интересуются