Найти тему
K-movie Club

Пусанский Международный Кинофестиваль 2024 - обзорная статья

Автор статьи - Виктория Лапушкина.

Подошел к концу один из крупнейших кинофестивалей Азии - Busan International Film Festival, который вот уже 29 лет проводится в Пусане, чтобы дать филммейкерам показать себя, а миру – представление о кинематографе и культуре Кореи. Фестиваль ежегодно собирает картины со всего мира и включает в себя гораздо больше, чем просто показы. Мы приехали сюда с дистрибьютерской компанией Tillit Style и рассказали для K-movie club, как прошли эти 9 дней показов, кинорынка, и как фестиваль помогает студентам.

Каждый год международные фестивали негласно выбирают актуальную волнующую тему, а отсмотрщики подбирают фильмы с соответствующими месседжами. В Пусане в этом году, по ощущениям, такой темой стали сложность и многогранность конфликта, и как ошибки общества влияют на будущие поколения.

Источник: https://www.biff.kr/eng
Источник: https://www.biff.kr/eng

Например, открыли фестиваль премьерой Uprising: кровавой исторической картиной от Netflix, показывающую несправедливость разделения общества во времена Японского нашествия на Чосон. Здесь собраны любимые темы Кореи: ненависть к кастовости и историческим захватам Японией. Основным фокусом при этом выступают не военные действия, а раздробленность общества внутри Кореи, что уводит нас от типичного патриотического кино. Все два часа мы мечемся между коммуной рабов и монархией и нам абсолютно понятны мотивы и логика обеих сторон.

Само повествование ведется через дружбу двух детей, чистота и привязанность которых опередила классовые и политические предрассудки общества. Но когда дети вырастают, война разводит их по разным баррикадам, показывая, как неверная интерпретация событий и манипуляция общества могут настроить друг против друга даже самых близких друзей. В конце концов, авторы приводят к тому, что человечность первична, а люди могут выйти даже из самого тяжелого кризиса через доверие и диалог.

Источник: https://www.biff.kr/eng
Источник: https://www.biff.kr/eng

Или фильм из Корейской секции, получивший две награды Fragment - дебютный полный метр режиссера KIM Sung-yoon, после которого точно хочется следить за его карьерой. Fragment - история двух внезапно осиротевших тинейджеров: родителей одного жестоко убили, отец другого сидит в тюрьме за убийство. Точки соедините сами. Ситуация осложняется тем, что у сына убийцы есть младшая сестра, о которой он старается заботиться, но совершенно не знает как.

Пока дети пытаются осознать новую страшную реальность и научиться жить самостоятельно, взрослое окружение безуспешно пытается помочь. Но события показывают: иногда сочувствия и желания недостаточно, а спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Fragment - это размышление о многогранности конфликта и что прощение - огромная человеческая сила. О том, к чему могут привести эмоции, кто есть жертва и как легко она сама может превратиться в агрессора. Режиссер словно выдвигает гипотезу: определяют ли действия предков новое поколение? И весь фильм эту гипотезу отрицает, заставляя нас рыдать в кресле.

Источник: https://www.biff.kr/eng
Источник: https://www.biff.kr/eng

Еще одним ярким фильмом на тему прощения стал казахский мюзикл Фархата Шарипова Soldier of Love ("Стоп, ночь" в русском прокате) – фильм про молодого музыканта Бейбута, на которого вот-вот обрушатся слава и деньги. После рождения ребенка Бейбут знакомится с молодой и роскошной танцовщицей Жул, интрижка с которой, наравне с развитием карьеры, становится порталом в мир гламура, женщин и зависимостей.

История повествуется не только с помощью привычного киноязыка: драматургия решена через танец и пластику. Хореография перевоплощается из бытовой, но семейно-интимной в более глянцевую по мере продвижения Бейбута в шоубизнесе и отдалении от семьи, а отдельной фишкой проекта стали тексты и музыка группы A-studio, песни которых, по ощущениям, вшиты в наши головы с детства. Когда жена Бейбута (совместно со всем подъездом, как завещало советское общество) запела «еще люблю» – хотелось прыгать на кресле и подпевать. Иностранцы этот слой, конечно же, не считали, но СНГшников разрывало каждую новую песню. Soldier of Love - история про знакомую каждому переоценку ценностей и, снова, про силу прощения.

Источник: https://www.biff.kr/eng
Источник: https://www.biff.kr/eng

Во внеконкурсной программе показывали приехавший с Санденса A Real Pain с Кираном Калкиным и Джесси Айзенбергом в главных ролях. Комедийная история двух совершенно разных братьев, решивших после смерти бабушки отправиться в Польшу: посмотреть на дом бабули и лагеря, где жестоко пытали их предков во времена холокоста. История хоть и комедийная, но предлагает зрителю задуматься о том, что боль от геноцида целой нации до сих пор оставляет след на современных людях, даже спустя столько времени.

Источник: https://www.biff.kr/eng
Источник: https://www.biff.kr/eng

Приятно удивила иранская картина My favorite cake о внезапной встрече двух пожилых, никому не нужных людей, заново обретающих радость жизни друг в друге. Если первая часть фильма больше сосредоточена на быте семидесятилетней героини, раскрывая ее одиночество и характер, то вторая - полностью посвящена сближению персонажей: той самой неловкости первой встречи и желанию общаться, несмотря на страх перед незнакомым человеком и знакомыми Иранскими законами. Кадры во второй части фильма становятся гораздо теплее, светлее, уютнее, а режим переходит в ночь – время уязвимости и интимности.

История сквозит проблемами послереволюционного Ирана, но не кричит и не навязывает нам эту тему как главную, что позволяет вместе с героями ощутить повседневные сложности жизни женщин в современной стране. Фильм безумно откровенен, добр, местами неловок. Он оголяет не тело, а душу, что редко в современном кинематографе.

Источник: https://www.biff.kr/eng
Источник: https://www.biff.kr/eng

Фильм, взявший три награды - The Land of Morning Calm – тоже работает на тему фестиваля. Здесь нам показывают типичную Корейскую деревеньку, где пожилые люди всю жизнь ловят рыбу, токсично сплетничают и проявляют агрессию, делая жизнь молодежи (и друг друга) невыносимой.

Сюжет завязывается, когда главный герой помогает соседу сымитировать смерть, чтобы обмануть страховую компанию и получить большую выплату. Но, конечно, все идет не по плану, и мы наблюдаем за тем, как страдают его родные и как жестоко общество деревни ведет себя на фоне событий. Со временем пожилой главный герой сепарируется от токсичного деревенского общества, переосмысляет свое поведение, все больше проникаясь к жене соседа – иммигрантки из Вьетнама, так напоминающей его покончившую с собой дочь.

Источник: https://www.biff.kr/eng
Источник: https://www.biff.kr/eng

Закрывали фестиваль премьерой Spirit World с потрясающей Катрин Денёв, относительно недавно перенесшей инсульт. По сюжету известная французская певица и ее ярый поклонник умирают в Токио с разницей в день. Главным героем здесь выступает сын умершего поклонника, который исполняет последнюю волю отца и везет серф доску матери, которую никогда не видел. Знакомство с матерью и ее стороной конфликта выбивают сына из привычной жизни. Пытаясь справиться с новой информацией через привычный способ – алкоголь, он чуть не погибает сам. Все это время известная певица пытается помочь главному герою, ведь, у нее самой когда-то умерла дочь, а фильм снова поднимает вопрос о сложности конфликта и прощении.

Помимо показов на фестивале параллельно шли и другие мероприятия (так мы, к слову, пропустили Анору) Например, пять дней идет кинорынок, куда привозят проекты со всего мира на разных стадиях производства. Вокруг большие павильоны, а встречи расписаны на несколько дней вперед. Там становится очевидна (и страшна) воронка продаж. На кинорынке проходит много нетворкингов и обсуждений: как и с кем можно сделать копродакшн или где искать новые локации для съемок. Но по опыту с лучшими людьми знакомишься не в павильоне, а в магазине косметики у отеля. В этом вся прелесть фестивалей (и бейджей у вас на шее).

Источник: личный архив Виктории Лапушкиной
Источник: личный архив Виктории Лапушкиной

Пусан вкладывается не только в продакшн и инфраструктуру для проведения фестиваля, но и в развитие новых кадров: с фестивалем тесно сотрудничает программа AFIS (Busan Asian Film School), отбирающая таланты со всей Азии. За восемь месяцев ребятам не только помогают разрабатывать их проекты, но и интегрируют во все большие фестивали в городе: они работают волонтерами на фестивале коротких метров весной (Busan International Short Film Festival), а на большом Busan International Film Festival прямо на кинорынке проходит питчинг их выпускных проектов. Так они увеличивают насмотренность, нащупывают нерв индустрии и фестивального кино, а также знакомятся с продюсерами и инвесторами.

Фестиваль, в свою очередь, надеется увидеть их фильмы у себя на экранах через какое-то время. В этом году на питчинге креативное агентство Тайваня TAICCA выбрали лучший проект и подарили 3 тысячи долларов на реализацию. В рамках полнометражного кино это немного, но для дебютантов, которые будут искать дальнейшее спонсорство – это огромный фундамент. Круто было бы иметь подобные программы при каком-нибудь ММКФ.

Источник: личный архив Виктории Лапушкиной
Источник: личный архив Виктории Лапушкиной

За 29 лет Busan International Film Festival вошел в список крупнейших мировых кинофестивалей, а сам Пусан делает сверх много для развития киноиндустрии и кадров в Южной Корее. Недаром он получил статус города кино ЮНЕСКО. Уровень картин растет, география фильмов расширяется (в этом году был даже Казахско-Российский фильм “Dad Crocked on Saturday” и украинский “Bees”), на показы ходят всем городом, а на кинорынок приезжает все больше компаний: 26 335 участников за 4 дня. В этом году тема конфликтов и надежды на лучшее будущее отвечали повестке дня. Очень интересно будет посмотреть на то, каким будет тридцатый юбилейный фестиваль и какие темы он затронет.

Полный список победителей можно посмотреть здесь.