— Это ты его угробила! — голосила Мария Тимофеевна, указывая пальцем на невестку, — ты лишила меня любимого сыночка! Что смотришь? Завтра же вышвырну тебя и твоего щенка из квартиры, ничего ты не получишь. Я — единственная наследница!
***
Паша был ребенком нежеланным. Узнал об этом мальчик в пять лет, когда во время очередного скандала отец ему в лицо прокричал:
— Одни проблемы от тебя! Зачем ты вообще на свет появился?! Говорил я твоей матери, что нам и Коли хватит. Какая от тебя польза, позорник? Перед соседями стыдно, на улицу выходить не хочется. Зачем в чужой сад полез? Отвечай немедленно!
Мать к Паше тоже относилась с прохладцей, особой любви никогда не проявляла. Для Марии центром вселенной были муж и старший сын. Коле доставалась забота и внимание обоих родителей. Чувствуя свое превосходство, Коля частенько младшему исподтишка пакостил, за что Паша его люто ненавидел. Шалили братья вместе, а доставалось всегда Павлу. Наверное, поэтому он и вырос озлобленным на весь белый свет.
Коля был старше Паши на пять лет, его родители баловали больше. На день рождения он всегда получал желанный подарок, а от Пашки отделывались обычно какой-нибудь дешевой безделушкой. Оскорбленный ребенок справедливо возмущался:
— Почему Кольке подарили новый конструктор, а мне — альбом и фломастеры? Это нечестно!
— Что, фломастеры для тебя уже не подарок? — начинал злиться отец. — Маша, ты глянь, какой барин у нас растет! Неблагодарный!
— Паша, — тут же вмешивалась в разговор мать, — имей совесть! Мы купили тебе то, что можем позволить. Сейчас времена трудные, мы с отцом и так из кожи вон лезем, чтобы вас одеть, обуть и накормить! Немедленно извинись перед папой!
— Не буду! — рыдая, кричал Пашка. — Вы просто Кольку больше любите, поэтому ему хорошие подарки покупаете! Я просил купить мне новые ботинки, а ты мне что сказала? Чтобы я за Колькой донашивал! А они мне большие, мне в них ходить неудобно. Вот вырасту и сам себе куплю все, что захочу!
Понятия «карманные расходы» в семье не существовало. Вернее, Коле, как старшему, пару раз в месяц перепадала какая-то мелочь, Пашке же денег не давали совсем. В четырнадцать лет мальчишка устроился работать: соседи затеяли стройку, и он все лето помогал месить раствор и таскал мешки с цементом. Работодатель не обманул — Пашка получил на руки оговоренную сумму. Отец деньги у него сразу же забрал:
— Давай сюда! Я найду, на что их потратить.
— Не дам! — возмутился Паша. — Папа, я их заработал, это мои деньги!
— Мал еще что-то свое иметь, — отвешивая затрещину сыну и выдирая купюры из его рук, заявил родитель. — И не ной!
***
Из родительского дома Паша сбежал в восемнадцать. Первые два года самостоятельной жизни в большом городе были самыми сложными — приходилось много работать, чтобы иметь возможность платить за съемную комнату в общежитии. В двадцать лет Паша познакомился с Ариной. Отношения завязались быстро, через три месяца они съехались и больше уже не расставались. Арина для Паши стала той самой отдушиной, стимулом, смыслом жизни, ее он очень любил.
Выбирались из нищеты вместе — Арина работала наравне с Пашей. Через год пара смогла себе позволить переехать в двухкомнатную квартиру. Павел стал хорошо зарабатывать, и общие знакомые тут же донесли об этом Николаю. Старший брат тут же позвонил:
— Ну здравствуй, пропажа! Слышал, ты в жизни удачно устроился?
Павел беседовать с братом не хотел, то звонок почему-то не сбросил.
— Здравствуй, Коля. Говори сразу, чего надо? Я никогда не поверю, что ты позвонил просто так.
— Хорошего же ты обо мне мнения, братец. Ничего не нужно, просто узнать хотел, как живешь. Кстати, ты бы хоть матери позвонил. Она переживает.
Паша быстро завершил разговор. В душе появилось чувство стыда — может быть, и правда стоит поговорить с матерью?
Мария Тимофеевна, услышав голос сына, обрадовалась. Говорили они почти полчаса, Пашу она просила прийти в гости. Узнав про Арину, Мария Тимофеевна обронила:
— Так и девушку свою приводи, как раз познакомимся. Сынок, давай обиды забудем? Мы же одна семья, должны держаться вместе.
Паша пообещал как-нибудь зайти. Разговор с матерью передал любимой девушке, Арина пожала плечами:
— А почему бы и нет? Давай навестим твоих родителей.
Поездку запланировали на выходные. Паша почему-то был уверен, что все пройдет хорошо.
***
По выражению лица матери Павел понял, что его избранница семье не понравилась. Мария Тимофеевна, смерив Арину презрительным взглядом, процедила:
— Грязной обувью на коврик наступать было не обязательно! Проходите на кухню.
Родители устроили Арине допрос, Паша нервно ерзал на стуле и сгорал от стыда за мать и отца. Арина на каверзные вопросы реагировала спокойно, чем еще больше выводила из себя Марию Тимофеевну. Через полчаса Павел не выдержал — вскочил и прокричал:
— Хватит! Вы что тут устроили? Мама, откуда в тебе столько снобизма? Пойдем, Арин. Нам больше нечего здесь делать. Спасибо вам за радушный прием! Лучше бы вообще не приглашали.
Отношения с родителями Паше восстановить не удалось. Мария Тимофеевна отказывалась принимать Арину, говорила по телефону сыну о ней гадости, намеренно выводя Павла на эмоции:
— Паша, не пара она тебе! Ну неужели ты себе кого поприличнее найти не мог? Родителей нет, воспитывалась бабушкой. Неизвестно, какие у нее гены! Нельзя с такой связывать свою жизнь. Ищи женщину обеспеченную, из полной семьи, с хорошим приданным. Зачем тебе голытьба эта?
— Не лезь в мою жизнь, — злился Паша. — Кольку своего любимого воспитывай, а я сам решу, на ком жениться!
— Сынок, но я ведь добра тебе желаю, — причитала Мария Тимофеевна. — Ты мне потом спасибо скажешь!
— Мама, если ты мне звонишь только для того, чтобы рассорить с Ариной, то нам лучше не общаться. Я не позволю ее обижать. Не с того ты примирение наше начинаешь!
Паша на контакт шел неохотно. Мария Тимофеевна поняла, что сын настроен решительно, поэтому читать ему нотации перестала. Портить с Пашей отношения в ее планы не входило.
Большой дом в деревне Мария Тимофеевна давно хотела продавать. Жить в пригороде, вдали от цивилизации ей надоело. Муж и старший сын были согласны, оставалось только уговорить Павла отказаться от своей доли. Делиться с младшим сыном Мария Тимофеевна не планировала — она собиралась приобрести на вырученные деньги две квартиры в городе. Для себя и старшего сына.
— Ну и когда я от вас съеду? — спрашивал Николай. — Мама, я не пойму, чего ты тянешь? Позвони Пашке и скажи, что мы уже клиентов на дом нашли. Меня Маринка каждый день до нервного тика вопросом «когда же мы съедемся?» доводит!
— Подожди, сынок, еще не время. Паша на нас зол, может и не согласиться. Нужно еще немного подождать?
— А кто тебя просил лезть к этой Арине? Какая тебе разница, с кем Пашка живет? Да хоть с чертом лысым! Испортила только все!
Мария Тимофеевна объясняла, что хотела как лучше:
— Неужели ты не видишь, что эта девка на него влияние имеет? Как она скажет, так он и сделает. В наших интересах их развести! Жаль, что у меня ничего не вышло.
Рассказать младшему сыну о своих планах Марии Тимофеевне все же пришлось — клиенты торопили, хотели переехать в дом до зимы. Мать пригласила Пашу в гости, попросила приехать без сожительницы.
— Сынок, откажись от своей доли в мою пользу, — попросила Мария Тимофеевна. — Отец и Коля свои мне уже подарили. Мы дом продавать будем, хотим перебираться в город. Но ты не волнуйся, тебя не обделим — одну четвертую часть от общей суммы я тебе отдам.
Паша задумался: деньги были не лишними, их можно было пустить на первоначальный взнос и приобрести собственное жилье в ипотеку.
— Сколько вам предложили за наш дом? — поинтересовался Паша.
— Достаточно, — ушла от прямого ответа Мария Тимофеевна. — Не волнуйся, в накладе никто не останется. Ну что, договорились? Откажешься от своей доли?
— Хорошо, мам. Если ты обещаешь мне отдать ее деньгами, то я согласен. Все равно все вместе жить на одной территории мы не сможем.
***
Три месяца прошло с момента последней встречи Павла с родителями. Мужчина знал, что дом уже продан и терпеливо ждал звонка от матери или отца. Несколько раз пытался позвонить сам, но трубку ни родительница, ни старший брат не брали. Паша решил позвонить с номера Арины и ему неожиданно ответили.
— Мама, что происходит? — забыв поздороваться, спросил Паша. — Вы обо мне забыли? Я несколько месяцев от вас звонка жду.
— А, это ты, — процедила Мария Тимофеевна. — Чего трезвонишь?
— Мам, мне деньги нужны. Мы с Ариной уже квартиру присмотрели, все в первоначальный взнос упирается…
— Паша, у нас денег нет, — объявила Мария Тимофеевна. — Мы купили две квартиры, твоя доля ушла на ремонт в обеих.
— А я? А как же я, мама? Ты обо всех позаботилась, а обо мне, как всегда, забыла?
— Паша, не устраивай истерик. Ты еще молод, заработаешь себе на квартиру. Я должна была в первую очередь позаботиться о Коле. У него жена беременная, им отдельное, комфортное жилье нужнее, чем тебе. Прости, что так вышло. Я…
Павел мать не дослушал, бросил трубку. Самому себе мужчина дал слово больше никогда не общаться с родителями.
Семь лет Паша старательно избегал любых контактов с матерью, отцом и братом — родственников из жизни он вычеркнул. Мария Тимофеевна ему часто звонила, просила помочь деньгами, сначала уговаривала, а потом начала требовать:
— Я тебя вырастила! — злилась пенсионерка. — Ночей не досыпала, не доедала, все делала, чтобы ты ни в чем не нуждался! Много я не прошу, тридцати тысяч в месяц будет достаточно. Тебе номер карточки продиктовать, сынок?
Паша требования игнорировал, помогать матери он не собирался. За семь лет многое изменилось: у них с Ариной родился сын, появилась своя квартира и небольшая дачка. Предложение любимой Паша делал неоднократно, но Арина мягко отказывалась:
— Паш, ну что изменит этот штамп в паспорте? Я не хочу менять целую кучу документов — все мои сертификаты о повышении квалификации, оба диплома после замужества превратятся в ненужные бумажки. Ты же не разрешаешь мне остаться под девичьей? Ну вот! Давай немного подождем, а? Сын носит твою фамилию, этого достаточно.
Трехкомнатная квартира, в которой проживал Павел с семьей, принадлежала Арине. На этом настоял сам Паша — жилье покупалось на деньги, вырученные с продажи наследственного имущества, которое досталось Арине после кончины ее бабушки. Паша добавил всего триста тысяч.
***
До тридцати пяти лет Паша не дожил. Пятничным утром он уехал как обычно на работу, а через час Арине позвонили и сообщили, что ее муж погиб. Обезумевшей от горя женщине пришлось в одиночку организовывать прощание — родственники Паши не соизволили принимать в этом участие.
Мария Тимофеевна на погост явилась в окружении свиты. Никого, кроме Николая, Арина не знала. Свекровь церемонию прощания превратила в настоящий цирк: она кидалась на невестку с кулаками, демонстративно падала в обморок, громко просила прощения у сына:
— Пашенька, любимый! — завывала пенсионерка, поднося к сухим глазам платок. — Это я тебя не уберегла! Говорила ведь тебе, что эта девка тебя угробит! Не послушал маму и теперь тут лежишь! Ой, сыночек, на кого ты меня покинул? Как я теперь без тебя жить-то буду?
Люди, пришедшие на погост, растерянно переглядывались. Многие коллеги и друзья Павла считали, что он — сирота. Арина, бросив ком земли в яму, развернулась и побрела к выходу. У нее больше не было сил наблюдать за истерикой свекрови.
Полночи Арина проплакала на кухне, мысленно прощаясь с любимым человеком. Сон сморил ее только под утро. Проснулась она от громкого звука — звонил мобильный Паши. Арина немного поколебалась и взяла трубку:
— Освобождай квартиру! — потребовала теперь уже бывшая свекровь. — Я знаю, что с Пашкой вы расписаны не были, поэтому ты не имеешь права претендовать на наследство. Квартира моя по закону!
— Ошибаетесь! — заявила Арина. — Эта квартира — моя. Паша настоял на том, чтобы недвижимость на меня была оформлена. Все, чем он владел, мне принадлежит. Как у вас только совести хватает на вторые сутки после прощания с Пашей звонить мне и что-то требовать? У него не было матери! Вы сделали все, чтобы от вас сын отказался!
Номер Марии Тимофеевны отправился в черный список. Арина вздохнула и закрыла глаза: квартиру эту она сохранит, даже если ей придется пройти семь кругов ада. Звонки Николая Арина поначалу игнорировала, а потом набралась смелости и выключила телефон мужа. Чтобы ее никто больше не беспокоил.
Ещё больше историй здесь
Как подключить Премиум
Интересно Ваше мнение, делитесь своими историями, а лучшее поощрение лайк и подписка.