Замечательно, когда художник в совершенстве владеет сложной техникой, но больше всего меня восхищают художники, которые придумали свои собственные методы создания изображений. Сегодня – об одной из самых известных в мире из ныне живущих и одной из самых дорогостоящих бразильских художниц – Беатриз Мильязеш.
Кариока, то есть жительница Рио-де-Жанейро, Мильязеш известна своими красочными, абстрактными картинами, полными геометрических форм, арабесок и цветов.
Национальный успех пришел к ней в 1984 году, когда она участвовала в выставке, посвященной поколению 80-х. Выставка «Как дела, поколение 80-х» прошла в Школе искусств парка Лаже и представляла преимущественно художников, которые там учились. За это выставку обвиняли в отсутствии репрезентативности (раз уж в названии кураторы замахнулись на все поколение этого десятилетия, должны были соответствовать). В любом случае, выставка стала вехой и важным событием в истории искусства страны, а участники так или иначе получили известность. Среди них и Беатриз.
Позже Беатрис принимала участие в Венецианской биеннале (2003), Биеннале Сан-Паулу (1998 и 2004) и Шанхайской биеннале (2006). Сегодня ее представляет одна из крупнейших в мире галерей, а работы есть в коллекциях таких важных международных музеев, как MoMa, Metropolitan, Fondation Cartier и Guggenheim.
Беатрис Мильязеш владеет не только живописью. За свою карьеру художница обращалась к гравюре, коллажу, иллюстрации, инсталляции, витражу и другим техникам. Ее собственная необычная техника коллажа начала складываться в 90-х годах.
Это многоцветная орнаментальная роспись, декоративная, яркая и нарядная. Художница составляет узорчатые абстрактные композиции, насыщая пространства холста детализированными округлыми элементами, напоминающими тропические цветы и арабески. Элементами для композиций служат мотивы национальной вышивки и кружев, обоев, конфетных оберток и упаковочной бумаги. Иногда используются непосредственно сами материалы: кусочки фантиков и упаковки используются для коллажа.
Конечно, первая ассоциация, которая возникает – это карнавал, с концентратом профанной народной культуры тропической страны. Эта ассоциация замысленна художницей и намеренно предъявляется зрителю в поле современного искусства, на котором «не место» бессмысленным декоративным вещам, апеллирующим только к декоративности.
Однако самое интересное то, что процесс создания полотна становится смыслообразующим. То есть само делание несет смыслы, но открываются до конца они только тому, что обращает на это внимание и пытается задаваться вопросом «А как это сделано?»
Техника создания работ Мильязеш сложна и многоэтапна: элементы рисуются краской на пленке и, после высыхания, на которое иногда уходят месяцы, элементы наносятся на холст способом аппликации, привнося с собой на поверхность холста признаки времени – пыль, мелкий мусор, остатки от других элементов, для создания которых ранее использовалась та же пленка.
Мотивы и элементы переносятся на холст посредством многослойного коллажа, выполненного с большой точностью. Перенос изображений с гладкой поверхности пластика, на котором сох элемент, на холст практически аннулирует жест художника, не видно ни одного мазка.
При наложении элемента на холст, видимой, лицевой стороной становиться гладкая, ранее соприкасавшаяся с пластиком сторона. Если не знать точно, что следы кисти на засохшей краске находятся там, на тыльной стороне элемента из высохшей краски, можно решить, что глянцевость, парадность и декоративность и есть единственно существующий вариант восприятия. Но полученная за счет многослойности живописная материя не обладает никакой толщиной.
Сделав акцент на украшении и арабесках, используя по большей части фигуры с плавными формами, часто круги, художница отправляет взгляд зрителя путешествовать по узору, позволяя ему насладиться графическим богатством и цветовой гаммой, присутствующей на его картинах, таким образом тоже маскируя серьезные темы. А о чем же таком серьезном говорят красочные работы Мильязеш? Думаю, главный вопрос, который она задает: насколько еще более красочным, пустым, декоративным и обезличенным можно сделать чужую культуру, упрощая ее до клише и стереотипа.
Буду рада лайкам и, конечно, разговорам в комментариях!
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал про латиноамериканское искусство "Тропики за углом" https://t.me/tropikizauglom