Найти в Дзене
Эхо Победы

Забайкалье. Атаман Семенов

В этой статье отвлечемся от южной контрреволюции – корниловщины, деникинщины, красновщины и обратим взор на восток. Было ли, что-либо общее и различное у южной и восточной контрреволюции в России? Конечно было. У всех контрреволюционных движений в России периода Гражданской войны 1918-1922гг. было одно общее начало – иностранные хозяева, поддерживавшие и спонсировавшие наемные антисоветские формирования. Но было и различие – интересы государств-интервентов, а их было более десятка, зачастую диаметрально отличались друг от друга. Разные интересы государств-интервентов приводили к тому, что их марионеточные правительства и не могли договориться между собой, а их вооруженные силы не взаимодействовали друг с другом, что позволяло Красной армии успешно бить их по частям. Донское контрреволюционное движение, руководимое атаманом Красновым, целиком и полностью опиралось на германские штыки. Корнилов, а затем Деникин послушно плыли в фарватере политики держав Сердечного Согласия (Антанты). Дер

В этой статье отвлечемся от южной контрреволюции – корниловщины, деникинщины, красновщины и обратим взор на восток. Было ли, что-либо общее и различное у южной и восточной контрреволюции в России? Конечно было. У всех контрреволюционных движений в России периода Гражданской войны 1918-1922гг. было одно общее начало – иностранные хозяева, поддерживавшие и спонсировавшие наемные антисоветские формирования. Но было и различие – интересы государств-интервентов, а их было более десятка, зачастую диаметрально отличались друг от друга. Разные интересы государств-интервентов приводили к тому, что их марионеточные правительства и не могли договориться между собой, а их вооруженные силы не взаимодействовали друг с другом, что позволяло Красной армии успешно бить их по частям.

Донское контрреволюционное движение, руководимое атаманом Красновым, целиком и полностью опиралось на германские штыки. Корнилов, а затем Деникин послушно плыли в фарватере политики держав Сердечного Согласия (Антанты). Державы Сердечного Согласия находились в состоянии империалистической войны с Германской империей, отсюда немедленно вытекают и сложности в отношениях Деникина с Красновым и отсутствие объединения военных усилий на едином стратегическом направлении – Царицынском.

Если посмотреть на карту, то расстояние от Екатеринодара до Читы более 5.000 км., а это значит, что цепкие руки германских и даже английских и французских империалистов врядли смогут дотянуться и организовать вассальное контрреволюционное движение. Но природа не терпит пустоты и если у западных империалистических хищников руки оказались коротки, то на востоке появился уже молодой хищник с захватническими амбициями – Японская империя. Прямая военная интервенция в разгорающейся Гражданской войне была ещё не комильфо, и государства-интервенты на первых порах предпочитали действовать через свои прокси-формирования. На Кубани это была Добровольческая армия Корнилова, а затем Деникина, на Дону – Донская армия Краснова, а на Дальнем Востоке японцы сделали ставку на атамана Забайкальского казачьего войска Григория Михайловича Семенова.

Атаман Семенов. Фото из открытых источников
Атаман Семенов. Фото из открытых источников

После Октябрьского переворота есаул Семенов сколотил отряд в 85 человек и 12.11.1917г. в Верхнеудинске напал на революционно настроенных солдат гарнизона. Начало восточной контрреволюции было положено. После демобилизации царской армии Семенов пополнил свой отряд, вернувшимися с мировой войны казаками-фронтовиками, а также местными монголами, бурятами, багрутами. Командование японской армии щедро спонсирует своего вассала, выдавая необходимые суммы для формирования антисоветского движения. Для повышения статуса Семенов и в генералы себя произвел. Но одних японских денег и оружия было мало. К июлю 1918г в войсках Семенова находился полнокровный японский батальон (более 400 чел.) под началом майора Такеда. Более 50% семеновцев в этот период составляли иностранцы, о политических взглядах которых можно только догадываться. Есть серьёзные сомнения, что за «единую и неделимую» боролись!

Японские интервенты на Дальнем Востоке. Фото из открытых источников
Японские интервенты на Дальнем Востоке. Фото из открытых источников

Принимая деньги от японского командования, Семенов, сам того не замечая, стал их прислужником, орудием проведения японской политики в Забайкалье, а позднее и по всему Дальнему Востоку. Как же относилось служилое сословие Забайкалья и Амура – казачество к своему атаману? За годы 1-й мировой и Гражданской войн в Забайкалье было сформировано 28 казачьих полков. 14 из них стали «белыми», а 14 – «красными». Историки белой эмиграции признавали, что в белых полках было по 400-500 чел., а в красных – по 1000 чел. Очевидно, что забайкальское казачество в своем большинстве было за Советскую власть.

А какие же отношения у Семенова были со своим «камрадом» по белому делу – Верховным правителем России адмиралом Колчаком. Отвратительные! Колчак был ставленником Соединённых Штатов, у которых с Японской империей уже имелись диаметральные взгляды по доминированию в Тихоокеанском регионе. Имея таких «камрадов» врагов уже не надо.

Контрреволюция в России в принципе была обречена на поражение – тот, кто ищет помощи у иностранных государств, будет неизменно побежден, так как дух национального самосознания сильнее любого оружия.

По теме:

Ящик Пандоры генерала Духонина

Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал.