Найти в Дзене
Музей Будущего

Фантастический аудиоспектакль из Иркутска, о котором вы не слышали. А зря.

Представьте: история о Земле будущего, космических полётах и взаимоотношениях людей, созданная в традициях отечественной мягкой фантастики, исполненная профессиональными актёрами и музыкантами. Само по себе звучит как фантастика, не правда ли?

Совершенно случайно я наткнулся на творение большой команды из Иркутска, год назад выпустившей музыкальный аудиоспектакль в двух действиях. Фантастический. Про светлое будущее. Представляете? Я его послушал дважды и до сих пор не могу понять, как а) я нигде о нём не слышал раньше и б) как удалось создать такой многогранный и необычный проект.

-2

В поисках ответов я попросил Антона Горбунова (АГ), автора аудиоспектакля "Последний капитан", дать интервью специально для Музея Будущего (МБ). Очень рекомендую прочитать интервью до конца, чтобы увидеть, какие необычные источники вдохновения легли в основу этого проекта.

МБ: Как родилась идея аудиоспектакля и почему выбрали именно этот формат?

АГ: Космосом и фантастикой я начал увлекаться еще в раннем детстве. В детском и юношеском возрасте, наверное, как и большинство в то время, читал Кира Булычева, Станислава Лема, Жюля Верна, Герберта Уэллса, очень нравилась дилогия Эдмонда Гамильтона - романы "Звездные короли" и "Возвращение к звездам" - перечитывал несколько раз в читальном зале детской библиотеки (эти произведения публиковались в журнале "Техника молодежи", подшивку на дом не давали).

Несколько лет назад я вновь вернулся к фантастической литературе, стал читать Ивана Ефремова, братьев Стругацких, Рэя Брэдбери и других.

В мае и июне 2022 года произошло несколько событий, которые стали толчком к созданию нашего аудиоспектакля. На майские праздники мы с семьей уехали на двухдневную экскурсию в Саянскую солнечную обсерваторию, расположенную в горах на границе с Монголией на высоте около 2000 метров, где замечательный астроном Михаил Меркулов рассказывал нам о черных дырах. Представьте, какое это необычное место, ты находишься вдали от цивилизации, вокруг только башни телескопов, саянские горные хребты и бесконечное звездное небо над головой! Определенно настраивает на творческую волну.

Где-то в это же время я услышал песню группы "Ария", которая называется "Точка невозврата" о путниках, отправившихся к далеким звездам и не вернувшихся назад. Хотя я не поклонник данного рок-коллектива, но эта их композиция меня буквально пробрала.

В июне 2022 года мы с близкими родственниками посетили далекую таежную заимку, расположенную в верховьях реки Лена в Качугском районе Иркутской области, где прожили несколько дней, наслаждаясь уединением среди дикой тайги. Там, когда моя жена Настя сплела и надела на голову венок из лесных цветов, я, вдохновленный ее образом, сочинил строки будущей песни "Лесная фея".

Вернувшись из тайги в Иркутск, я несколько дней вынашивал идею придумать что-нибудь эдакое, где бы связались воедино и космос, и черные дыры, и сюжет "Точки невозврата", и любовь к родной земле и близким людям, и Саяны, и тайга, и горечь расставания.

Вспоминая опыт создания двух песен о малой родине моего папы - "Прощание с родным селом" и "Баллада о Птице радости" - решил создать музыкальный аудиоспектакль наподобие советских, которые выпускались на виниловых пластинках, взял тетрадку и ручку (когда что-то сочиняю, работаю только шариковой ручкой, через клавиатуру рифмы почему-то не приходят) и уже через месяц "Последний капитан" был готов. Понятно, что в течение того времени, когда Артемом Вяткиным писалась музыкальная основа, в тексты вносились некоторые изменения, но вся основа была создана за один календарный месяц.

-3

МБ: Что стало источником вдохновения для сюжета?

АГ: Источниками вдохновения помимо песни группы "Ария" стали книги "Туманность Андромеды" Ефремова, "Полдень, XXII" Стругацких, "Мы" Замятина, "Солярис" и "Непобедимый" Лема, "Путешествие по Карагассии" Чудинова, а также экспедиции в Тофаларию и Туву, которые я организовывал во время своих отпусков.

Вместе с представителями одного из самых малочисленных народов - тофаларов - проживающих в горах Восточных Саян, которые традиционно занимаются охотой и оленеводством, я искал старинные стойбища и древние кочевые тропы из Монголии, собирал фольклорный материал, изучал их быт. Образы настоящих тофаларов - в лице Старика и Мальчика - неспроста нашли отражение в нашем "Капитане", это дань тем людям, с которыми я прошел не одну сотню километров по горным тропам.

-4

МБ: Сколько времени ушло на реализацию? Как удалось подключить такое число творческих людей?

АГ: На все производство ушел ровно один год - с июля 2022 года по август 2023 года.

Что касается творческих людей, тут, как говорится, язык до Киева доведет. С композитором Артемом Вяткиным меня познакомила артистка хора высшей категории Иркутского музыкального театра Алена Григорьева, которая до этого снималась в моем клипе "Баллада о Птице радости", рассказчик - народный артист Российской Федерации Мальцев Николай Петрович, исполнявший три года назад песню "Баллада о Птице радости" - познакомил меня с народным артистом Яковлевым Владимиром Александровичем, сыгравшим Старика.

В общем, метод цепной реакции, выходил на нужных артистов через других, уже знакомых артистов, и теперь у меня со всеми ними очень хорошие, я бы сказал, теплые отношения.

При этом, хочу отметить, что еще три года назад я не знал ни одного представителя театра или эстрады, так как основная моя деятельность далека от творчества, я руковожу производственным подразделением в одной из иркутских компаний, занимающейся добычей углеводородного сырья.

МБ: Что получилось легче всего в проекте, а что далось с трудом?

АГ: Как ни странно, каких-то особых сложностей не было. Я присутствовал на всех этапах производства мюзикла - написание музыки, записи в студии, репетиции и т.д. - и всегда была очень позитивная атмосфера, все давалось очень легко. Наверное, потому, что не было жестких временных рамок, дедлайнов, мы просто работали над проектом в свое удовольствие.

МБ: Про спектакль я узнал случайно и удивился, что такая грандиозная работа мне нигде не попадалась раньше. Вы пытались как-то продвигать проект, рекламировать его?

АГ: Действительно, "Последний капитан" не слишком разрекламирован. Его создание обошлось в достаточно круглую сумму и, учитывая, что все сделано за счет лишь собственных средств, без привлечение внешних инвестиций, непосредственно продвижение проекта (таргетированная реклама, привлечение ЛОМов и т.д.) финансировалось по остаточному принципу.

-5

МБ: Какие строите творческие планы? Будут ли ещё фантастические аудиоспектакли?

АГ: Сейчас мы работаем над музыкальной постановкой "Год чуда, любви и печали" о выпускниках одной из иркутских школ, уже скоро выйдет музыкальный клип на песню "Осень художница", которая вошла в состав нового аудиоспектакля. Что же касается проектов, связанных с фантастикой, определенные задумки есть. Надеюсь, что все получится.

______________________

Вот такое вышло интервью. Больше деталей вы найдёте в официальном сообществе аудиоспектакля, там же его можно послушать. А в этом файле - пресс-релиз спектакля. Также "Последнеий капитан" есть на Яндекс Музыке.