Найти в Дзене
Звук и мысль

Воспоминания о Тонком Мире и укрепление духовности. Сущность гуманизма в педагогике. Перевоплощения

Эгина. Фото автора
Эгина. Фото автора

Научная и практическая педагогика, даже базирующаяся на узком материализме, дала немало прекрасных идей и методов воспитания духовности детей. Конечно, основные идеи не являлись открытиями, но лишь являли свой вечный свет в облике, соответствующем мышлению того века, в котором светлые умы педагогов-мыслителей стремились поднять педагогическую деятельность на более высокий уровень.

Так, по-разному понимаемое понятие "духовность" и замусоленное в неподходящем для глубокого знания диссертационном формате понятие "духовные потребности" при всём окружающем их многословии всё же несут в себе неуничтожимый свет единых истин, первая и главная из которых – духовная, вечная, неуничтожимая основа в глубине человеческого существа.

Другая важнейшая истина, реализованная в гуманистичных концепциях, состоит в том, что духовность как проявленность духа в сознании, действиях и поступках, выявляется, укрепляется и нарастает в условиях бережного воспитания, гармоничного обучения и достойного окружения.

Основами такого подхода является укрепление в ребёнке непосредственного чувства Света, красоты, бесконечности бытия. Способствует этому ознакомление с Основами Бытия. (Как бы по-разному они не выражались, эти основные знания о Жизни, суть их едина – наличие Высшего Мира, бессмертие человека и необходимость следования путём Света). Чувство красоты, бережно питаемое в ребёнке, делает духовность живой, непосредственной.

Образование, при бережном отношении к сердцу ребёнка, позволяет развиться мышлению свободному и творческому. По мере взросления, потребность в глубине познания и в приобщении к Жизни в её наиболее сознательных, деятельных проявлениях делает из человека истинного сотрудника Созидательных Сил.

Если вдуматься в концепции воспитания, данные великими, можно увидеть единство истин; основные истины, явленные у Платона, затем звучат "претворёнными" в идеях таких корифеев педагогики, как Коменский, Песталоцци, Сухомлинский, и многих других.

Эти единые истины утверждают:

  • глубину природы человека, что требует отношения к ребёнку как к равному;
  • принцип гармоничности воспитания, активности и свободы мышления;
  • принцип общего труда, дающего возможность осознавать благородный смысл жизни и деятельности;
  • и, конечно, воспитание чувства Красоты как основа живого ощущения тайны жизни и утончённости её сокровенных гармоний и ритмов.

Сегодня философия воспитания пополнилась знаниями, которые являлись длительное время "забытыми", хотя хорошо были известны даже в Античности. Это прежде всего знания о перевоплощении, о том, что дух и сознание человека "пополняет" свой арсенал возможностей, благодаря опытам сменяющихся циклов бытия в воплощении и развоплощённом существовании.

Вдумаемся, Великий Платон подчёркивал значение "припоминания" в воспитании и обучении, утверждая, что "душа" уже имеет опыт, необходимо создать условия для того, чтобы это "припоминание" действовало как основа для новой ступени развития. Такими условиями, по Платону, являются диалектика (в Платоновом смысле, а не в современном софистическом), а также Красота – как путь постепенного приближения к познанию Наивысших уровней Действительности.

Заметим, не упоминая слово "перевоплощение", великие педагоги Эпохи материализма тоже утверждали идею воспитания на основе индивидуальных наклонностей, необходимость бережного внимания к детям, не насилие, но следование за лучшими побуждениями души, укрепляя их.

Именно индивидуальность этих "накоплений" является основой разнообразия дарований и способностей. А знание и чувство красоты делает сознание восприимчивее к "веяниям" из глубины собственного сердца, духа.

Таким образом, сущность гуманизма, извращённая в веках отрицания высших начал жизни, и выродившаяся во вседозволенность современного так называемого "либерализма", состоит именно в утверждении уникальности духовных накоплений человека, и права на индивидуальное выражение духовности, мысли, права индивидуально выражать в творчестве и деятельности доступные человеку "струны" высших Гармоний жизни беспредельной.

Вспоминая свои детские ощущения, многие люди могут обратить внимание на тот очевидный факт, что они несли в своём сознании некоторые ясные, необычные представления, о которых им не было рассказано взрослыми и которые не были в поле внимания их текущей жизни. Среди таковых – и представления о бесконечности, и ощущение бессмертия, и Облики прекрасные, "откуда-то" запечатлённые в сознании. Очень важны такие неосознанные, но влияющие на формирование сознания "припоминания" души о Мире Высшем.

Именно об этом учил Великий Платон, утверждая, что душа высшая в человеке хранит в памяти опыт соприкасания с Миром Высшим. Беседы Сократа в изложении Диалогов Платона были направлены именно на пробуждение этой "памяти", и диалектика Платона (в отличие от современного "критического мышления") основана внутреннем чувстве Света Истины, питаемого этим накопленным опытом духа.

Для самого раннего детского возраста уже характерны склонности к определённого рода познанию; и счастливы дети, рядом с которыми есть взрослые, умеющие внимательно рассмотреть и чутко отнестись к таким просматривающимся "воспоминаниям" детей о том, что в прежних воплощениях было предметом их сохранённого интереса.

Эта свойственная раннему детству способность помнить отголоски прошлых воплощений и Свет Мира Духовного, быстро теряется, и, по мере взросления, память физическая вытесняет эти тонкие запечатления из сознания (не навсегда, но на время текущего воплощения). Поэтому очень важна бережность к детству, окружение детей красотой и мудростью.

Важно правильно воспринимать детство, осознавая, что ребёнок – носитель опыта многих прежних существований, и многое несёт в своём духе. Ответственность взрослых перед детством в том, чтобы не дать "заблудиться" воплотившемуся духу в этой "новой" действительности. Потому так преступна грубость, невежество, подавление воли ребёнка.

Следует воспринимать детей, относясь к ним как к равным и не мешая им проявляться "как большие". Именно дети вмещают высокие мысли и глубокие идеи. Основы бытия надо дать ребёнку, укрепляя в нём его "припоминания" о Незримости.

Раннее приобщение к великому искусству и чтению необходимо. Каждый серьёзно занимающийся воспитанием и развитием своих учеников учитель знает, что ни одно мастерство, ни одна область знания не может быть освоена учеником целостно (при одухотворённости отношения к ней) без понимания Основ Бытия и приобщения к Красоте и к глубокому мышлению.

Закончим выдержками из Учения Живой Этики:

"…Особенно до семи лет можно вызвать воспоминания о Тонком Мире. Дети чувствуют, как они ощущали эту особую жизнь. Полезно спрашивать детей – не помнят ли они чего-либо особенного? Такие прикасания называются открытием памяти. Пусть с годами опять замрёт память о прошлом, но всё-таки останется искра прекрасного существования.
Великий Путник любил открывать память… Он не только любил детей, но видел в них продвижение человечества. Относясь к ним как к взрослым, Он был прав, ибо когда вспоминается далёкое прошлое или Мир Тонкий, ум становится взрослым. Никогда дети не забудут того, кто подошёл к ним как равный. Они сохранят такое воспоминание на всю жизнь.
…Так нужно помнить, что младшие будут продолжателями жизни, и каждый должен им сообщить опыт свой. Но еще мудрее будет, если можно пробудить воспоминание о Тонком Мире. Самая глубокая духовная жизнь сложится там, где засияла искра существования Тонкого Мира, и облегчится сношение с Миром Невидимым" ("Надземное", 172).
"…Полезны и занятия искусством и самыми прозаическими ремёслами, ибо ничто так не пробуждает дремлющие способности, как возможность непосредственного, личного выявления. Хороши и хоровое пение, и народные танцы, и все занятия, которые требуют объединённого ритма. Но особенно следует поощрять детей высказывать свои мнения по поводу всего прочитанного, услышанного и виденного ими, такие обсуждения заложат основу мышления. Также необходимо ввести увлекательные занятия и игры, требующие особой внимательности. Ведь память есть прежде всего внимательность…" (Е.И. Рерих. Из Письма от 19.04.1938 г.).

Гореликова М.В.

Эту статью можно читать на нашем сайте "Живая Школа".

Благодарим Вас за внимание!