Андрей МУСАЛОВ
РЕПОРТАЖ
Опубликовано в журнале "Пограничник Содружества". № 1, 2013 г.
В Пограничной службе ФСБ России много разных частей и подразделений. Но самым необычным из них, пожалуй, является Центральный пограничный ансамбль ФСБ России. Этот прославленный коллектив существует более шестидесяти лет и хорошо знаком пограничникам на самых разных участках государственной границы. Для того чтобы встретиться со своими благодарными зрителями, участники ансамбля ежегодно преодолевают не одну тысячу километров. Наш корреспондент сопровождал пограничный ансамбль в нескольких концертных поездках.
МОСКВА. АЭРОПОРТ "ВНУКОВО". Раннее утро. Холодный дождь хлещет по бетонке аэродрома. В «Ту-154» грузятся участники Центрального пограничного ансамбля ФСБ России. Поеживаясь от пронизывающего ветра, «балетные», хор и музыканты ансамбля терпеливо ждут своей очереди. У трапа они кутаются в «фирменные» балахоны с надписью Russian Frontier Guard Band.
Все происходит почти в полной тишине, без привычной в таких случаях суеты. Несколько крепких ребят отточенными движениями закидывают в грузовой отсек баулы, сумки и тюки. В пассажирском салоне участники ансамбля занимают места столь же молча и деловито – каждый извлекает из ручной клади свое, привычное – подушки-подголовники, ноутбуки с фильмами. Любой поймет, что это профессиональные авиапутешественники и самолет для них теперь как дом родной, что, впрочем, неудивительно.
Почти ежемесячно ансамбль отправляется в путь, чтобы выступить с концертами в разных точках земного шара – Китае, Монголии, Норвегии, Дании, Тайване, США, Латвии, Беларуси, Эстонии, Польше… Хотя гораздо чаще это происходит в городах российского приграничья или в странах СНГ. На этот раз ансамбль ждут на Дальнем Востоке – впереди Хабаровск, Биробиджан, Петропавловск-Камчатский…
После взлета в салоне быстро наступает тишина. Впереди множество часов полета. Я беседую с начальником ансамбля заслуженным артистом России полковником Андреем Капраловым. Он был одним из тех, кто создавал ансамбль в его нынешнем виде.
Коллектив существует давно – более шестидесяти лет. Прежде его знали как Пограничный образцово-показательный оркестр ФСБ России. На базе этого оркестра в 2006 году и создавался ныне существующий коллектив. В состав ансамбля вошли эстрадно-симфонический оркестр, хор, балет, штат солистов-вокалистов и ряд сопутствующих служб.
Идея создания коллектива в нынешнем виде принадлежала руководству Управления воспитательной работы Пограничной службы. Воплощение этой идеи – заслуга художественного руководителя ансамбля главного военного дирижера, заслуженного артиста России полковника Александра Михайлова.
– Нынешнее название появилось у коллектива в 2007 году, после завершения штатной реорганизации, – вспоминает Андрей Анатольевич Капралов. – А в 2006 году многое создавалось с нуля. Не было людей, партитур, инструментов, партий, костюмов… Все что было – одна только идея. За полгода руководство ансамбля проделало титаническую работу по созданию коллектива, становлению его репертуара, подбору, поиску средств на приобретение аппаратуры. Особенно скрупулезно мы подбирали будущих участников коллектива. В день прослушивали по двадцать - тридцать человек. Месяц за месяцем, конкурс за конкурсом – так отбирали лучших из лучших.
Когда 22 февраля 2007 года ансамбль давал свой первый концерт, музыканты выступали с приобретенными за свой счет инструментами и без сценических костюмов. Военнослужащие были в парадной форме, служащие – в личной одежде. Для балета костюмы вообще пришлось «арендовать». Спустя четыре года коллектив уже обладал собственной аппаратурой хорошего качества, полностью укомплектованной материально-технической базой, включая реквизит, инструменты и все то, что необходимо для выступления на высоком уровне. Трудно даже представить, чего стоило руководству ансамбля раздобыть все необходимое, добиться выделения денежных средств. Но затраченные усилия стоили того – ФСБ России получила новый коллектив с большими возможностями.
– В чем же новизна вашего «музыкального объединения», чем оно отличается от подобных военно-музыкальных коллективов?
– Когда создавался коллектив, пришлось много работать для создания своего, индивидуального, стиля, – размышляет Андрей Анатольевич. – Прежде всего, хотелось, чтобы наш ансамбль не был похож на другие подобные коллективы. И особенно на Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. Александрова. Это международный образец военной музыки, хотя и с некоторым налетом «древности». Другой ориентир в мире отечественных музыкальных военных коллективов – Академический ансамбль песни и пляски Внутренних войск МВД России. Это профессиональный армейский коллектив, творчество которого направлено на пропаганду лучших традиций советского военного искусства. Он современнее Ансамбля имени А. Александрова, но опять-таки весьма статичный, с упором на хор. Правда, хор высокого уровня, большой и весьма известный. Однако остальные жанры ансамбля на его фоне фактически незаметны.
Главное отличие пограничного ансамбля от других – возраст участников коллектива. В названных ансамблях средний возраст участников далеко за сорок. Здесь же изначально поставилась цель - создать молодежный,современный, живой коллектив,который всегда должен быть на самом острие жизни.
- Действительно, средний возраст участников нашего коллектива – до тридцати лет. Молодежь составляет девяносто процентов. Впрочем, немало у нас и ветеранов. Но это такие ветераны, которые дадут фору многим молодым!Среди них народный артист России Эдуард Лабковский, народная артистка России Людмила Назаренко, главный балетмейстер ансамбля народный артист России Геннадий Минх, дирижер ансамбля заслуженный артист России полковник Александр Вашкин. Без таких людей очень сложно состояться любому коллективу, – говорит Капралов. – Они несут в себе заряд юношеской энергетики и в то же время обладают бесценным опытом.
ХАБАРОВСК. СпОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫЙ КОМПЛЕКС «ПЛАТИНУМ АРЕНА». Хотя Хабаровск не обделен выступлениями самых популярных артистов и коллективов, оба концерта пограничного ансамбля собирают полные залы. Вопреки ожиданиям, помимо верного «профильного» зрителя – собственно пограничников, ветеранов и школьников, в зале множество людей «со стороны». Публика самая разная – и солидного вида, и люди явно небольшого достатка (концерт бесплатный).
За кулисами гигантского комплекса артисты ансамбля готовятся к выступлению. Балерины наносят грим, что-то подшивают. Ника Игнатова, Ирина Демидова,Татьяна Малахова и прочие королевы сцены выглядят скромно и совсем по-домашнему – даже не верится, что буквально через полчаса за их выступлением будут завороженно следить тысячи глаз.
Тут же, за сценой, один из «балетных» до бесконечности отрабатывает трюк с саблей – высоко подбрасывает ее в воздух, затем,совершая прыжок, ловко ловит.Это чем-то напоминает фильмы«в стиле Шаолинь». В какой-то момент сабля легко втыкается в пол сцены. Острая!
За кулисами царит строгая дисциплина – не в каждой воинской части имеется такая.
– Дисциплина у нас действительно военная, – уточняет полковник Андрей Капралов. –Большое число участников коллектива – военнослужащие. Без этого невозможно было бы добиться тех результатов, которых мы достигли сегодня. Дисциплина особенно важна при нашем напряженном гастрольном графике.Для каждого из нас пограничная служба является центральной темой творчества. Мы не просто один из главных коллективов ведомства, у нас принято близко воспринимать все, что происходит на границе. Поэтому пограничная форма для нас – не просто сценический костюм…
Где-то в глубине комплекса распевается кто-то из исполнителей. Тут же обмениваются впечатлениями музыканты ансамбля.Атмосфера расслабленная, с шутками и смехом. Их инструменты давно настроены и находятся на сцене. Сегодня музыкантам повезло – у них достаточный запас времени для подготовки к выступлению, что бывает далеко не всегда.
Разумеется, в идеале на гастролях ансамблю требуется солидный запас времени для того,чтобы разгрузить аппаратуру,настроить ее, отрепетировать, изучить зал и сцену. Но нередко случается так, что у артистов есть всего лишь один час для того, чтобы разгрузить багаж, переодеться, настроить звуки подготовить программу именно для той географической местности, где выступает ансамбль.
Особенно непросто приходится «балетным». Каждая новая сцена требует от артиста балета изменений в постановке. Именно поэтому на гастроли всегда ездит главный балетмейстер. Перед тем как дать концерт, балет проводит так называемую разводку балета. Это когда полностью готовая постановка «пристреливается» к конкретным сценическим условиям. Значение имеют малейшие«параметры» сцены: размеры площадки, месторасположение оркестра и рампы. Учитывается даже то, где и какая доска на сцене проваливается или прогибается. Это помогает избежать травм и других неприятностей.
Огромное значение имеет освещение сцены.Если какой-то прожектор слепит артиста во время танца с саблями,это может закончиться самым неожиданным образом. Сабли хоть и бутафорские, но по остроте могут легко соперничать с настоящими.Итак, концерт начинается.Среди музыкантов стихают шутки, их лица становятся сосредоточенными. Свет в зале гаснет.Строем, в полной тишине участники ансамбля и хора выходят на сцену. Затем следуют «балетные».
Начинается главное действо, ради которого все собрались. Сценарий его очень необычен – каждый следующий номер зрелищнее предыдущего, каждое новое выступление таит что-то новое неожиданное. Танцевальную композицию на тему окончания Второй мировой войны сменяет «Русский сувенир», а затем «Казачья плясовая». Зритель слышит классическую «Тарантеллу» Россини, а через пару номеров – попсовую «La camisa negra» в исполнении заслуженного артиста Республики Дагестан Марио Али Дюранда Сутуева.
Во время исполнения номеров мне удалось постоять за кулисами, а значит, увидеть концерт с точки зрения музыкантов ансамбля. Здесь все напоминает цех высокоточного предприятия, где каждый инструмент выполняет строго заданную функцию. Стройный для зрителя звук музыкальной композиции рассыпается на множество звуков, издаваемых каждым отдельным инструментом. Только здесь становится очевидна работа дирижера – точными движениями своей палочки он заставляет работать все это собрание музыкантов.
Концерт проходит на одном дыхании и завершается песней«Хабаровские огни» в исполнении солиста ансамбля Игоря Михайлова. «Хабаровск, Хабаровск, тобой не любуюсь я – я просто люблю тебя!» – вкрадчиво звучит его тенор. Окончание песни тонет в аплодисментах. После завершения концерта интересуюсь у Андрея Капралова, какой жанр превалирует в программе ансамбля?
– Невозможно выделить что-то одно, – отвечает Андрей Анатольевич, – представить балет без оркестра, или наоборот.Суть ансамблевого искусства заключается в сбалансированном сочетании различных элементов.Один элемент усиливает другой,а в совокупности они дают гораздо больший эффект, чем при использовании по отдельности.
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ. Довольно-таки скромный концертный зал Культурного центра Пограничного управления ФСБ России по Камчатскому краю совсем не чета «Платинум-арене».
Несмотря на это, подготовка к предстоящему концерту ничем не отличается от той, что была в Хабаровске. Скорее даже напротив – «балетные» репетируют старательнее прежнего,приноравливаясь к ограниченному пространству сцены.За кулисами встречаю певца Петра Мелентьева. Одетый в безупречно белый костюм, он ожидает своего выхода на сцену.
Впрочем, до его номера еще далеко, есть время побеседовать.Интересуюсь, как попадают «в певцы» пограничного ансамбля? Неожиданно открываются весьма необычные факты из его биографии. Петр родом из Нижнего Новгорода. Вырос на рок-музыке таких групп, как «Кино», «ДДТ»,«Наутилус-Помпилиус», «Агата Кристи", «Ария»,«Черный Кофе», «Алиса», «Король и Шут»,NightWish, Theatre of Tragedy,песнях Константина Никольского.
– Я постоянно слушал этих исполнителей и по возможности подпевал то одной, то другой группе, – вспоминает Петр. – Их репертуар выучил наизусть. Так что был, есть и остаюсь «рокером-металлюгой».
После школы Петр хотел пойти в медицину. Но не получилось. Пришлось учиться в СПТУ-54, что при чулочно-носочной фабрике «ТОН». Но все, что ни делается, делается к лучшему! Его заметила Надежда Абызова,руководитель местного студенческого театрального кружка. Петр вспоминает:
– Надежда Александровна стала первым человеком, познакомившим меня со сценой. Я даже поучаствовал в одной маленькой театральной постановке. Правда, с тех пор «зарекся» играть в театре.
После года учебы в СПТУ Петр перевелся в Нижегородский колледж технологии и дизайна одежды. Там у него «прорезался» голос. Исполнял что-то из репертуара рок-групп «ДДТ» и «Ария». Увлечение пением продолжилось в Москве, в Московском государственном текстильном университете имени А. Косыгина, где Мелентьев продолжил учебу. На первой же лекции по высшей математике на вопрос преподавателя: «Кто здесь поющие?» – сокурсницы указали на Петра. Преподаватель предложил поучаствовать в студенческих конкурсах.
Мелентьев начал выступать со сцены и заниматься академическим вокалом. В конкурсах стал получать звания и призовые места. После окончания университета перед Петром встал выбор – стабильная работа «по специальности» или же сцена и жизнь артиста, с нечеткими перспективами и кочевым образом жизни. В какой-то момент был сделан выбор,и Мелентьев одновременно стал устраиваться в Ансамбль имени А.Александрова и Академический музыкальный колледж при МГК имени П. Чайковского. «Прошел»в оба места. В колледже попал в класс к преподавателю Сергею Волжанскому.
– Сергей Иванович стал моим преподавателем и в следующем моем учебном заведении – Государственной классической академии имени Маймонида. Что касается творчества, то некоторое время, поработав в Ансамбле имени А. Александрова, я устроился в Центральный пограничный ансамбль ФСБ России. Здесь работаю с удовольствием. Столько позитива, отдачи и уважения от коллектива и начальства я пока нигде не видел и вряд ли увижу…
Между тем артисты начинают переодеваться для предстоящего концерта. С началом музыкального действа для них наступает пик длительного подготовительного периода. Каждый из артистов сродни спортсмену – на достижение высоких результатов уходят годы работы. Только спортсмен тренируется для того, чтобы по принципу «быстрее, выше, сильнее» единожды добиться наилучшего результата, а артист балета повторяет это «быстрее, выше,сильнее» не один раз, а множество, причем изо дня в день. Максимально высоко, максимально широко, максимально размашисто, чтобы произвести впечатление на зрителя, предоставить ему зрелище.
Для достижения такого результата необходимы ежедневные репетиции, минимум – четыре–пять часов в день! Причем первые полтора часа – классическое занятие у станка, которое все привыкли видеть в фильмах. Это сродни прогреву двигателя самолета. Затем в течение двух часов прогоняются элементы всех уже существующих программ.
Когда в ансамбль приходят новые люди, их необходимо сделать частью единого балетного организма, наладить взаимодействие между артистами на уровне интуиции. При этом каждый артист должен не просто проделать комплекс движений, а придать этим движениям характер, определенную подачу зрителям. Как говорят участники ансамбля, характер должен быть не только в руках,ногах и голове артиста. Он должен быть в сердце. Потому что характер идет именно оттуда. шееся время репетиции уходит на запоминание и отработку элементов новых программ.
Это своего рода творческая лаборатория – размышления, пробы, ошибки… И все ради концерта – действа, вовремя которого зритель, где бы он ни находился – на Камчатке, в Монголии, США, должен видеть только одно –яркое зрелище.
Вот и на этот раз концерт проходит «как по нотам». Яркие танцевальные номера перемежаются с выступлениями певцов.Классическое сопрано Оксаны Лесничей сменяет эстрадное сопрано Людмилы Назаренко. При зажигательном исполнении Ольгой Варвус песни «Эй, моряк, ты слишком долго плавал!» моряки в зале хором подпевают припев.
В завершение Игорь Михайлов проникновенно исполняет очередной неофициальный гимн:
«Петропавловск, Петропавловск, вот зажегся в окнах свет.
Петропавловск,Петропавловск, начинается рассвет.
Петропавловск,Петропавловск, на Камчатке ты стоишь.
Как дежурный по России, тына Родину глядишь».
Последние слова тонут в бурных аплодисментах...
Несколько часов спустя на этой же сцене состоится новый концерт. Он также проходит с полной отдачей, на подъеме. Лица танцовщиков все также улыбчивы, движения отточены, слова песен раздаются также звучно. Второй концерт ничем не отличается от первого. Это и есть профессионализм высшей пробы, который дорогого стоит.
Вечером, за ужином, беседую с одним из старейших музыкантов ансамбля Виктором Новожиловым. Разговор заходит о профессионализме.
– Профессионализм, он ведь тоже разный бывает, – размышляет мой собеседник. – Откровенно говоря, в нашей профессии встречаются люди, которые не могут определиться с выбором.Один мой знакомый выступал заразные коллективы – то за десантников, то за моряков. Бывало,одну неделю – за одних, другую– за других. И ему все равно, в каких погонах играть, главное,чтобы платили. А я вот прикипел к пограничникам. Ездишь вдоль границы, смотришь, как люди живут, как Родину охраняют. И понимаешь: вот оно – настоящее дело жизни! И то, что мы тут делаем, важно и для пограничников,и для тех, кто живет у границы, и для меня. По-настоящему важно!
КИРГИЗИЯ. ГОРОД ОШ. Мы вновь в самолете. Очередной пункт назначения – город Ош, что на юге Киргизии.
Интересуюсь у начальника ансамбля полковника Андрея Капралова, что представляет собой «творческая кухня» коллектива, и как рождаются в коллективе новые идеи?
– Решение по репертуарной политике принимает художественный совет, существующий при начальнике ансамбля, – рассказывает Андрей Анатольевич. – В него входят представители всех «цехов» нашего коллектива. Вместе мы решаем, что сегодня наиболее насущно и интересно. Новые идеи появляются благодаря усилиям множества членов коллектива, ане кого-то одного. Прежде всего отмечу наших замечательных аранжировщиков. Почему я выделяю их, а не композиторов? Потому что именно от таланта аранжировщика зависит, как будет звучать мелодия, как ее воспримет публика.
Зачастую композитор, услышав хорошо аранжированное произведение, удивляется: неужели это я написал? Наши аранжировщики Геннадий Корнилов, Геннадий Пучков, Анатолий Сребреников,Виталий Воронков – это профессионалы самого высокого уровня. Люди, потрясающие по знаниям,опыту и таланту! Любому, кто профессионально связан с музыкой,фамилии наших аранжировщиков скажут, что мы собрали у себя самые «сливки»!
По дороге от аэропорта до Ошского погранотряда мелькают пирамидальные тополя, улочки с одноэтажными строениями,женщины в цветастых нарядах,чем-то торгующие у дороги. Даже не верится, что не так давно на этих безмятежных с виду улицах лилась кровь…
Пограничники Ошского погранотряда встречают артистов и музыкантов ансамбля как родных. В солдатской столовой накрыты столы с незатейливой, но весьма вкусной местной снедью.
Ближе к вечеру ансамбль перебирается в серую громаду местного Дома культуры. Внутри голые бетонные стены, лишь в фойе в небольшом буфете торгуют чаем да растворимым кофе.
Солист коллектива Эдуард Лабковский, один из исполнителей песни «День Победы», общается «за жизнь»с улыбчивой продавщицей. Одетый в яркий сценический костюм,Эдуард Максимович вызывает уместной публики огромный ажиотаж. На него смотрят с благоговением – звезда! Двое совсем молодых солдат в мешковато сидящем камуфляже нерешительно подходят к Лабковскому и на ломаном русском интересуются:
– Можно с вами сфотографироваться?
С неожиданным радушием тот соглашается:
– Конечно же! Сколько угодно!Пока идет импровизированная фотосессия, Эдуард Максимович успевает выспросить у военнослужащих все об их житье-бытье и поинтересоваться, откуда они родом.
За кулисами Дома культуры совсем нет места. Балерины гримируются за какими-то скромными занавесками, тут же «настраиваются» музыканты и распеваются певцы. У входа в гримерку застыли спецназовцы-пограничники, обвешанные оружием и снаряжением. Что называется, на всякий случай.
– Условия почти экстремальные, – замечаю я.
В ответ участники коллектива улыбаются: здесь хотя бы крыша имеется, были случаи, когда приходилось выступать чуть ли не в чистом поле.
Итак, концерт начинается.В зале не протолкнуться. Люди стоят в проходах, сидят друг у друга на коленях. Оказывается,подобного события в городе не было очень давно. Дети с удивлением глядят на яркие одежды артистов балета, многие из них впервые слышат русскую речь.
На этот раз программа заметно отличается от той, с которой коллектив выступает в российском регионе. Упор делается на советскую и русскую классику. Петр Мелентьев исполняет«Калинку-малинку».В какой-то момент он демонстрирует свой фирменный трюк – берет высокую ноту и бесконечно долго держит ее. Вижу, как лица детей,сидящих у сцены, вытягиваются от удивления.
Затем следует попурри из песен Аллы Пугачевой в исполнении солистки ансамбля Елены Горской. Зрители постарше хором подпевают знакомым песням.
После завершения концерта на сцену выходит один из представителей городского руководства и благодарит за выступление:
– Спасибо вам огромное! Я словно попал в восьмидесятые годы – лучшее время моей жизни!
В тот же день ансамбль возвращается в Москву. Заканчивается очередная командировка. За прошедшие годы ансамбль побывал в более чем двадцати таких командировках, объехав не только всю границу России. География выступлений коллектива включает Китай, Монголию, Беларусь,Киргизию, Южную Осетию, Абхазию.
Для каждой такой поездки ансамбль готовит отдельную программу, отличную от предыдущей.Популярность коллектива огромна! Ансамбль получил признание не только в рамках ведомства, но иу более широкой аудитории как в стране, так и за рубежом.
Между тем еще несколько лет назад об ансамбле почти никто не знал даже в рядах главной его аудитории – среди пограничников. В чем секрет такой популярности? Начальник ансамбля полковник Андрей Капралов считает, что все дело в тщательной подготовке репертуара.
– Свой новый репертуар готовит не только ансамбль в целом, но и каждый солист, – размышляет Андрей Анатольевич. – Особенно хочется отметить наш балет, который за прошедшие годы создал не менее десяти постановок. Сегодня в процессе сценического обыгрывания находится еще шесть постановок. Это довольно-таки много.
Благодаря постоянному обновлению репертуара и высокому уровню исполнения ансамбль постоянно хотят видеть в самых разных регионах страны, а также за рубежом.При этом, бывая на гастролях,каждый участник коллектива помнит, что пограничный ансамбль – прежде всего, сложный, но весьма эффективный инструмент для формирования положительного облика российских пограничников в сознании тех зрителей, перед которыми мы выступаем. При правильном и умелом применении этого инструмента положительный эффект наступает гораздо быстрее, нежели от многих лет дипломатической работы.
Каждый артист пограничного ансамбля помнит: чтобы ни происходило в личной жизни, какие бы обстоятельства ни возникали, мы не можем дать концерт «на четверочку». Мы просто не имеем на это права!
Фото автора