Все в детстве любили кататься на санках. У многих народов тысячелетиями сани были, в первую очередь, не средством для отдыха, а жизненной необходимостью. С их помощью охотились, на них перевозили товары и передвигались по заснеженным горам, лесам и болотам. Жители крайнего севера России их называли нарты, индейцы северной Америки тобогган, а финны – акья.
Индейский вариант саней типа «тобогган», путем синтеза и влиянием разных обстоятельств и культур, стали прототипом современного средства эвакуации пострадавших туристов с гор. Однако, эволюция спасательных саней была долгой и опыт наших коренных народов тоже привнёс свой вклад в их развитие.
Самые ранние варианты индейских саней – это собственно волокуши - «тобогган». Они хорошо подходили для перевозки людей и грузов. Универсальны и просты в изготовление, а благодаря широким полозьям вес распределялся по большой площади. Во время кочевок первыми шли мужчины, тропя и сменяя друг друга. За ними двигались женщины, впрягшиеся в широкие тобогганы, на которых сидели маленькие дети. Материал изготовления был самый простой – кожа, дерево и береста. По мере развития саней на смену бересте пришли деревянные доски. Обычно использовались берёза и ясень — носы саней пропаривали и сгибали по форме.
Именно этот вариант саней, которые индейцы использовали в лесах, простирающихся по северным регионам Северной Америки, идеально подходил для зимних путешествий по глубокому рыхлому снегу. Устойчивые, простые и практичные. Джек Лондон в «Белом Клыке» описал их так - это были длинные узкие куски бересты с деревянными поперечинами, скреплённые шнурками из сухожилий или сыромятной кожи. Нос саней был загнут назад чтобы отводить снег. Они были узкими, чтобы помещаться в след человека на снегоступах.
Само название тобогган происходит из языка индейцев микмак, от слова «тобаакан» или «odabaggan». Саней было несколько вариантов. В зависимости от условий использования и целей предназначения, конструкции менялись.
Одно из первых свидетельств применения ручных саней индейцев (по-видимому, кри) было, предположительно, сделано в 1611 г. участниками экспедиции Генри Гудзона на заливе, названном впоследствии его именем. Само же слово «тобогган» и сведения об использовании его микмаками впервые встречаются в труде католического миссионера К. Леклерка, датируемом 1691 года.
Другой ранний вариант больше похожий на каноэ был сделан из шкур животных и тянулся упряжкой собак или людьми, когда собак не было. (Этот пример саней из региона реки Юкон, населённого народом гвичин-дене)
Народы крайнего севера России и Дальнего востока использовали нарты, похожие на тип саней некоторых народов Северной Америки. Это может говорить о влиянии и взаимопроникновении культур. Вот что пишет русский путешественник, географ, этнограф и исследователь Дальнего востока Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872 – 1936) в своей книге «Дерсу Узала»:
"Наш обоз состоя из восьми нарт. В каждой нарте было по 30 килограммов полезного груза. Ездовых собак мы не имели ,потому что у меня не было денег, да едва ли на Кусуне нашлось бы их столько, сколько надо. Поэтому нарты нам пришлось тащить самим. Удэгейский способ перевозки грузов зимой заключается в следующем. К передней части нарты привязывается верёвка или ремень, которые оканчиваются лямкой, надеваемой через плечо. Сбоку, к ближайшей стойке у полоза, прикрепляется длинная жердь, называемая правилом. Человек держит правило рукой, направляет нарту и поддерживает её при крутых поворотах. Погода нам благоприятствовала. Нарты бежали по льду легко. Люди шли весело, шутили и смеялись.
Одной из сохранившийся иллюстрации того времени служат рисунки ссыльного художника Леопольда Немировского, которые сохранил молодой петербургский чиновник Иван Демьянович Булычев в ходе сенаторской ревизионной поездки по Сибири в 1843-1846 годах. Он написал книгу, а в качестве дополнения к ней выпустил альбом с иллюстрациями. Сани напоминают карету на просторах далёкого севера.
Использование собак в качестве ездовых не было массовым, но после прихода европейцев и, вероятно, начала золотой лихорадки применение собачьих упряжек постепенно начало распространяться среди индейцев.
И всё же именно вариант "корзинных саней", которые коренные жители Аляски изготавливали на протяжении многих поколений стали самыми популярными при перевозке грузов на собачьих упряжках. Дно саней представляет собой платформу, приподнятую над землёй на похожих на лыжи полозьях, которые тянутся за санями. Погонщик саней стоит на полозьях, держась за руль.
Именно здесь, на Аляске, два основных типа собачьих саней: тобогганы и корзиночные сани — начали влиять друг на друга. Хотя, как это всегда бывает в жизни, всё подчинялось практичности и целесообразности.
Русско - американская компания основала торговый пост в Нулато (на реке Нижний Юкон) в 1839 году. Её сотрудники совершали сезонные торговые поездки вверх по реке Юкон и были хорошо осведомлены о присутствии британцев в форте Юкон. Русские использовали для зимних походов плетёные сани, на которые повлияла сибирская культура, поэтому именно на среднем Юконе встретились две традиции изготовления саней. Однако только после популяризации собачьих упряжек арктическими исследователями, такими как Ф.Нансен и Р.Пири (которые использовали плетёные сани, созданные под влиянием инуитов, этническая подгруппа эскимосов), и во время золотой лихорадки в Северной Америке в конце XIX века плетёные сани начали вытеснять сани-тобогганы. Как оказалось, не на долго и не навсегда.
Например, западные поселенцы, продвигавшиеся вглубь Аляски и на Клондайк, проложили регулярные зимние тропы, по которым часто ходили торговцы и почтальоны. По этим утоптанным тропам сани на полозьях были быстрее и могли перевозить больше, чем санки с плоским дном, поэтому были более актуальны. Сани-волокуши же по-прежнему были лучше, чем сани, запряжённые собаками, на неосвоенных тропах и в глубоком снегу, поэтому они оставались всё ещё очень эффективными. Хадсон Стак (епископальный архидьякон Аляски) в своей книге «Десять тысяч миль на собачьей упряжке» упоминает, что в начале 1900-х годов многие индейцы всё ещё использовали сани-волокуши.
С 1960-х годов сани-волокуши в стиле саней-волокуш снова стали популярны среди охотников-промысловиков и любителей активного отдыха, хотя конструкция саней-волокуш сильно поменялась. И тут мы переходим к функции саней как спасательного средства. И первый вопрос: как сани могут помочь в горах при спуске пострадавшего, ведь большой уклон требует конструктивных изменений?
Одна из первых конструкций спасательных саней была похожа на индейский тобогган один в один. Её создатель, француз Роджер Сильван (1911 -1995), является её изобретателем. Уроженец Праз-сюр-Арли, на юго-востоке Франции. Он разработал в 1947 году первый прототип таких горных спасательных саней по просьбе французской лыжной команды Эмиля Алле. Зарегистрировав первые патенты на сани, предназначенные для оказания помощи раненым в горах, он продолжил заниматься горным снаряжением, в том числе и санями с лыжами.
Логика создателя была понятна – низкий центр тяжести, устойчивые, широкие, чтобы удобно располагать травмированного лыжника, и с длинными ручками для управления.
Справедливости ради, нужно сказать, что любому изобретению всегда предшествует большой труд. Спасением в горах до середины ХХ века в основном занимались горные гиды, военные, альпинисты и волонтёры -любители. Глядя на всевозможные конструкции, с нисходящей улыбкой, можно только порадоваться за стремление людей к прогрессу. Из чего только не делали средства для спасения. Хотя, меньше слов, лучше это увидеть:
Итак, технический прогресс было не остановить. Чуть позже более прогрессивные сани предложил американец Виктор Брэдли – спасатель – волонтёр и основатель «Cascade Toboggan». В 1962 году Виктор разработал алюминиевые сани, как он их назвал, в стиле «рикши». Ведь, по сути, спасатель так же быстро доставляет пострадавшего к месту назначения. Ироничное использование слово «рикша», как процесс эвакуации лыжников, нужно полагать, было связан с возросшим туристическим потоком на горнолыжные курорты, и, соответственно, возросшим количеством травм.
После года испытаний, в 1965 году были созданы первые полностью алюминиевые сани. Были разработаны новые ручки, которые легко прикреплялись и отсоединялись, а так же спинка. На сани был установлен тормоз, чтобы спасатель мог лучше управлять ими! В горах, на крутых участках это очень важно.
В 1966 году были изготовлены и испытаны первые сани уже из стекловолокна. Ручку можно было сложить или зафиксировать, был установлен конический плавник, расположенный в центре саней для обеспечения устойчивости и стабилизации хода. В 1967 году сани были представлен в 26 горнолыжных курортах США. Сотрудники лыжного патруля и спасатели начали замечать преимущества усовершенствованного дизайна и инноваций, внедряемых в Cascade Toboggan. В 1968 году были сделаны новые ручки из квадратных стальных труб, а спинка была убрана. Такие сани спускал один спасатель спереди, а второй страховал за верёвку сзади. Со временем, сани стали комплектоваться удобными матрасом, защитой от ветра, дополнительными ремнями.
Примерно в эти же годы, во многих горнолыжных курортах Америки стали использоваться сани «Кристалл» (в форме каноэ) с четырьмя ручками, которые были изготовлены компанией Clark Boat Company по заказу патрульного Пола Тэлбота. Сегодня в мире и в России это вторая наиболее популярная модель спасательных саней. Её преимущество в том, что форма в виде лодочки позволяет легко маневрировать в лесу и сложном рельефе, а тормозная цепь на дне позволяет просто и удобно регулировать скорость путём усиления давления на передние ручки. У обоих вариантов саней путём долго технического усовершенствования есть возможность для транспортировки вертолётом, снегоходом и канатной дорогой.
Современные сани стали дополнительно комплектоваться вакуумным матрасом и подголовником. Финское же название саней акья ( ahkio) прижилось в большей степени в нашей стране, возможно по причине того, что финское влияние нам было ближе, чем индейское. И, возможно, из-за того, что акьи использовались финскими военными по крайней мере с 1930-х годов, а близкое соседство способствовало заимствованию это слова в разговорной речи.
Будем справедливы, оба термина стали международным и понятными в профессиональной среде.
Современные сани могут оснащаться дополнительными амортизаторами, иметь защиту от ветра, снега, дождя. Существуют также надувные модели, которые, однако, в горной местности не используются.
Если Вам доведётся спускаться в акье в качестве пострадавшего, следует слушать спасателей и получать удовольствие. Правда, лучше до этого не доводить, и пользоваться услугами профессиональных инструкторов и гидов ;)
Канадцы же, перенявшие тобогган у индейцев, издавна использовали его также для катания с гор в качестве народной забавы, которая впоследствии переросла в национальный вид спорта. В начале ХХ века, наряду с бобслеем, тобогган применялся для скоростного спуска. В 1923 г. в Париже была создана Международная федерация бобслея и тобоггана (Fédération Internationale de Bobsleigh et de Tobogganing, FIBT; с 2015 – Международная федерация бобслея и скелетона.
P.S.Интересное развитие саней было получило во время Великой Отечественной войны.
В начале войны было создано особое конструкторское бюро Наркомата речного флота СССР для создания боевых аэросаней. Его возглавил опытный производственник М.В. Веселовский. Конструкторы умело использовали опыт горьковских инженеров, создавших в 30-е годы аэросани для нужд связи и пожарной охраны. Были модернизированы аэросани KM-5 и проведены их испытания. Полученный опыт позволил спроектировать и построить в августе 1941 года опытный образец аэросаней НКЛ-26. Расчеты весового баланса и прочности узлов аэросаней выполнил инженер ГИИВТа Игорь Чачхиани. Новые аэросани отличались высокими ходовыми качествами и прочностью, могли преодолевать заснеженные равнины, ледовые покровы рек, озер и болот. Они стали отличным мобильным средством для ведения боевых действий в зимних условиях. Первую партию боевых аэросаней речники изготовили в сентябре 1941 года на судоремонтных заводах имени Карла Маркса, «Память Парижской коммуны», «25-е октября», в Сокольском и Собчино.
В дальнейшем речники помогли конструкторам Горьковского автомобильного завода в создании аэросаней РФ-3, опытный образец которых был построен на заводе «25-e октября». Сотни аэросаней, изготовленных на берегах Волги и Оки, выдержали нелегкие боевые испытания под Москвой и на Северо-Западном фронте в условиях сильных морозов и многоснежья первой военной зимы. Широкое применение аэросани получили в Отечественную войну, особенно в 1942—1943 гг. В этот период они впервые были использованы в значительном количестве как боевые средства. Наиболее успешно аэросани действовали на открытой местности: на озёрных пространствах озёр Ладожское, Ильмень, Селигер, замерзших реках, в прибрежных районах моря и в Финском заливе.
А в 60-х — 80-х годах аэросани Ка-30 с пассажиров вместимостью 8-10 человек применялись для перевозки почты, пассажиров и грузов, медицинских рейсов в труднодоступных районах Севера, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана.
Использованы источники:
Национальный музей американских индейцев, Канадский исторический музей, Волжский Государственный Университет Водного Транспорта, В.К.Арсеньев «Дерсу Узала», Ф.А.Кропф «Спасательные работы в горах», личные фото автора.