Найти тему
Incredible World of Music

Fairlight CMI - легендарный цифровой инструмент, изменивший музыкальную индустрию. Часть 2.

ПРОДОЛЖЕНИЕ.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ЗДЕСЬ.

Впечатляющий для конца 1970-х гг. музыкальный инструмент стоил баснословных денег. Первая серия (1979-1982) в базовом исполнении предлагалась за 25 000 долларов США. Цена среднего нового автомобиля равнялась 5-7 тысячам долларов. Новейший IBM PC вместе с монитором и дисководами стоил 3 000 долларов. Было изготовлено около 300 единиц Fairlight CMI I. Практически все покупатели являлись крупными знаменитостями.


В Великобритании два ранних образца приобрели Питер Гэбриел, экс-участник группы Genesis, и Боз Баррелл из Bad Conpany. Летом 1979 г. один из создателей Fairlight Питер Фогель прибыл вместе с инструментом к Гэбриэлу, как раз записывавшему третий сольный альбом. Гэбриел и остальные присутствовавшие в студии пришли в восторг от невиданных доселе возможностей синтезаторного комплекса. Особенно музыкантам понравилось создавать шумовые эффекты, такие как звон разбитых бутылок или стук ломающихся кирпичей, управлять высотой любого записанного звука в реальном времени. Вместе с кузеном Стивеном Пейном (ставшим известным как "человек, продавший миру сэмплинг") Гэбриел основал в Лондоне компанию Syco Systems, официально представлявшую новую технологию. Пейн принимал активное участие в студийной работе, программировал Fairlight. Благодаря постоянной демонстрации инструментов в Паддингтоне им удалось завлечь многих рок-звезд: Джона Пола Джонса, Джеффа Даунса, Кейт Буш, Тревора Рабина, Томаса Долби, Ника Роудса, Алана Парсонса, Рика Райта и др. Владельцем одного из экземпляров стал Пол Маккартни.

Стивен Пейн демонстрирует певице Кейт Буш возможности нового синтезатора
Стивен Пейн демонстрирует певице Кейт Буш возможности нового синтезатора


Австралийский звукорежиссер Брюс Джексон (1949-2011), проживавший в то время в Санта-Монике (Калифорния, США), начал продвигать Fairlight CMI среди американских музыкантов и тоже открыл офис продаж. В 1980 г. инструменты купили Стиви Уандер и Херби Хэнкок, заплатив по 27 500 долларов.


Вот лишь некоторые известные композиции, записанные с использованием Fairlight: «Sledgehammer» Питера Гэбриела, «Thriller» Майкла Джексона, «Rocket»Хэрби Хэнкока, «Unforgettable Fire» U2, «Never for Ever» Кейт Буш, «Happy Birthday»Стиви Уандера, «Magnetic Fields» Жана-Мишеля Жарра, "Owner of a Lonely Heart" Yes. Цифровой инструмент активно использовали в турах и живых выступлениях Стиви Уандер, Винс Кларк, Джефф Даунс, Ник Родес.

Ник Родес из Duran Duran играет на Fairlight
Ник Родес из Duran Duran играет на Fairlight


Теперь о том, как осуществлялось управление цифровым музыкальным инструментом. По меркам технологий конца 1970-х гг. он был достаточно прост в обращении. После включения и загрузки системы на экране появлялся список разделов, отвечающих за разные функции.

-3


Среди них: работа с дисками, настройка клавиатуры, управление параметрами гармоник, рисование формы звуковой волны, секвенсер и т.д.


Средство для работы с дисками представляло собой проводник со списком файлов, подобный DOS'овскому Norton Commander. Файлы можно открывать, переименовывать, удалять или копировать на другой носитель. Используемые типы расширений имен файлов: *.vc - оцифрованный звуковой фрагмент, или сэмпл; *.co - файл с параметрами контроля и настроек, применяющимися к аудиоданным; *.in - полный пресет инструмента; *.sq - файл с записью музыкальной композиции, сыгранной на клавиатуре или запрограммированной в секвенсере. Буквенные индексы A, B, C, D, E обозначают регистры клавиатуры, на которые будет назначен выбранный инструмент.

-4


Следует помнить, что полифония ограничена 8 голосами, каждый из которых формируется отдельным звукогенерирующим устройством (каналом). Важную роль здесь играет страница 3 (настройки клавиатуры), распределяющая звуки по регистрам, каналам, зонам клавиатуры и устанавливающая количество одновременно звучащих нот в каждом регистре (параметр "nphony"). Там же выбирается октава, в которую будет транспонироваться звук (+/- 6 октав) и производится тонкая настройка высоты звучания, точность которой составляет 0.01 полутона. Параметры, выбранные в настройках клавиатуры, распространяются и на секвенсер.


Световое перо и дисплей - ключевое преимущество Fairlight перед другими синтезаторами, управление которыми было гораздо менее наглядным. С помощью пера музыкант мог активировать элементы меню, редактировать форму записанного сигнала, настраивать энвелоп (атаку, затухание, спад, удержание) или же рисовать с нуля произвольную звуковую волну. Fairlight устроен по принципу аддитивного синтеза, одинаково хорошо работая как с записанными извне (сэмплированными), так и со сгенерированными во внутренней программной среде звуками. Конечный результат достигается сложением гармонических колебаний. В одном сигнале может накладываться друг на друга до 128 гармоник. Столь мощная для того времени аппаратная основа была заложена еще Тони Фурсом. Все эти гармоники отображаются на экране в виде осцилограмм, свободно добавляются, исправляются, перемещаются, удаляются. В отличие от аналоговых синтезаторов, частота звука цифрового инструмента всегда остается стабильной, будучи синхронизированной с кварцевым тактовым генератором.

-5


Режим секвенсера позволяет сохранять сыгранное. Несмотря на то, что Fairlight появился на несколько лет раньше стандарта MIDI, данные представлены не в виде набора значений уровней напряжения осцилляторов (VCO), как у многих моделей синтезаторов с цифровым управлением, а транслируются во внутреннюю систему команд. Отслеживается ряд параметров: играемая нота (октава, расположение в ней), скорость нажатия (громкость), длительность, пауза или удержание, дополнительные эффекты (глиссандо, портаменто). Для создания и редактирования композиций предназначен собственный язык программирования Fairlight MCL - music composition language. Структура записи в нем выглядит как перечень событий. Примерно такой же принцип стали использовать компьютерные программы-трекеры.

К примеру

0001 O=3 A B C D [где 0001 номер строки, ноты A B C D будут сыграны в 3-й октаве]

Дополнительные параметры вводятся через запятую. Например

0001 A5V12, 16, 1/4 [где A5 - обозначение ноты и октавы, V12 - уровень громкости, 16 - длительность, 1/4 - продолжительность паузы, или "пробела" после сыгранной ноты].

Значения параметров можно указывать как по отдельности для каждой ноты, так и сразу на всю строку. Например,
O=3 G=1/4 A B C. Это будет означать, что все звуки находятся в третьей октаве, и за каждым следует "пробел" в 1/4 длительности. Пробелы (gap) выполняют функцию не только музыкальных пауз, но и изменяют характер исполнения, создают штрихи.

Таким образом, при коротких пробелах (восьмых, шестнадцатых и т.д., в зависимости от темпа) ноты A B C D будут звучать как легато

0001 O=3 G=1/8 A B C D

А длинные паузы создают эффект отрывистости, стакатто

0001 O=3 G=7/8 A B C D

Иерархия MCL состоит из трех уровней: 1) Произведение (Piece)
.pc; 2) Часть (Part) .pt и 3) Секвенция (Sequence) .ss. Композиция может содержать от 1 до 8 частей. Каждая часть управляет воспроизведением от 1 до 64 секвенций. Секвенция - это отдельная сыгранная либо запрограммированная инструментальная партия в объеме от 1 ноты до всей доступной памяти устройства.

Специфика работы с Fairlight предполагала, что введенные исполнителем с помощью музыкальной клавиатуры партии необходимо оптимизировать в редакторе, чтобы они занимали меньше места на диске. На рубеже 1970х - 1980х гг. каждый байт памяти был на счету. Поэтому демосценщики и игровые композиторы старшего поколения умели не только мастерски исполнять музыку, но и умещать свои творения в паре-тройке килобайт информации.

В Fairlight II появилась страница R - realtime composer (режим композитора в реальном времени), отображающая дорожки с тактами и нотами, которая уже больше походила на современные музыкальные редакторы. Благодаря этому Fairlight стал еще более популярным и удобным средством для создания аранжировок.

-6


Начиная с модели IIx стала устанавливаться плата MIDI/SMPTE-модуля. Третья, последняя серия, выпущенная в 1985 году, получила новые 16-битные процессоры, увеличенный объем оперативной и звуковой памяти, 16-голосную полифонию, накопитель на жестком диске, модернизированный дизайн. Частота дискретизации 100 КГц соответствовала диапазону воспроизводимых частот 50 КГц в стерео, поравнявшись с характеристиками AudioCD. Вместо старого округлого дисплея был установлен новый с прямоугольными очертаниями. Световое перо заменили на графический планшет. Стартовая цена составляла 40 000 долларов, достигая 100 000 в расширенных комплектациях. Fairlight III выпускался с 1985 по 1989 гг., продаваясь хуже предшественников, так как рынок уже был наполнен более мобильными и дешевыми решениями от других производителей. Средняя стоимость цифровых синтезаторов находилась в пределах 1500-2500 долларов. Казалось бы, для фирмы это должно было означать начало конца, однако в Fairlight с успехом завершили 10-летнюю историю CMI и переключились на производство другого звукового оборудования.

При всем великолепии данного инструмента, удостоившегося чести побывать на музыкальном Олимпе, современники отмечали и ряд недостатков. У первого Fairlight CMI частота дискретизации составляла 24 КГц, что обеспечивало эффективный диапазон воспроизводимых частот до 10 КГц. В 16 килобайтах памяти каждого канала помещался лишь очень короткий фрагмент звуковой волны, длительностью около 1 секунды. Чтобы можно было записать более продолжительное звучание, использовалась переменная частота оцифровки, но тогда качество образца ухудшалось, диапазон сужался до 3500 Гц. Поэтому сэмплированные "живые" инструменты - фортепиано, скрипки, гитары, духовые и т.д. - при преобразовании звучали довольно грубо. Полифония, ограниченная восемью голосами, тоже накладывала некоторые ограничения. Исполнители же вырабатывали фирменные приемы, пользуясь возникающими искажениями и перебивающими друг друга звуками.

Предпринимались попытки принести Fairlight в академическую среду. Он должен был стать особенно полезным тем композиторам, которые не имели возможности приглашать симфонический оркестр для исполнения своих произведений. А также предлагался как инновационное средство написания музыки, позволяющее сразу услышать результат. Но представители старой школы прохладно отнеслись к новинке, в отличие от более молодых композиторов, работавших в жанре авангарда. В 1982 г. на пяти инструментах Fairlight CMI была исполнена симфония Erdenklang, написанная австрийцами Хубертом Боргенмайером и Харальдом Цушрадером.



Fairlight CMI в значительной степени повлиял на характерное "звучание 80-х", но после был незаслуженно забыт. Мне до сих пор кажется странным то, что я не придавал значения этому инструменту, хотя в 90-х видел его на фотографиях и в видеоклипах. Мало кто из знакомых музыкантов знает о нем. Легендами 80-х считались синтезаторы Yamaha, Korg, Roland, Ensoniq, Kurzweil, Obergheim и т.д. Наблюдался определенный интерес к старым аналоговым машинам типа mini/polyMoog. И вот уже в двухтысячных ностальгирующие вновь вспомнили про цифровой Fairlight, а для кого-то он стал открытием.

Интересно, что до наших дней дожило приличное число экземпляров. Я помню, в 2008-2010 гг. на зарубежных музыкальных форумах периодически появлялись темы, касающиеся эксплуатации, обслуживания и ремонта CMI. Вроде того: купил Fairlight, где теперь найти диск с системой, и почему устройство перестало включаться? На помощь неофиту сразу же приходил добрый десяток других владельцев. Цена исправного Fairlight на заграничных барахолках составляла 10 000 долларов. Были предложения дешевле, были дороже. Не так давно на всем известном интернет-аукционе был продан за 63 000$ Fairlight CMI IIx, принадлежавший клавишнику Блю Уиверу, игравшему в группах Bee Gees и Pet Shop Boys. С подписью владельца и дискетами авторских наработок.

-7

Как говорится, удивительное рядом !