- Моя прабабушка в блокадном Ленинграде заставляла своих юных внучек под звуки разрывающихся бомб вышивать и при этом строго следила, чтобы они держали прямыми спинки и не делали ошибок в цвете или технике наложения стежков, - поделился семейной историей мой любимый преподаватель, исключительно мудрая и порядочная женщина, результативный, а, следовательно, очень требовательный педагог, за что многие ученики испытывали благоговейный трепет перед ней.
На СВО я замечал похожие по содержанию, но отличающиеся по форме случаи, когда солдаты и офицеры в часы отдыха начинали писать рассказы, стихи или изучать какое-то новое для себя направление, исключительно мирное, никак не связанное с военной деятельностью.
Более глубокое изучение, этого феномена привело меня к открытию для себя принципа мотивирующих контрастов.
Суть принципа заключается в том, что можно повышать градус эффективности, искусственно регулируя градус экстремальности.
Периодическая, резкая смена вида деятельности, которая идёт в полный диссонанс с окружающей обстановкой, помогает перезагрузиться, отвлечься от происходящего, прояснить мысли, избавиться от негативных переживаний, зарядиться позитивной энергией, и вернуться в реальность с новыми силами и идеями для выполнения текущих задач.
Этот принцип эффективно работает в обе стороны, и повышения, и понижения градуса экстремальности.
Например, когда нужно в спокойной обстановке вялотекущей рутины резко повысить производительность офисных работников или мобилизовать их на решение сложной задачи, то эффективно объявить быстрый переезд, когда один отдел меняется кабинетами с другим, или учебную пожарную тревогу.
Встречались ли вы в своей практике с принципом мотивирующих контрастов?